Судья: Коптева А.В. Дело № 12-147
Р Е Ш Е Н И Е
28 ноября 2014 года город Орел
Судья Орловского областного суда Георгинова Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда жалобу защитника НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» Ш.А.Н. на постановление судьи Заводского районного суда г. Орла от 03 октября 2014 года, которым НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Заслушав дело, проверив доводы жалобы, судья
установила:
постановлением судьи Заводского районного суда г. Орла от 03 октября 2014 г. НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд, защитник юридического лица Ш.А.Н., действующий на основании доверенности, ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на необоснованное возбуждение дела об административном правонарушении и составление протокола об административном правонарушении неправомочным должностным лицом.
Указывает на то обстоятельство, что по результатам выездной внеплановой проверки НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» (филиал в г.Орле Орловской области) было вынесено представление об устранении выявленных нарушений от 02.10.2014 г., со сроком исполнения до 01.11.2014 г., в связи с чем, выявленные нарушения не образовывали состава вмененного юридическому лицу административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Ш.А.Н., действующего на основании доверенности, полагавшего постановление судьи районного суда отменить по доводам жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случае правильности и обоснованности вынесения постановления выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В силу части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.
Статьей 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (пункт 2 части 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ).
Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.
В соответствии с подпунктами «а» - «д» пункта 6 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
д) наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» послужил тот факт, что <дата> в <...> часов по адресу: <адрес>, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от <дата> №, изданного во исполнение поручения Правительства РФ от <дата>, на предмет соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, было установлено нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 21.08.2014 г., составленного К.С.М., являющейся советником Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора, следует, что в вину НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» вменялось связанное с деятельностью его филиала в г.Орле, нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подпунктами «а»-«д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966, а именно: отсутствие в филиале условий для организации занятий физической культурой и спортом; отсутствие по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» учебного зала судебных заседаний, специализированной аудитории, оборудованной для проведения занятий по криминалистике; отсутствие по направлению подготовки 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» аудиторий, оборудованных мультимедийным оборудованием, лингафонного кабинета; отсутствие по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» аудиторий, оборудованных мультимедийными средствами обучения, лингафонного кабинета; отсутствие по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» лекционных аудиторий, оборудованных видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения и имеющих выход в сеть интернет, кабинета для занятий по иностранному языку, оснащенного лингафонным оборудованием, библиотеки, имеющей рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети интернет; полное отсутствие материально-технического обеспечения по направлениям 030300 «Психология», 100100 «Сервис», 100400 «Туризм», 100800 «Товароведение», 260800 «Технология продукции и организация общественного питания»; отсутствие условий для организации медицинской помощи обучающимся (медицинской организации не выделено помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности); отсутствие в филиале условий для организации питания обучающихся; основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) бакалавр) не разработана в полном объеме; отсутствие общей характеристики образовательной программы по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры; отсутствие сведений о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы и осуществления образовательной деятельности; не представлено содержание дисциплин, структурированное по темам (разделам) в рабочих программах учебных дисциплин «История», «Муниципальное право», «Теория государства и права», «Гражданское право», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Русский язык и культура речи», а представленные рабочие программы указанных учебных дисциплин не утверждены в установленном порядке; не в полном объеме разработана основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки
050400.62 «Психолого-педагогическое образование»: не представлена программа итоговой аттестации студентов, отсутствуют сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы, не представлено содержание дисциплин, структурированное по темам (разделам) в рабочих программах учебных дисциплин «Образовательные программы начальной школы», «Экономика», «Нормативно-правовые и этические основы деятельности психолога в образовании», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Русский язык и культура речи»; не в полном объеме разработана основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»: не представлена программа итоговой аттестации студентов, отсутствуют сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы, отсутствует содержание дисциплин, структурированное по темам (разделам) в рабочих программах учебных дисциплин «Менеджмент», «Налоги и налогообложение»; не в полном объеме разработана основная профессиональная образовательная программа по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»: не представлена программа итоговой аттестации, отсутствуют сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы, не представлено содержание дисциплин, структурированное по темам (разделам) в рабочих программах учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Институциональная экономика», «Исследование операций», «История управленческой мысли», «Информатика»; отсутствие основной профессиональной образовательной программы по образовательным программам подготовки бакалавров по направлениям: 030300 «Психология», 100100 «Сервис», 100400 «Туризм», 100800 «Товароведение», 260800 «Технология продукции и организация общественного питания»; отсутствие в филиале педагогических работников, заключивших с институтом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам; отсутствие документов, подтверждающих объявление о конкурсном отборе на замещение должностей профессорско-преподавательского состава на 2014-2015 учебный год, которые приведены в акте проверки Рособрнадзора от 21.08.2014 г.
В связи с тем, что приведенные в протоколе об административном правонарушении были квалифицированы как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), т.е. по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, начальник Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, направил протокол об административном правонарушении в суд.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, судья районного суда пришла к выводу о доказанности осуществления НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и приняла решение о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ.
Мотивы, по которым судья пришел к таким выводам, исчерпывающим образом изложены в постановлении суда и свидетельствуют об обоснованном привлечении к административной ответственности НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» в связи с нарушениями лицензионных требований, связанными с деятельностью его филиала в г.Орле.
Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, а также виновность юридического лица в его совершении, подтверждены протоколом об административном правонарушении от 21 августа 2014 года, актом проверки № от 21 августа 2014 года, в котором приведены допущенные образовательным учреждением нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, и прилагаемыми к нему документами, которые законным представителем юридического лица не оспаривались (т. 1 л.д. 3-8, 34-42).
С учетом изложенного, оценив исследованные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришла к правильному выводу о наличии в действиях НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку этим образовательным учреждением было допущено нарушение лицензионных требований, предусмотренных выше названными законоположениями.
Постановление о привлечении НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» к административной ответственности вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел и составляющего три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Административное наказание назначено НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» в пределах санкции части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и является справедливым.
Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении в отношении НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» до вынесения в адрес образовательного учреждения предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений и истечения срока, указанного в этом предписании, не влекут отмену состоявшегося по делу постановления, поскольку юридическое лицо правомерно привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Ссылка защитника юридического лица на положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ как не позволяющие возбудить дело об административном правонарушении до совершения действий по выдаче предписания и истечения срока его исполнения, отклоняется в силу несостоятельности приведенных доводов, поскольку процедура возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности регулируется исключительно законодательством об административных правонарушениях, состоящим из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о составлении протокола неправомочным должностным лицом отклоняются в силу их несостоятельности, поскольку в силу ч.3 статьи 28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа, к которым в силу Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 594 отнесено должностное лицо Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность, Рособрнадзора, составившее протокол об административном правонарушении по настоящему делу.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые бы влияли на полноту и объективность рассмотрения дела, при принятии постановления судьей районного суда не допущено.
С учетом изложенного, постановление по делу об административном правонарушении от <дата> является законным и обоснованным, оснований для его отмены и прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Заводского районного суда г. Орла от 03 октября 2014 года о привлечении НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт» Ш.А.Н. – без удовлетворения.
Судья Орловского
областного суда Н.А. Георгинова