ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1479/20 от 13.05.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Сапега Н.Н. Дело № 12-1479/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Краснодарского краевого суда Третьякова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования < Ф.И.О. >2 на решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 24 января 2020 года,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора < Ф.И.О. >2 от 31 октября 2019 года № 03-52-705П, юридическое лицо – ОАО «Викор» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ОАО «Викор» < Ф.И.О. >3 обжаловал его в Новопокровский районный суд.

Решением судьи Новопокровского районного суда от 24 января 2020 года постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 31 октября 2019 года № 03-52-705П о привлечении ОАО «Викор» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300000 руб. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 просит восстановить срок на обжалование решения судьи Новопокровского районного суда от 24 января 2020 года, решение отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указал, что решение судьи незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без полного исследования всех обстоятельств и материалов дела.

На основании части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как следует из материалов дела, решение судьи Новопокровского районного суда от 24 января 2020 года получено представителем общества - 04 февраля 2020 года. Жалоба на указанное решение направлена в суд 13 февраля 2020 года, то есть в срок, предусмотренный ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

Статьей 7 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.

После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 года № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование» регламентирует порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.05.2012 года № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование», описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.

Приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 года № 461 «Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» утверждены требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.

В соответствии с Приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 года № 461 «Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», горноотводная документация оформляется структурными подразделениями органа государственного горного надзора, в ведении которых находятся вопросы государственного горного надзора, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Требования, установленные Приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 года № 461 «Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливают структуру и содержание проекта горного отвода при обосновании границ горного отвода, форме документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и ведению реестра горноотводной документации.

Горноотводный акт является неотъемлемой частью к лицензии на пользование недрами, о чем свидетельствует форма горноотводного акта, утвержденная Приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 года № 461 «Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2015 года № 770 «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода» утверждены правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода.

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ОАО «Викор» является владельцем лицензии на право пользование недрами КРД 01890 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, зарегистрирована 03.07.2001 года, срок окончания действия 01.04.2042 года. Разрешенный лимит водоотбора по лицензии составляет 2 579 куб.м/сутки.

В соответствии с Дополнением № 1 к лицензии на пользование недрами КРД 01890 ВЭ ОАО «Викор» предоставлен участок недр общей площадью 2,25 га, включающим в себя площадь и границы зон санитарной охраны первого пояса водозаборных скважин и ограничением по глубине до 280 м, которому придается статус горного отвода.

Предоставленный ОАО «Викор» по лицензии КРД 01890 ВЭ в пользование участок недр расположен на западной окраине ст. Новопокровской.

Водоснабжение осуществляется за счет линейного водозабора, состоящего из 9 водозаборных скважин, каптирующих водоносный комплекс отложений понтического яруса в интервале 85-280 м.

В дополнении № 1 к лицензии указаны точные географические координаты участка недр (9 скважин).

В ходе проверки Управлением в рамках межведомственного взаимодействия был сделан запрос в Ростехнадзор о предоставлении сведений от 15.10.2019 года № 0101/07/17963 о наличии горноотводного акта в уточненных границах у ОАО «Викор».

Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора предоставлен ответ от 22.10.2019 года № 24516/16-12, согласно которому материалы для рассмотрения и регистрации проекта горного отвода в уточненных границах для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения пользователем недр ОАО «Викор» в адрес Северо- Кавказского управления Ростехнадзора не направлялись.

На момент проведения проверки ОАО «Викор» горноотводный акт, удостоверяющий уточнение границы горного отвода (участка недр) в установленном порядке, не оформлен, что является нарушением ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах», Постановления Правительства РФ от 29.07.2015 года № 770.

На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела следует, что условиями пользования недрами ОАО «Викор» предусмотрено, что владелец лицензии разрабатывает и утверждает проект водозабора, а также осуществляет добычу подземных вод на предоставленных участках недр в соответствии с проектом водозабора, прошедшим в установленном порядке экспертизы, согласование и утверждение; владелец лицензии обязан оформить земельный отвод под предоставленные участки недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, указанные условия лицензирования ОАО «Викор» соблюдены.

В соответствии со статьей 23.2 Закон РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, утвержден Постановлением Правительства РФ №118 от 03 марта 2010 года «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

Судья районного суда верно отметил, что с учетом приведенных требований действующего законодательства, разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.

Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В соответствии с пунктом 9 Положения «О подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 года №118, комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении добычи питьевых и технических подземных вод, только проекта водозабора, который в ОАО «Викор» имеется.

Кроме того, согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на обращение по вопросу разработки проекта горного отвода при добыче питьевых подземных вод № 11-50/12781-05 от 16.10.2009 года поступившего на сайт Минприроды России указано, что в соответствии с пунктами 8.4 и 17 Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденные приказом Ростехнадзора от 01.11.2017 года №461, оформление горного отвода для питьевых подземных вод не предусмотрено.

Согласно пункту 3.5 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 года №3314-1, при предоставлении участков недр для добычи питьевых подземных вод, границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны.

Таким образом, при добыче питьевых подземных вод оформление горноотводной документации не требуется, для питьевых подземных вод обязательным является разработка проекта зон санитарной охраны и его утверждение в органах Роспотребнадзора.

При этом, судьей районного суда установлено, что в обжалуемом постановлении не имеется указания на пункты условий лицензирования, который не был исполнен обществом.

Более того, в лицензии КРД 01890 ВЭ, выданной Министерством природных ресурсов Российской Федерации ФГУ «Краснодарский территориальный фонд геологической информации» и зарегистрированной 03.07.2001 года под № 1890, не предусмотрена обязанность ОАО «Викор» по оформлению горного отвода.

В обжалуемом постановлении не указано, какие именно требования и какого технического проекта не исполнены обществом.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП РФ).

В силу частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, судья районного суда, оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, обоснованно пришел к выводу, что привлечение ОАО «Викор» постановлением от 31 октября 2019 года к административной ответственности за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, является незаконным, ввиду недоказанности вины общества, и, как следствие отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, судья районного суда правильно, в соответствие с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменил обжалуемое постановление и прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Викор».

Доказательства, положенные судьей районного суда в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судьи районного суда или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к его отмене.

При рассмотрении дела судьей не установлено нарушений норм административного законодательства, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда.

С учетом изложенного, судья Краснодарского краевого суда находит постановление судьи законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

решение судьи Новопокровского районного суда Краснодарского края от 24 января 2020 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования < Ф.И.О. >2 - без удовлетворения.

Судья: С.В. Третьяков