Дело № 12-1470/2020
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 01 октября 2020 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Рудых Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 №... от 22 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
с участием заявителя ФИО1, представителя заместителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 – ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 №... от 22.07.2020 года бывший заведующий сектором контрактной службы комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО1, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб..
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В обоснование жалобы заявитель указала, что комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по результатам электронного аукциона заключен государственный контракт от 07.06.2019 № 20-ЭА/2019 с ООО «Ингосстрой-Кадастр» на выполнение кадастровых работ по образованию 1000 земельных участков, расположенных в г. Волгограде, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков, с проведением государственного кадастрового учета. Цена контракта в соответствии с результатами электронного аукциона составила 1 572 100,00 рублей.
Исполнитель по условиям Контракта выполнял кадастровые работы по образованию земельных участков в соответствии с перечнями, которые передавались в работу Исполнителю, в период действия Контракта.
В реестре контрактов Единой информационной системы (далее - ЕИС) размещается информация о контракте и ходе его исполнения. При размещении информации в ЕИС все документы и информация проходят контроль. Нарушений при размещении вышеуказанной информации выявлено не было. При размещении информации об исполнении контракта в реестре контрактов в ЕИС заполняются вкладки, отображаемые в печатной форме. Согласно разделам печатной формы вкладка о стоимости исполненных обязательств по контракту отсутствует.
Все сведения, размещенные ею в реестре контрактов ЕИС, отображаемые в печатной форме, указаны правильно, являются достоверными и не показывают увеличение стоимости исполненных Исполнителем работ.
Считает, что в реестре контрактов ЕИС во вкладке «исполнение (расторжение) контракта» отображается некорректная информация в виде стоимости исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств на сумму 3 158 348,90 рублей, которая произошла в связи с дефектом работы ЕИС и постоянными обновлениями версий программы. Вышеуказанная сумма превышает цену контракта в два раза, и не подтверждена документально.
Согласно информации размещенной в открытой части ЕИС версии программного обеспечения начиная с 02.07.2019 по 31.12.2019 менялись более 50 раз (с версии 9.2.0.1, 9.2.0.2, 9.2.1.1, 9.2.1, 9.3.0.2, 9.3.7.3, и т.д. по версию 10.0). В ходе рассмотрения данной ситуации по некорректному отображению информации в ЕИС специалистами Облкомимущества 10.03.2020 направлено обращение в службу технической поддержки для устранения вышеуказанных несоответствий.
Считает, что сложившаяся ситуация ни каким образом не причиняет имущественный ущерб государству, не повлекло причинения какого-либо существенного ущерба охраняемым законом интересам, не создает угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, общественным отношениям и безопасности государства, данное обстоятельство является малозначительным.
При размещении ею информации в реестре контрактов ЕИС, вся информация по исполнению контракта размещена в срок без нарушений и соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Письмом от 24.04.2020 № 21-18/10158 Облкомимущество просило комитет финансов Волгоградской области не применять к должностному лицу меры административной ответственности, в связи с наличием технической ошибки в реестре контрактов ЕИС.
При рассмотрении обстоятельств дела просит учесть, что у нее на иждивении находиться двое детей, правонарушение совершено впервые.
В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивал на отмене оспариваемого постановления по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель заместителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 – ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
В соответствии с. ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях состава административного правонарушения образует, в числе прочего, размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направлении оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», названный нормативный правовой акт регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Исходя из ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 05.12.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 10 ст. 103 Федерального закона от 05.12.2013 № 44-ФЗ в реестр контрактов включаются в том числе, информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Судьей установлено, что в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2020 год, утвержденным постановлением коллегии КСП от 20.12.2019 № 23/2, проведена камеральная внешняя проверка бюджетной отчетности и отдельных вопросов исполнения областного бюджета за 2019 год главным администратором средств областного бюджета - комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
По результатам проверки составлен акт от 11.03.2020, из которого следует, что при проверке соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок установлено, что в нарушении пункта 10 статьи 103 Закона № 44-ФЗ и подпункта «к» пункта 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» Облкомимуществом в реестре контрактов отражена недостоверная информация о стоимости исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту от 07.06.2019 № 20-ЭА/2019 с ООО «Ингосстрой-Кадастр», а именно:
Облкомимущество 07.06.2019 заключен государственный контракт на выполнение кадастровых работ по образованию 1000 земельных участков, расположенных в г. Волгограде, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков, с проведением государственного кадастрового учета № 2О-ЭА/2019 с ООО «Ингосстрой-Кадастр» на сумму 1 572 100,00 рублей.
Согласно представленным актам сдачи-приемки выполненных работ ООО «Ингосстрой-Кадастр» выполнило работы на общую сумму 23 581,50 рублей.
Заказчиком произведена оплата (платежные поручения) на общую сумму 23 581,50 рублей.
В соответствии с п. 1.4. Соглашения о расторжении от 17.12.2019 государственного контракта от 07.06.2019 № 20-ЭА/2019 стороны не имеют друг к другу каких-либо претензий, связанных с отношениями сторон по Контракту.
Согласно информации с официального сайта www.zakupki.gov.ru стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту от 07.06.2019 № 20-ЭА/2019 указана Заказчиком в реестре контрактов в размере 3 158 348,90 рублей, что не соответствует фактическому исполнению обязательств – 23 581,50 рублей.
Размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе сфере закупок, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.Контрактные управляющие, работник контрактной службы, свершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно приказу Облкомимущества от 03.05.2018 № 171-к «О переводе ФИО1» ФИО1 была переведена на должность заведующего сектором контрактной службы Облкомимущества.
Пунктом 3.1. должностного регламента заведующего сектором контрактной службы Облкомимущества, утвержденного председателем Облкомимущества 03.05.2018, определены должностные обязанности, в том числе размещение в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (на официальном сайте) информацию и документы, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в сроки, установленные законодательством.
В соответствии с приказом Облкомимущества от 03.04.2019 № 51 «Об осуществлении закупки» ответственным за проведение закупки на выполнение кадастровых работ по образованию 1000 земельных участков, расположенных в г. Волгограде, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков, с проведением государственного кадастрового учета назначена заведующий сектором контрактной службы Облкомимущества ФИО1
Таким образом, заведующий сектором контрактной службы Облкомимущества ФИО1 является должностным лицом в том понятии, которое определено статьей 2.4 КоАП РФ.
В силу ч. 5 ст. 4 Закона № 44-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Информация размещается с использованием электронной подписи уполномоченного должностного лица заказчика.
ФИО1 для осуществления необходимых действий на официальном сайте zakupki.gov.ru выдан сертификат ключа проверки электронной подписи сроком действия с 10.12.2018 по 10.12.2019.
При таких обстоятельствах, заведующий сектором контрактной службы Облкомимущества ФИО1 являлась уполномоченным специалистом, зарегистрированным на официальном сайте, лицом, уполномоченным на размещение информации на официальном сайте и обладателем сертификата электронной подписи и представление полной и достоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, входило в ее полномочия и обязанности.
При этом, информация по исполнению контракта от 07.06.2019 № 20-ЭА/2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена с помощью электронной подписи ФИО1
В соответствии с п. 6. Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного Приказом Минфина России от 19.07.2019 № 113н «О Порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками», персональную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет лицо, имеющее право действовать от имени заказчика, электронной подписью которого подписаны соответствующие информация и документы.
В указанных обстоятельствах, ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок при работе на официальном сайте zakupki.gov.ru возлагается на заведующего сектором контрактной службы Облкомимущества ФИО1
Согласно приказу Облкомимущества от 19.12.2019 № 369-к «О расторжении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с государственной службы Волгоградской области ФИО1» заведующий сектором контрактной службы Облкомимущества ФИО1 была уволена 30.12.2019.
Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика – бывшего заведующего сектором контрактной службы комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО1, при размещении в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
По данному факту уполномоченным лицом комитета финансов Волгоградской области в отношении бывшего заведующего сектором контрактной службы Облкомимущества ФИО1 16.07.2020 составлен протокол об административном правонарушении №....
Оценивая доводы жалобы, судья приходит к выводу, что проверкой установлен факт нарушения бывшим заведующим сектором контрактной службы Облкомимущества ФИО1 требований статьи 7, пункта 10 статьи 103 Закона № 44-ФЗ и подпункта «к» пункта 2 Правил ведения реестра контрактов.
Мотивы, по которым должностным лицом комитета финансов Волгоградской области сделан вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения подробно изложены в оспариваемом постановлении №... от 22.07.2020 года, оснований не согласиться с которыми у судьи не имеется.
Приведенные фактические обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами по делу и участвующими лицами не оспаривались.
Согласно положению ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие ли отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценив представленные в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья находит, что должностным лицом правильно установлены фактические обстоятельства по делу и обоснованно сделан вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не доверять обстоятельствам, изложенным в обжалуемом постановлении, у суда оснований не имеется. Какой-либо заинтересованности должностного лица в исходе данного административного дела судом по делу не установлено.
Таким образом, судья приходит к выводу, что административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и состав административного правонарушения в действиях ФИО1, предусмотренный ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений. Следовательно, она может быть применена в отношении любого предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения (как материального, так и формального), совершенного гражданами, должностными и юридическими лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014).
В рассматриваемом деле основанием для признания правонарушения малозначительным судья признает тот факт, что допущенное должностным лицом нарушение требований закона в части размещения недостоверной информации о стоимости исполненных поставщиком обязательств по контракту от 07.06.2019 № 20-ЭА/2019, допущено по объективным причинам, а именно в связи с технической ошибкой в реестре контрактов ЕИС.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф, равно как и любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за соответствующее административное правонарушение (часть 1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2).
Соответственно, необходимость инициирования административной репрессии в отношении правонарушителя должна соотноситься с характером и степенью опасности административного правонарушения и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
При этом административная репрессия должна отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты норм права и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов. Игнорирование же правоприменителями принципа процессуальной экономии влечет неоправданное и лишенное смысла использование временных, финансовых и кадровых ресурсов государства при рассмотрении дела.
У судьи не имеется оснований полагать об ущемлении допущенным ФИО1 нарушением государственных интересов по открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, и о невозможности достижения целей по предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Учитывая фактические обстоятельства дела, поскольку иных ошибок при заполнении отчета не допущено, правонарушение совершено ФИО1 впервые, не повлекло серьезных негативных последствий, судья приходит к выводу, что совокупность данных обстоятельств может быть признана исключительным случаем, в связи с чем, действия ФИО1, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественным правоотношениям, указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 №... от 22 июля 2020 года, в соответствии с которым бывший заведующий сектором контрактной службы комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначение административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб. – отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Г.М. Рудых