ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1475/2021 от 15.12.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 12-1475/2021

Дело № 72-390/2021

РЕШЕНИЕ

г. Курган 15 декабря 2021 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу акционерного общества «Кургансемена» на постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области Уральского Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26 августа 2021 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 октября 2021 г., вынесенные в его отношении, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области Уральского Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26 августа 2021 г. акционерное общество «Кургансемена» (далее – АО «Кургансемена, Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 октября 2021 г. постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 200000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд защитник АО «Кургансемена» Рыжов И.П. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, изменить квалификацию административного правонарушения на часть 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить Обществу наказание в пределах минимального размера административного штрафа, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 75000 рублей. Приводит доводы о том, что в обследуемой должностным лицом транспортной единице находилось три огнетушителя, два емкостью по 8 кг, установленные в специальных тубусах на цистерне, что обеспечивает их защиту от погодных условий, и один в кабине, емкостью 4 кг, общей совокупной емкостью (в трех огнетушителях) 20 кг сухого порошка, что на 6 кг больше требуемой минимальной емкости. Считает, что судьей не дано оценки доводам о нахождении огнетушителя в кабине транспортного средства. Указывает, что должностным лицом не зафиксировано на каких именно огнетушителях имелись повреждения корпуса в виде вмятин, их характер и размер, что исключает возможность идентифицировать повреждение и отличить его от сколов краски или царапины. Обращает внимание, что водитель ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то же самое административное правонарушение, что и Общество, но описание нарушений отличается. Полагает, что установленные повреждения огнетушителей не могут свидетельствовать об их неисправности. Все огнетушители, установленные на транспортной единице, были снабжены исправной пломбой, что указывает на то, что он не использовались, исходя из даты производства огнетушителей, они были заряжены и перезарядки не требовали. Однако должностным лицом обстоятельства перезарядки огнетушителей не выяснялись. Обращает внимание, что выявленное нарушение было устранено на месте, правонарушение совершено Обществом впервые и не повлекло неблагоприятных последствий. Считает, что допущенное нарушение перевозки опасных грузов следует относить к числу случаев, не указанных в части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому оно подлежит квалификации по части 2 этой же статьи.

Представитель АО «Кургансемена» при рассмотрении жалобы не участвовал, в письменном ходатайстве защитник Рыжов И.П. доводы жалобы поддержал, просил рассмотреть жалобу без своего участия.

Изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения)

В силу пунктов 3, 11 Основных положений техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

Запрещается эксплуатация: автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

Согласно пункту 7.7 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к Основным положениям, при отсутствии на автомобиле огнетушителя эксплуатация данного транспортного средства запрещается.

В соответствии с пунктом 4.3.5 «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (утвержденного Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 179) (далее – СП 9.13130.2009) перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр, проверяют комплектацию огнетушителя и состояние места его установки (заметность огнетушителя или указателя места его установки, возможность свободного подхода к нему), а также читаемость и доходчивость инструкции по работе с огнетушителем. В ходе проведения внешнего осмотра контролируется: - отсутствие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя; - состояние защитных и лакокрасочных покрытий; - наличие четкой и понятной инструкции; - состояние предохранительного устройства; - исправность манометра или индикатора давления (если он предусмотрен конструкцией огнетушителя), наличие необходимого клейма и величина давления в огнетушителе закачного типа или в газовом баллоне; - масса огнетушителя, а также масса ОТВ в огнетушителе (последнюю определяют расчетным путем); - состояние гибкого шланга (при его наличии) и распылителя ОТВ (на отсутствие механических повреждений, следов коррозии, литейного облоя или других предметов, препятствующих свободному выходу ОТВ из огнетушителя); - состояние ходовой части и надежность крепления корпуса огнетушителя на тележке (для передвижного огнетушителя), на стене или в пожарном шкафу (для переносного огнетушителя). Результат проверки заносят в паспорт огнетушителя и в журнал учета огнетушителей (4.5.4, Приложение Г).

Согласно положениям пункта 4.3.9 СП 9.13130.2009 если в ходе проверки обнаружено несоответствие какого-либо параметра огнетушителя требованиям действующих нормативных документов, необходимо устранить причины выявленных отклонений параметров и перезарядить огнетушитель.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 № 2200 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок грузов).

Согласно пункту 3 Правил перевозок грузов перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 8.1.4.3 приложения «В» к ДОПОГ переносные огнетушители должны быть пригодны для использования на транспортном средстве и должны удовлетворять соответствующим требованиям стандарта EN 3 «Переносные огнетушители», часть 7.

Согласно пункту 8.1.4.4 приложения «В» к ДОПОГ переносные огнетушители, соответствующие положениям пунктов 8.1.4.1 и 8.1.4.2, должны быть снабжены пломбой, свидетельствующей о том, что они не использовались. Кроме того, они должны иметь маркировку, указывающую на соответствие стандарту, признанному компетентным органом, и надпись, указывающую по крайней мере дату (месяц, год) следующей периодической проверки или истечения максимально допустимого срока службы, в зависимости от конкретного случая. Огнетушители должны подвергаться периодическим проверкам в соответствии с утвержденными национальными стандартами, с тем, чтобы гарантировать их функциональную надежность.

Как следует из материалов дела, 29 июня 2021 г. в 12:40 в <адрес> АО «Кургансемена» на транспортном средстве марки «КАМАЗ», государственный регистрационный знак полуприцеп цистерна категория ТС FL, государственный регистрационный знак осуществляло перевозку порожней неочищенной цистерны, последний груз UN 1202 (дизельное топливо) согласно путевого листа сроком действия с 26 июня 2021 г. по 29 июня 2021 г. с нарушением правил перевозки опасных грузов, выразившемся в отсутствии средств, применяемых для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, а именно переносные огнетушители, установленные на цистерне не имели маркировку, указывающую дату (месяц, год) следующей проверки или истечения максимально допустимого срока службы огнетушителя, на корпусе огнетушителей присутствовали вмятины, сколы, глубокие царапины, отсутствовала четкая и понятная инструкция, были выявлены нарушения состояния защитных и лакокрасочных покрытий (присутствовали следы коррозии) огнетушителей, один из огнетушителей в соответствии с индикатором заряда находился в разряженном состоянии, что свидетельствует о том, что переносные огнетушители не были пригодны для использования на указанном транспортном средстве, что является нарушением требований пунктов 8.1.4.3, 8.1.4.4 ДОПОГ, пункта 3 Правил перевозок грузов, пунктов 3, 11 Основных положений, пункта 7.7 Приложения к Основным положениям, пунктов 4.3.5, 4.3.9 Свода правил СП 9.13130.2009.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Кургансемена» к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения АО «Кургансемена» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 9 августа 2021 г.; плановым (рейдовым) заданием на осмотр, обследование транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта в процессе их эксплуатации от 27 мая 2021 г. № 5; актом осмотра (обследования) транспортного средства № 54 от 29 июня 2021 г.; фотоматериалами, и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины АО «Кургансемена» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Вместе с тем доказательств того, что АО «Кургансемена» были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства в области перевозки грузов, в материалах дела не содержится.

Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Кургансемена» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переквалификации совершенного деяния не имеется.

Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судьи или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения судьи. Оснований для иной оценки не имеется.

Довод жалобы о нахождении огнетушителей в исправном состоянии, являлся предметом судебной оценки и обоснованно был отклонен по обстоятельствам, изложенным в оспариваемом решении. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

Обстоятельства нахождения еще одного огнетушителя в кабине транспортного средства, не влияют на законность оспариваемых актов, он при проведении проверки не осматривался, поскольку водитель на его наличие не указал.

Привлечение водителя к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то же самое административное правонарушение, правового значения дела не имеет, поскольку как юридическое лицо, так и водитель несут персональную административную ответственность.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Судьей городского суда обоснованно применены положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снижен размер административного наказания. При этом судьей было учтено, что нарушение устранено на месте.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области Уральского Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26 августа 2021 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 26 октября 2021 г., вынесенные в отношении акционерного общества «Кургансемена», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков