Дело № 12-146/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
11 апреля 2022 года
Судья Советского районного суда Фомина К.А.
при секретаре Селезневой Г.М.,
рассмотрев жалобу защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Мерзляковой В.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта , по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.1 ст.12.34 КоАП РФ за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении на Министерство дорожного хозяйства и транспорта (далее по тексту Министерство) наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 140 000 рублей.
Из протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что юридическим лицом – Министерством дорожного хозяйства и транспорта ДД.ММ.ГГГГ в 06 часов 31 минуту не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги Шибаево-автодорога Челябинск-Октябрьское Октябрьского муниципального района, что выразилось в недостатках в эксплуатационном состоянии указанной дороги в виде отсутствия у пешеходного перехода светофорного объекта Т.7 около образовательного учреждения, за что предусмотрена ответственность по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
В жалобе защитник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Мерзлякова В.Ю. просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что по итогам открытого аукциона ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО «Ойкумена» заключен государственный контракт №-д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения .
Технический надзор за содержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения , приемку выполненных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения осуществляет ОГКУ «Челябинскавтодор», которое действует на основании Устава.
В соответствии с п.п.ж п.3.4 Технического задания Государственного контракта, светофорные объекты должны быть в исправном состоянии. В соответствии с Техническим заданием Государственного контракта поврежденные светофорные объекты подлежат исправлению с момента обнаружения неисправности в течение 3 суток.
В силу заключенного государственного контракта юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог , является АО «Ойкумена», однако ремонт и восстановление светофорных объектов не входит в перечень работ по указанному контракту.
В связи с представлением ОМВД России по , по результатам контрольной проверки и предложению ОГКУ «Челябинскавтодор» Министерство согласовало включение в план проектно-изыскательских работ на 2022-2024 годы разработку проектной документации на ремонт остановочного комплекса с обустройством пешеходного перехода светофором Т-7 на участке км 0+010 м автодороги Шибаево-автодорога Челябинск-Октябрьское Октябрьского муниципального района. После разработки и утверждения проектной документации будет принято решение о сроках проведения работ. ОГКУ «Челябинскавтодор» письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что проектная документация по восстановлению остановочного комплекса с обустройством пешеходного перехода светофором Т-7 разработана и утверждена ООО «Проектная контора» по заданию Министерства. Следовательно, работы по восстановлению остановочного комплекса с обустройством пешеходного перехода светофором Т-7 на автодороги Шибаево - автодорога Челябинск- Октябрьское Октябрьского муниципального района будут выполнены после заключения государственного контракта на выполнение данных работ. Таким образом, Министерством предпринимает все зависящие от него меры для соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения путем заключения государственного контракта на содержание с подрядчиком, а также возложения на ОГКУ «Челябинскавтодор» функций по приемке, обследованию и контролю выполненных работ. Следовательно, Министерство является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, в связи с чем, считает, что в действиях Министерства отсутствует состав административного правонарушения. Также просит снизить размер наказания.
Защитник юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Мерзлякова В.Ю., представитель заинтересованного лица – государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД отдела МВД России по Х.Е.С. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в их отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи суд не усматривает.
В соответствии с положениями ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа.
Виновность Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ установлена:
- протоколом об административном правонарушении , составленным ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие представителя юридического лица (министерства), надлежащим образом извещенного о месте и времени составления протокола и не ходатайствовавшего о переносе срока составления протокола. Уведомление о времени и месте составления протокола получено министерством посредством электронной почты заблаговременно до составления в отношении него протокола об административном правонарушении (ДД.ММ.ГГГГ, номер входящей корреспонденции 901-9929- 9931). Протокол составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в нём отражены все сведения, необходимые для разрешения дела;
- актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ;
- проектом организации дорожного движения автомобильной дороги Шибаево-автодорога Челябинск-Октябрьское Октябрьского муниципального района;
- фотоматериалами;
- распоряжением Министра дорожного хозяйства и транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении проектной документации по объекту «Ремонт автомобильной дороги Шибаево-автодорога Челябинск-Октябрьское Октябрьского муниципального района».
Имеющиеся доказательства относятся к настоящему делу, получены в соответствии с требованиями закона, достаточны для его разрешения.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог (как одна из составляющих дорожной деятельности - ст. 3 данного закона) осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Согласно п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений. Как следует из проекта организации дорожного движения на 1 км автомобильной дороги Шибаево-автодорога Челябинск-Октябрьское Октябрьского муниципального района предусмотрен остановочный комплекс и пешеходный переход, ведущий к школе.
Кроме того, защитником обстоятельство, что светофорный объект на вышеуказанном участке автомобильной дороги отсутствует, не оспаривалось.
В судебном заседании установлено нарушение п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 ввиду отсутствия светофора Т.7 для обозначения пешеходного перехода, расположенного на участке дороги, проходящем вдоль территории детского учреждения (школы), что угрожает безопасности дорожного движения.
Также из имеющихся в деле доказательств следует, что на вышеуказанной автомобильной дороге имеются недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог в части обустройства ее необходимыми техническими средствами организации дорожного движения, что является несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог. Указанное обстоятельство административным органом доказано, а также юридическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспаривалось.
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12).
В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Дефиниция дорожной деятельности содержится в пункте 6 статьи 3 (основные понятия) указанного Федерального закона, согласно которому дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из указанных положений закона следует, что содержание автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии со статьей 50 Устава (Основного Закона) и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ «О структуре органов исполнительной власти » утверждено Положение о Министерстве дорожного хозяйства и транспорта , согласно п.1 Общих положений которого Министерство дорожного хозяйства и транспорта является органом исполнительной власти . Учредителем Министерства является .
Автомобильная дорога Шибаево-автодорога Челябинск-Октябрьское Октябрьского муниципального района входит в Перечень областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, являющихся собственностью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
Исходя из изложенного лицом, ответственным за содержание вышеуказанной автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, принадлежащей на праве собственности , является Министерство дорожного хозяйства и транспорта как уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что Министерство не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог возлагается на лиц, осуществляющих содержание дорог, то есть подрядные организации, в данном случае на ЗАО «Ойкумена», несостоятельны.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019 и требования п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом - Министерством дорожного хозяйства и транспорта - требований статьи 12 федерального закона «О безопасности дорожного движения», обязывающих обеспечить соответствие состояния дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам при их содержании, должном обеспечить безопасность дорожного движения.
Заключение государственного контракта с подрядной организацией, на что ссылается защитник, не освобождало Министерство от обязанности по содержанию вышеприведенного участка автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности. При этом на обстоятельства невыполнения возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги, в том числе путем контроля за исполнением подрядной организацией обязанностей по контракту, указывает факт выявленных нарушений требований ГОСТ Р 52289-2019, соблюдение которых необходимо для обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений приведенных норм и п.13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, а следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Факт нарушения Министерством правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья считает установленной виновность Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ – несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела не установлено. Постановление мирового судьи отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в нем приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства вины, исследованные в судебном заседании, решение по делу должным образом мотивировано. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушены.
Административное наказание назначено в размере санкции ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих наказания обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № в отношении Министерства дорожного хозяйства и транспорта оставить без изменения, жалобу защитника Мерзляковой В.Ю. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано путем подачи жалобы в порядке надзора в Челябинский областной суд.
Судья К.А. Фомина