ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1471/20 от 10.02.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело

75RS0001-02-2020-010786-68

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

10 февраля 2021 года судья Центрального районного суда г.Читы Емельянова В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите жалобу представителя ФИО1на постановление начальника Забайкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Забайкальского управления ФИО2 д/л от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Забайкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Забайкальского управления ФИО2 д/л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.

ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратилась с жалобой, просит постановление отменить.

Представитель ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержал.

Представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Забайкальского управления в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Соблюдение вышеуказанных правил предусмотрено в том числе Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6 (далее - Правила).

Так, п. 1.8.1 предусмотрено, что у каждого Потребителя должна быть следующая техническая документация: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию; исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений; акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и Потребителем; технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации; производственные инструкции по эксплуатации электроустановок; должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах (оператору персональной электронно-вычислительной машины (далее - ПЭВМ), по применению переносных электроприемников и т.п.), инструкции по пожарной безопасности, инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, инструкция по учету электроэнергии и ее рациональному использованию, инструкции по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок. Все инструкции разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в электроустановках, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т.п.) и утверждаются руководителем Потребителя.

Комплект указанной выше документации должен храниться у Потребителя и при изменении собственника передаваться в полном объеме новому владельцу. Порядок хранения документации устанавливается руководителем Потребителя.

В силу пункта 2.2.20, на дверях и внутренних стенках камер ЗРУ, оборудовании ОРУ, лицевых и внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование. На дверях РУ должны быть предупреждающие плакаты и знаки установленного образца. На предохранительных щитках и (или) у предохранителей присоединений должны быть надписи, указывающие номинальный ток плавкой вставки.

При эксплуатации ВЛ должны соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен информировать других Потребителей, организации, находящиеся в районе прохождения ВЛ, о требованиях указанных Правил. Потребитель, которому принадлежит ВЛ, должен принимать меры к приостановлению работ в охранной зоне ВЛ, выполняемых с нарушением правил охраны электрических сетей (п.2.3.6).

При эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы. При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях. При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных их элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики. Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 5 лет. Капитальный ремонт токопроводов должен выполняться по мере необходимости по решению технического руководителя Потребителя. Перечень работ, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту ВЛ и токопроводов, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ (п.2.3.7).

При осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять: противопожарное состояние трассы: в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ; состояние фундаментов, приставок: не должно быть оседания или вспучивания грунта вокруг фундаментов, трещин и повреждений в фундаментах (приставках), должно быть достаточное заглубление; состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности; состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ; состояние гибких шин токопроводов: не должно быть перекруток, расплеток и лопнувших проволок; состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты; состояние арматуры: не должно быть трещин в ней, перетирания или деформации отдельных деталей; состояние разрядников, коммутационной аппаратуры на ВЛ и концевых кабельных муфт на спусках: не должно быть повреждений или обрывов заземляющих спусков на опорах и у земли, нарушений контактов в болтовых соединениях молниезащитного троса с заземляющим спуском или телом опоры, разрушения коррозией элементов заземляющего устройства (п.2.3.11).

В соответствии с п.10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; б) горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель; в) посадка и вырубка деревьев и кустарников; г) дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи); д) проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке; е) проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); ж) земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); з) полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); и) полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).

Согласно п. 2.5.207 Приказа Министерства энергетики РФ от 20 мая 2003 г. N 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок», для прохождения ВЛ по насаждениям должны быть прорублены просеки. Ширина просек в насаждениях должна приниматься в зависимости от высоты насаждений с учетом их перспективного роста в течение 25 лет с момента ввода ВЛ в эксплуатацию и группы лесов.

В насаждениях с перспективной высотой пород до 4 м ширина просек принимается равной расстоянию между крайними проводами ВЛ плюс по 3 м в каждую сторону от крайних проводов. При прохождении ВЛ по территории фруктовых садов вырубка просек не обязательна.

В соответствии с п. 2.5.212, наименьшие расстояния от проводов ВЛ до поверхности земли в населенной местности в нормальном режиме работы ВЛ должны приниматься не менее приведенных в табл. 2.5.22.

Наименьшие расстояния определяются при наибольшей стреле провеса провода без учета его нагрева электрическим током: при высшей температуре воздуха для ВЛ 220 кВ и ниже; при температуре воздуха по 2.5.17 при предельно допустимых значениях интенсивности электрической и магнитной составляющих электромагнитного поля для ВЛ 330 кВ и выше; при расчетной линейной гололедной нагрузке по 2.5.57 и температуре воздуха при гололеде согласно 2.5.51.

Как следует из постановления о назначении административного наказания, ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами Забайкальского управления Ростехнадзора ФИО4 и ФИО5 в ходе проведения внеплановой проверки СНТ № 36 «Сигнал» были выявлены следующие нарушения.

Техническая документация не представлена, нарушен пункт 1.8.1 ПТЭЭП. На дверях РУ трансформаторной подстанции отсутствуют предупреждающие знаки, надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование, нарушен ПТЭЭП п. 2.2.20. В охранной зоне ВЛ-6 кВ на дачном участке <адрес> построен дом, имеются другие постройки на соседних дачных участках, нарушен ПТЭЭП п. 2.3.6; Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, п. 10. В пролете ВЛ-6 кВ по <адрес> напротив участка расстояние по горизонтали между проводами и кроной дерева менее допустимого, нарушен ПУЭ п. 2.5.207, подпункт 2. В пролёте ВЛ-6 кВ между второй и третьей опорами (от ТП-«Целинник») по <адрес> (напротив <адрес>) расстояние от нижнего провода до поверхности земли менее нормируемого, нарушен ПУЭ п. 2.5.212. На опорах ВЛ-6 кВ и ВЛ-0,4 кВ не нанесены номера ВЛ, порядковые номера опор, знаки безопасности, нарушен ПУЭ п. 2.5.23, ПТЭЭП п. 2.3.11. Капитальный ремонт ВЛ-6 кВ не проводится, нарушен ПТЭЭП п. 2.3.7. На ВЛ-0,4 кВ отсутствуют заземляющие устройства, предназначенные для защиты от атмосферных перенапряжений.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт осмотра электроустановки, в котором зафиксированы все выявленные нарушения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Фактические обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: заявлением ФИО6, ФИО7 о неудовлетворительном состоянии электроустановок, актом осмотра энергообъектов от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.

Таким образом, руководствуясь приведенными выше нормами с учетом фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств, должностное лицо Забайкальского управления Ростехнадзора пришло к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1, являвшейся на момент проверки председателем СНТ № 36 «Сигнал», состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что объект электросетевого хозяйства на балансе СНТ № 36 «Сигнал» на состоит, суд находит несостоятельными.

Как следует из представленных суду документов, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Читаэнергосбыт» и ДНТ (в настоящее время СНТ) № 36 «Сигнал» заключен договор энергоснабжения . Пунктом 4.1.1 на СНТ №36 «Сигнал» возложена обязанность поддерживать в исправном состоянии находящееся у потребителя (СНТ №36 «Сигнал») электрооборудование. Согласно п.4.13 СНТ№ 36 «Сигнал» обязано обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в пределах границ балансовой принадлежности потребителя энергетических сетей и исправность приборов и оборудования связанных с передачей электрической энергии. Указанный договор является действующим в силу п. 12.1.

В соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, на балансе и в эксплуатации СНТ (на момент составления акта СОТ) № 36 «Сигнал» находятся ВЛ-6кВ на отпаечной опоре в сторону КПТН «Сигнал» энергии. Аналогичные сведения содержатся в акте разграничения границ балансовой принадлежности сторон от ДД.ММ.ГГГГ.

В дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что прибор учета установлен в ВРУ-0,4 кВ в КТПН-100 кВА (на балансе потребителя).

На основе указанного, принимая во внимание, что данные объекты не признаны бесхозяйными, должностным лицом правильно в качестве субъекта административного правонарушения указана ФИО1

Данный вывод суда не противоречит информации, представленной Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа «Город Чита», согласно которой оснований полагать, что указанные объекты электросетевого хозяйства являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества не имеется, данные объекты на протяжении существования СНТ № 36 «Сигнал» находились на обслуживании и использовались по прямому назначению членами СНТ.

Кроме того, представителем АО «Читаэнергосбыт» представлены документы, согласно которым в СНТ № 36 «Сигнал» осуществляется поставка электроэнергии.

В пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, определены понятия акта разграничения балансовой принадлежности электросетей (акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей) и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Так, под актом разграничения балансовой принадлежности электросетей понимается документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности (линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения, определяющей границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии за состояние и обслуживание электроустановок); акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств).

Таким образом, вопреки доводам жалобы, подписание указанных актов является основанием возникновения обязанности стороны подписавшей акт, нести ответственность за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Под эксплуатацией объекта понимается его использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.

В силу п.2 ст.38 указанного закона, ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Электроустановки СНТ № 36 «Сигнал», трансформаторная подстанция с баланса СНТ не снята, указанное имущество не имеет статуса бесхозного имущества.

С учетом изложенного, ссылки заявителя на уведомление об отказе от владения, пользования, распоряжения указанными электроустановками, не являются основанием для отмены обжалуемого постановления.

Указанные в дополнении к жалобе и в судебном заседании доводы представителя ФИО1 о том, что договор энергоснабжения заключен между юридическими лицами, и не содержит сведений о том, что СНТ действует в интересах членов СНТ, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с Уставом, основной целью деятельности товарищества является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач, отдыха и ведения дачного хозяйства, к которым относится и вопрос электроснабжения товарищества.

Согласно положениями ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (пункт 2).

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (пункт 3).

В силу абзаца 2 п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Как установлено судом, СНТ № 36 «Сигнал» зарегистрировано по адресу: <адрес>. Данные сведения отражены в выписке из ЕГРЮЛ. ФИО1 ознакомлена с актом проверки в день его составления – ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день ФИО1 получила предписание об устранении нарушений, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено в адрес председателя правления СНТ ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, кроме того, уведомление направлено на электронный адрес ФИО1, что подтверждается имеющимися в деле документами. Аналогичным способом были направлены документы о дате и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Ненадлежащая организация деятельности юридического лица, председателем которого на тот момент являлась ФИО1, в части получения поступающей в его адрес почтовой корреспонденции является риском самого юридического лица, несущего неблагоприятные последствия такого поведения. Поэтому неполучение заявителем направленных ему документов не свидетельствует о нарушении должностным лицом процессуальных норм и прав заявителя на представление доказательств.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 9.11 КоАП РФ, является минимальным в пределах санкции статьи, соразмерно содеянному.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление начальника Забайкальского отдела энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Забайкальского управления ФИО2 д/л от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1к административной ответственности по ст.9.11 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его получения в Забайкальский краевой суд.

Судья В.Е. Емельянова