ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-146/2022 от 30.03.2022 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 12-146/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Город Волжский, Волгоградская область «30» марта 2022 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Попова И.Н. рассмотрев жалобу Зубко Дмитрия Николаевича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Ильиной Екатерины Леонидовны №... от "."..г. о назначении административного наказания по части 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Ильиной Е.Л. №... от "."..г. должностное лицо – генеральный директор ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не оспаривая сам факт совершения административного правонарушения, но, не соглашаясь с назначенным административным наказанием, Зубко Д.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит назначенное постановлением №... от "."..г. административное наказание в виде штрафа заменить на предупреждение в соответствии с положениями ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указано, что в результате выездной проверки, проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой при участии специалистов Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в деятельности ООО «Волга-Бизнес» были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии на территории полигона ТБО ООО «Волга-Бизнес» трансформаторной подстанция 10/0,4 мощностью 400 кВа; скважины для выпуска биогаза в атмосферу. По данным нарушениям на момент рассмотрения дела об административном правонарушении инспектору были представлены пояснения, в которых указывал о том, что трансформаторная подстанция ТП 10/0,4 кВ в соответствии с предоставленными техническими условиями от ПАО «<...>» предусмотрена на территории смежно расположенного объекта ООО «Волга-Бизнес» - Мусоросортировочного комплекса в г. Волжский, при этом проект наружного электроснабжения полигона от ТП 10/0,4 кВ согласован Администрацией г. Волжский (письмо №... от "."..г.) и ПАО «<...>» (письмо №... от "."..г.); устройство скважин планируется начать при высоте рабочей карты полигона не менее 53,0 м. ( в настоящее время высота рабочей карты полигона составляет не более 7,0 м), что предусмотрено заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации «Технология снижения выбросов биогаза в атмосферный воздух на полигоне твердых бытовых отходов г. Волжский», утверждённой приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от "."..г.№..., согласно которому новая технология предусматривает увеличение высоты участков размещения отходов до 60,0 м. ООО «Волга-Бизнес» внесено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, категория - малое предприятие, имеет минимальную выручку и малую численность персонала, к административной ответственности привлекается впервые, угрозы повторного совершения правонарушения либо наступления негативных последствий административных органом не выявлено, имущественный ущерб участникам отношений не причинен.

Зубко Д.Н. на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежаще; в жалобе просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Старший помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Деревянченко Н.О. при рассмотрении жалобы пояснил, что на основании решения Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1№... от "."..г. им с привлечением специалиста Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям и филиала ФБУ «<...>» - «<...>» в период с "."..г. по "."..г. была проведена проверка ООО «Волга-Бизнес» на предмет соблюдения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, природопользования, а также законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране атмосферного воздуха и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе проверки было установлено, что ООО «Волга-Бизнес» эксплуатирует полигон ТБО, являющийся объектом негативного воздействия I категории, высокой категории риска, находящийся по адресу: <адрес>. Приказом Росприроднадзора от "."..г.№... полигон ТБО внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за №.... Объект размещения отходов (далее – ОРО) расположен на земельных участках, арендованных ООО «Волга-Бизнес» по договорам аренды на основании постановления администрации городского округа – г. Волжский от "."..г.№.... Проектная документация на строительство ОРО ООО «Волга-Бизнес» разработана ГАУ ВО «<...>» и в "."..г. представлена на государственную экологическую экспертизу. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от "."..г.№... утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Полигон ТБО введен в эксплуатацию после реконструкции на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию капитального строительства «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский» №... от "."..г. В ходе выездной проверки "."..г. ОРО ООО «Волга-Бизнес» выявлены отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Так, согласно разделу «Основные технические решения» заключения государственной экологической экспертизы, утвержденной Приказом №..., в состав проектируемых сооружений ОРО ООО «Волга-Бизнес» входят, в том числе, трансформаторная подстанция 10/0,4 мощностью 400 кВА, и система пассивной дегазации тела полигона; по площади полигона по сетке 50х50 метров запроектированы скважины для выпуска биогаза в атмосферу глубиной по 7 метров. Однако, при обследовании полигона "."..г. установлено, что трансформаторная подстанция 10/0,4 мощностью 400 кВА и скважины для выпуска биогаза в атмосферу на территории полигона ТБО ООО «Волга-Бизнес» отсутствуют, не установлены. Таким образом, было установлено, что ООО «Волга-Бизнес» осуществляет деятельность, не соответствующую документации, которое получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. Причиной допущенных нарушение является ненадлежащее отношение к исполнению своих обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства со стороны должностного лица – генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н., ответственного за соблюдение норм природоохранного законодательства. Постановлением заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2№... от "."..г. было возбуждено производство об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н., материалы дела направлены для рассмотрения руководителям Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Ильина Е.Л., вынесшая обжалуемое постановление, считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению. По обстоятельствам дела пояснила, что основанием для привлечения генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. к административной ответственности явились материалы проверки, представленные Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, о нарушении требований законодательства об охране окружающей среды; установлен факт осуществления деятельности ООО «Волга-Бизнес», не соответствующей документам, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. В частности было установлено, что ООО «Волга-Бизнес» эксплуатирует полигон ТБО – объект негативного воздействия I категории, высокой категории риска. Для данного объекта размещения отходов (далее - ОРО) ООО «Волга-Бизнес» арендует земельные участки. Проектная документация на строительство ОРО ООО «Волга-Бизнес» разработана ГАУ ВО «<...>» и получила положительное заключение. Согласно этому заключению в состав проектируемых сооружений ОРО ООО «Волга-Бизнес» входят, в том числе, трансформаторная подстанция 10/0,4 мощностью 400 кВА, а также система пассивной дегазации тела полигона; по площади полигона по сетке 50х50 метров запроектированы скважины для выпуска биогаза в атмосферу глубиной по 7 метров. Однако, при обследовании полигона было установлено, что трансформаторная подстанция 10/0,4 мощностью 400 кВА и скважины для выпуска биогаза в атмосферу на территории полигона ТБО ООО «Волга-Бизнес» отсутствуют, не установлены. Осуществление деятельности не соответствующей документации является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ. Поскольку Зубко Д.Н., являясь генеральным директором ООО «Волга-Бизнес» и имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не принял всех зависящих от него мер, он был привлечён к административной ответственности. Оснований для применения к нему положений ст. ст. 2.9, 3.4 и 4.1.1 КоАП не выявлено, поскольку несоблюдение требований в области охраны окружающей среды может повлечь за собой угрозу чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера; наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее по тексту КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Копия оспариваемого постановления была направлена генеральному директору ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. "."..г. почтовой корреспонденцией, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений ( л.д. 198-200); получена им "."..г. согласно информации, размещённой в общем доступе на интернет сайте Почта России.

Жалоба на постановление "."..г. направлена Зубко Д.Н. почтовой корреспонденцией в адрес <...> районного суда города Волгограда; определением судья <...> районного суда г. Волгограда от "."..г. передана для рассмотрения по подведомственности в Волжский городской суд Волгоградской области; срок обжалования не пропущен.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные доказательства, судья приходит следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды") экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1).

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2).

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (п. 1).

При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (п. 2).

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3).

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (п. 4).

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2398 (ред. от 07.10.2021) утверждены Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

Согласно пп. 12 п. 1 Критерий отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I категории относится осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по обращению с отходами производства и потребления в части, касающейся: утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления термическим способом (сжигание, пиролиз, газификация) с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок: отходов I - III классов опасности; отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более); утилизации, обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок, за исключением мобильных установок: отходов I класса опасности (с проектной мощностью 0,1 тонны в час и более); отходов II класса опасности (с проектной мощностью 0,3 тонны в час и более); отходов III класса опасности (с проектной мощностью 1 тонна в час и более); обезвреживания (кроме применения термических способов) отходов IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более), за исключением мобильных установок.

Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

На основании п. 5 ч. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, объекты размещения отходов, объекты обезвреживания отходов.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды», экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Требования государственной экологической экспертизы установлены Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об экологической экспертизе».

Статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об экологической экспертизе» установлено, что экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об экологической экспертизе», объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.

В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об экологической экспертизе», нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 27 Закона "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие.

Пунктом 3 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно представленным копиям учредительных документов (Устава ООО «Волга-Бизнес», утвержденного решением единственного участника ООО «Волга-Бизнес» "."..г., свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии <...>№..., свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии <...>№...), общество с ограниченной ответственностью «Волга-Бизнес» (сокращенное наименование – ООО «Волга-Бизнес») зарегистрировано в качестве юридического лица "."..г. в Межрайонного инспекции ФНС №... по <...> области за ОГРН №..., ИНН №..., КПП №...; генеральным директором общества с "."..г. является Зубко Дмитрий Николаевича; основным видом деятельности общества является сбор отходов (л.д. 47-61).

"."..г. сведения об ООО «Волга-Бизнес», ИНН №..., внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по категории «Малое предприятие» (л.д. 38).

В соответствии с договоров аренды от "."..г. с регистрационными номерами №... и №... и дополнительными соглашениями к ним, у ООО « Волга-Бизнес» в пользовании, на условиях договора аренды, находятся земельные участки, площадью <...> кв. метров и <...> кв. метров, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешённого использования – земля под объектами коммунального хозяйства ( полигон твёрдых отходов) ( л.д. 82-115)

В соответствии с концессионным соглашением, регистрационный номер №... от "."..г. и дополнительных соглашений к нему, на вышеназванных земельных участках располагается полигон твёрдых бытовых отходов, на котором ООО « Волга-Бизнес» осуществляется деятельность по приему, размещению, складированию, обезвреживанию и утилизации (захоронение) отходов III - V класса опасности ( л. д.116-146)

Как следует из материалов дела, на основании решения Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1№... от "."..г. ( л.д. 153) старшим помощником Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Деревянченко Н.О. с привлечением специалиста Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям и филиала ФБУ «<...>» - «<...>» в период с "."..г. по "."..г. была проведена проверка ООО «Волга-Бизнес» на предмет соблюдения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, природопользования, а также законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране атмосферного воздуха и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о чем государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Ильиной Е.Л. составлена справка о проверке исполнения требований природоохранного законодательства ООО «Волга-Бизнес» от "."..г. ( л.д. 181-191).

Согласно данной справки, ООО «Волга-Бизнес» эксплуатирует полигон ТБО - объект негативного воздействия I категории (код объекта негативного воздействия №...), высокой категории риска, который находится по адресу: <адрес>.

Полигон ТБО (<адрес>) территориально расположен в <адрес>.

Объекту присвоена I категория в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»: согласно пункта «п» ч. 1 критериев отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий к объектам I категории, полигон ТБО, которые эксплуатирует ООО «Волга-Бизнес», является объектом по захоронению отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более).

Полигон ТБО приказом Росприроднадзора от "."..г.№... внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за №....

Для объекта размещения отходов (далее - ОРО) ООО «Волга-Бизнес» эксплуатирует земельный участок с кадастровым номером №..., площадью <...> кв.м., на основании договора аренды земельного участка от "."..г.№..., и земельный участок с кадастровым номером №..., площадью <...> кв.м., на основании договора аренды земельного участка от "."..г.№.... Указанные земельные участки переданы ООО «Волга-Бизнес» по договорам аренды на основании постановления администрации городского округа - г. Волжский Волгоградской области от "."..г.№....

Полигон ТБО введен в эксплуатацию после реконструкции на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию капитального строительства «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский» №... от "."..г.

Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области была выдана лицензия ООО «Волга-Бизнес» на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности серия <...>№... от "."..г.

В "."..г. в связи с изменением юридического адреса лицензия была переоформлена Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям. ООО «Волга-Бизнес» осуществляет деятельность по сбору отходов III - IV класса опасности, транспортированию отходов Ш - IV класса опасности, обезвреживанию отходов III - IV класса опасности, обработке отходов Ш - IV класса опасности, утилизации отходов III - IV класса опасности и размещению отходов IV класса опасности на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности серия <...>№... от "."..г.

В результате осуществления хозяйственной деятельности ООО «Волга-Бизнес» образуются отходы I-V классов опасности. На отходы I-IV классов опасности ООО «Волга-Бизнес» составлены паспорта. Всего на предприятии образуется 13 видов отходов, из них I класса опасности - 1 вид отхода, IV класса опасности - 11 видов отходов, V класса опасности - 1 вид отхода.

Кроме того, у ООО «Волга-Бизнес» разработана Проектная документация на объект: «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский» "."..г..

Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский» утверждено Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от "."..г.№....

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию капитального строительства «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский» №... от "."..г.

В соответствии с инвентаризацией, проведенной в "."..г., общая (проектная) вместимость полигона составляет <...> м3 (в уплотненном состоянии), <...> тонн. По состоянию на "."..г. размещено <...> м3 (в уплотненном состоянии), <...> тонн. Ввод в эксплуатацию ОРО – "."..г.

Объект размещения отходов имеет отклонения от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Так, согласно разделу «Основные технические решения» заключения государственной экологической экспертизы, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от "."..г.№..., в состав проектируемых сооружений ОРО ООО «Волга-Бизнес» входит, в том числе, трансформаторная подстанция 10/0,4 мощностью 400 кВА., система пассивной дегазации тела полигона ( по площади полигона по сетке 50x50 метров запроектированы скважины для выпуска биогаза в атмосферу глубиной по 7 метров). Однако, трансформаторная подстанция 10/0,4 мощностью 400 кВА и скважины для выпуска биогаза в атмосферу на территории полигона ТБО ООО «Волга-Бизнес» отсутствуют, не установлены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 постановления №... от "."..г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. (л.д. 41-46).

Копия постановления заместителя прокурора №... от "."..г. вручена защитнику привлекаемого должностного лица ФИО3, действующей на основании доверенности №... от "."..г., которая в объяснениях по существу правонарушения собственноручно указала, что с нарушением, вмененным в ходе проведения проверки она не согласна (л.д. 46).

"."..г. материалы дела об административном правонарушении были переданы руководителю Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской области для принятия решения; получены "."..г., о чем свидетельствует отметка на препроводительном письме №... года от "."..г. ( л.д. 40)

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Ильиной Е.Л. №... от "."..г. должностное лицо – генеральный директор ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ ( л.д. 27-32).

Как следует из текста постановления, при рассмотрении постановления заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2№... от "."..г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО « Волга-Бизнес» Зубко Д.Н., "."..г. в <...> часов <...> минут в помещении Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям (<адрес>) выявлен факт осуществления юридическим лицом ООО «Волга-Бизнес» деятельности не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно: наличие отклонений от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в частности: отсутствие (не установлены) трансформаторной подстанции 10/0,4 мощностью 400 кВА и скважины для выпуска биогаза в атмосферу на территории полигона ТБО ООО «Волга-Бизнес», что предусмотрено разделом «Основные технические решения» заключения государственной экологической экспертизы, утверждённой Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от "."..г.№... и, что было выявлено в ходе выездной проверки "."..г..

Привлекая генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, должностное лицо административного органа исходил из того, что он, являясь генеральным директором ООО «Волга Бизнес», имел возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа о привлечении генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 2 КоАП РФ, судья соглашается с выводами о наличии в действиях Зубко Д.Н. состава административного правонарушения.

Факт совершения и вина генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. во вменяемом административном правонарушении подтверждаются собранными по делу доказательствами:

- решением Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО1№... от "."..г. о проведении проверки ООО «Волга-Бизнес» с "."..г. по "."..г. на предмет соблюдения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, природопользования, а также законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране атмосферного воздуха и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д. 153);

- копией Устава ООО «Волга-Бизнес», утвержденного решением единственного участника Общества №... от "."..г., в соответствии с которым Общество осуществляет деятельность в сфере обращения с отходами, в том числе, но не исключительно, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию размещение отходов, а также сопутствующие виды деятельности в сфере строительства, выполнения работ, оказания услуг и иные виды деятельности, не запрещённые законом и не противоречащие законодательству Российской Федерации (л.д. 47-59);

- копией приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №... от "."..г. об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации « Реконструкция полигона твёрдых бытовых отходов г. Волжский» образованной приказом Росприроднадзора от "."..г.№..., устанавливающее соответствие проектной документации экологическим требованиям ( л.д. 62);

- копией заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов г. Волжский», утверждённой приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №... от "."..г. (л.д. 66-71), из которого следует, что в состав проектируемых сооружений входит трансформаторная подстанция 10/0,4 мощностью 400 кВА; проектом предусмотрена система пассивной дегазации тела полигона, на площади полигона по сетке 50х50 м запроектированы скважины для выпуска биогаза в атмосферу глубиной по 7 метров;

- копией сообщения исполнительного директора ООО «Волга-Бизнес» ФИО4 от "."..г.№..., согласно которому остаточная вместимость полигона твердых бытовых отходов г. Волжский на "."..г. составляет <...> тонн (л.д. 72);

- копией приказа о приеме на работу №... от "."..г. о приеме на работу в ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. на должность генерального директора с "."..г. (л.д. 73);

- копией должностной инструкцией генерального директора, утвержденной генеральным директором ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. "."..г. (л.д. 74-77), в соответствии с которой, в должностные обязанности генерального директора входит: организация работы административно-управленческого персонала по выполнению основных задач, организация работы службы эксплуатации полигона, организация работы по проведению Обществом природоохранных мероприятий, контроля технологических режимов объектов и др.;

- копией договора аренды земельного участка от "."..г. рег. №..., с учетом внесенных в него изменений дополнительными соглашениями №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., заключенного между муниципальным образованием – городской округ – г. Волжский Волгоградской области, от имени которого выступал Комитет земельных ресурсов администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области (арендодатель) и ООО «Волга-Бизнес» (арендатор), сроком действия по "."..г. (л.д. 82-85, 87-97);

- копией договора аренды земельного участка от "."..г. рег. №..., с учетом внесенных в него изменений дополнительными соглашениями №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., заключенного между муниципальным образованием – городской округ – г. Волжский Волгоградской области, от имени которого выступал Комитет земельных ресурсов администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области (арендодатель) и ООО «Волга-Бизнес» (арендатор), сроком действия по "."..г. (л.д. 98-101, 103-115);

- копиями актов приема-передачи земельных участков (л.д. 86, 102);

- копией концессионного соглашения от "."..г. рег. №..., с учетом внесенных в него изменений дополнительными соглашениями №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г., заключенного между муниципальным образованием – городской округ – г. Волжский Волгоградской области, от имени которого выступало управление муниципальным имуществом администрации городского округа – г. Волжский Волгоградской области (концедент) и ООО «Волга-Бизнес» (концессионер)(л.д. 116-146);

- копией лицензии серии <...>№... от "."..г., предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования юридическому лицу – ООО «Волга-Бизнес» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности (л.д. 147-148);

- копией разрешения № №... на ввод эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительство – полигона бытовых отходов г. Волжский, расположенного <адрес> (л.д. 150-151);

- копией титульного листа положительного заключения государственной экспертизы ГАУ ВО «<...>» №... по реконструкции объекта капитального строительства - полигона бытовых отходов г. Волжский, утверждённого "."..г. (л.д. 152);

- копией регламента работы полигона твердых бытовых отходов ООО «Волга-Бизнес», расположенного <адрес>, утвержденного генеральным директором Общества Зубко Д.Н. (л.д. 155-169), в котором отражены экологические, санитарные, противопожарные и другие требования к полигону ТБО и правила, регулирующие порядок его эксплуатации,

- справкой о проверке исполнения требований природоохранного законодательства ООО «Волга-Бизнес» от "."..г. (л.д. 181-188) с приложенной к ней фототаблицей (л.д. 189-191); а также иными материалами дела.

Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает, всем доказательствам должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ; оспариваемое постановление полностью отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления не допущено. Процедура проведения проверки и в дальнейшем возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении в полной мере соблюдена.

Действия генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. верно квалифицированы по части 2 статьи 8.4 КоАП РФ.

Постановление о привлечении генерального директора ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ; административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренной санкцией ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Представленные при рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу документы, в частности сообщение ООО «<...>» от "."..г. о согласовании ПО « <...>» откорректированной рабочей документации по титулу «Внешнее электроснабжение мусоросортировочного комплекса расположенного по адресу: <адрес>, письмо администрации городского округа- город Волжский от "."..г.№... о согласовании строительства кабельной линии электроснабжения для обеспечения постоянным электроснабжением хозяйственной зоны полигона ТБО, и резервное электропитание хозяйственной зоны полигона ТБО от существующей ДЭС ( л.д. 170-171) не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, поскольку объективная сторона данного правонарушения выражается именно в осуществлении деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы и что подтверждено исследованными выше доказательствами.

Учитывая положения ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, наказание в виде предупреждения генеральному директору ООО «Волга-Бизнес» Зубко Д.Н. не может быть назначено, так как в наличии возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера. При этом, в соответствии со ст. 3 ФЗ "Об окружающей природной среде", существует презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, связанной с обращением с отходами. То обстоятельство, что он впервые привлекается к административной ответственности было учтено должностным лицом при вынесении постановления по делу.

Само по себе включение юридического лица ООО «Волга-Бизнес» в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не является основанием для безусловного применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ к должностному лицу Зубко Д.Н., исполняющего функции генерального директора данного юридического лица.

В связи с указанным, прихожу к выводу о том, что постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Ильиной Е.Л. №... от "."..г. вынесено с учетом всех обстоятельств дела, подтверждённых совокупностью исследованных доказательств, является законным и обоснованным, оснований для его отмены, изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Ильиной Екатерины Леонидовны №... от "."..г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Волга-Бизнес» (сокращенное наименование – ООО «Волга-Бизнес») Зубко Дмитрия Николаевича оставить без изменения, а жалобу Зубко Дмитрия Николаевича на это постановление – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- подпись И.Н. Попова

Подлинник данного документа

подшит в дело № 12-146/2022,

которое хранится в Волжском городском суде

Волгоградской области