ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-147/18 от 08.10.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 12-147/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

08 октября 2018 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «АТК «Ямал», поданную защитником Крюком В.Н., на постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 06 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – АО «АТК «Ямал»,

установил:

Постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 06 сентября 2018 года АО «АТК «Ямал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 38 652 890,225 рублей.

С данным постановлением не согласно АО «АТК «Ямал», которое в жалобе, поданной на решение судьи районного суда защитником Крюком В.Н., и дополнении к ней, поданной представителем Бычковым Д.В., просит постановление судьи районного суда от 06 сентября 2018 года отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что в определении Тюменской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы от 14.06.2018 года на разрешение эксперта был поставлен вопрос об определении рыночной стоимости авиационного турбореактивного двигателя CF34-3B1 с/н 872758 с учетом его года выпуска, технического состояния и комплектации по состоянию на 15.09.2016 г., в то врем как в заключение эксперта от 06.07.2018 г. дан ответ о рыночной стоимости указанного двигателя без учета его года выпуска, технического состояния и комплектации. Полагает, что при отсутствии документов о техническом состоянии и комплектации двигателя CF34-3B1 с/н 872758, позволяющих установить его рыночную стоимость с учетом технического состояния и комплектации, эксперт должен был отказаться от дачи заключения. Полагает, что заключение эксперта не могло быть принято в качестве доказательства рыночной стоимости двигателя CF34-3B1 с/н 872758, поскольку экспертиза была осуществлена не в процессе судопроизводства, допущены нарушения ст.ст. 3, 11, 20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.п. 18, 19, 20 Федерального стандарта оценки (ФСО № 1). Утверждает, что в рассматриваемой ситуации использованный экспертом затратный подход применен неверно, поскольку рыночная стоимость двигателя определена не на основе информации о затратах, необходимых для приобретения данного двигателя с учетом его износа, а исходя из стоимости двигателей CF34-3B1, приобретенных 20.08.2015 г. АО «ЮВТ Аэро» при отсутствии у эксперта информации о техническом состоянии, комплектации всех трех бывших в употреблении двигателей. Рыночная стоимость двигателя определена с учетом ввозной таможенной пошлины, в то время как в силу п. 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним освобождаются от ввозной таможенной пошлины. Указывает, что представленные таможней эксперту копии контракта от 25.08.2015 г., инвойса № 2015-09-001 от 03.09.2015 г. и счета не отвечают требованиям ст. 26.7 КоАП РФ, поскольку копии контракта и инвойса являются не копиями соответствующих документов, а копиями их переводов с английского языка на русский, верность которого никем не заверена. Обращает внимание, что при перемещении 15.09.2016 г. воздушного судна BOMBARDIER CL600-2B19 (CRJ-200) с серийным номером 7910 и регистрационным знаком VQ-BSA через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее по тексту также - ЕЭС), двигатель CF34-3B1 с/н 872758 был установлен на данном воздушном судне, являясь его неотъемлемой принадлежностью в связи с чем, и само воздушное судно и установленный на нем двигатель относились к одной категории товара – транспортное средство. АО «АТК «ЯМАЛ» осуществило таможенное декларирование этого товара, представив таможенному органу декларацию на товар № 10503050/150916/0011362, исполнив тем самым обязанности, предусмотренные ст.ст. 179, 180, 181, 185, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту также – ТК ТС). Полагает, что двигатель не может быть рассмотрен как отдельно ввезенный товар, поскольку является частью обычной комплектации гражданского пассажирского самолета BOMBARDIER CL600-2B19, обычно продается вместе с ним, используется исключительно или в основном с этим самолетом, и в момент готовности самолета к вылету является постоянно установленным оборудованием. Полагает, что факт ввоза на таможенную территорию ЕЭС двух разных товаров – воздушного судна и двигателя, помещенных под разные таможенные процедуры, не имеет правового значения, поскольку эти обстоятельства не относятся к событию вмененного административного правонарушения. Полагает, что поскольку из материалов дела следует, что таможенная стоимость двигателя составляет 40 950 022,56 руб., заключение эксперта от 06.07.2018 г. и содержащиеся в нём выводы нельзя признать допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами по данному делу.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав защитника АО «АТК «ЯМАЛ» Бычкова Д.В., просившего об удовлетворении жалобы АО «АТК «ЯМАЛ» с учётом дополнений к ней, заслушав представителей Тюменской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы Решетникова А.А., Лютого А.А., Шепера Р.Ю., просивших в удовлетворении жалобы АО «АТК «ЯМАЛ» отказать, нахожу постановление судьи районного суда от 06 сентября 2018 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что должностными лицами Тюменской таможни Уральского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее также - Тюменская таможня) на основании ст. 131 ТК ТС в период с 03.08.2017 г. по 14.09.2017 г. проведена камеральная таможенная проверка АО «АТК «ЯМАЛ» по вопросу соблюдения установленным правом Евразийской Экономической Комиссии условии таможенных процедур (условий выпуска товаров, условий помещения под заявленную таможенную процедуру), в том числе, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ЕЭС по декларациям на товары (далее по тексту также - ДТ) №№ 10503050/030816/0009125, 10503050/230816/0010195, 10503050/230816/0010198, 10503050/150916/0011362, по результатам которой таможенным органом составлен акт камеральной таможенной проверки от 14.09.2017 года № 10503000/210/140917/А000027, из которого, в частности, следует, что:

- 03.08.2016 г. АО «АТК «Ямал» с целью таможенного декларирования и помещения под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления на Тюменский таможенный пост Тюменской таможни подана ДТ № 10503050/030816/0009103 с заявлением сведений о товаре «гражданское воздушное судно BOMBARDIER CL600-2B19 (серия CRJ-200)» (далее по тексту также – «воздушное судно CRJ-200»). Выпуск товара осуществлен 04 августа 2016 года с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов;

- 03.08.2016 г. АО «АТК «Ямал» с целью таможенного декларирования и помещения под таможенную процедуру временного ввоза (до 31.08.2018 г.) на Тюменский таможенный пост подана ДТ № 10503050/030816/0009125 с заявлением сведений о товаре: «авиационный турбореактивный двигатель CF34-3B1 Б/У,.. . для технического обслуживания гражданского пассажирского самолета BOMBARDIER CL600-2B19 (CRJ200): - 1 шт., серийный номер: 872758» (далее по тексту также - «двигатель CF34-3B1, серийный номер 872758»). Тюменским таможенным постом 03.08.2018 г. принято решение о выпуске товара с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов;

- 03.08.2016 г. товар «двигатель CF34-3B1, серийный номер 872758» был установлен на товар «воздушное судно CRJ-200»;

- 23.08.2016 г. АО «АТК «Ямал»» в целях завершения таможенной процедуры временного ввоза и помещения под таможенную процедуру реэкспорта товара «двигатель CF34-3B1, серийный номер 872758» на Тюменский таможенный пост подана ДТ № 10503050/230816/0010195, в которой указано, что данный двигатель установлен на товаре «воздушное судно CRJ-200»;

- 23.08.2016 г. АО «АТК «Ямал»» с целью таможенного декларирования и помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (по 28.02.2017 г.) товара «воздушное судно CRJ-200» на Тюменский таможенный пост подана ДТ № 10503050/230816/0010198. Выпуск товара осуществлен 24.08.2016 г. с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин;

- 15.09.2016 г. после завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, при обратном ввозе товара «воздушное судно CRJ-200» (с установленным на нем двигателем CF34-3B1, серийный номер 872758) на Тюменский таможенный пост подана ДТ № 10503050/150916/0011362 с заявлением таможенной процедуры выпуск для внутреннего потребления. Выпуск товара осуществлен 15.09.2016 г. с уплатой таможенных платежей, исходя из стоимости операций по переработке товара, в связи с чем, при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории товара «гражданское воздушное судно CRJ-200» установленный на нем «двигатель CF34-3B1, серийный номер 872758», являясь иностранным товаром, был ввезен на таможенную территорию ЕЭС под таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления без декларирования по установленной форме и без уплаты за него ввозных таможенных пошлин, налогов. Следовательно, таможенные пошлины, налоги при подаче ДТ № 10503050/150916/0011362 не включали платежи за двигатель как за самостоятельный товар, впервые помещаемый под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и соответственно, АО «АТК «Ямал» не оплачены.

На основании акта камеральной таможенной проверки от 14.09.2017 г., в связи с установленными нарушениями положений таможенного законодательства в от ношении юридического лица - АО «АТК «Ямал» был составлен протокол об административном правонарушении № 10503000-316/2018 от 12.07.2018 года о наличии в действиях АО «АТК «Ямал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 16.2. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 указанного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 179 ТК ТС предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

Согласно положений ст. 209 ТК ТС, выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ст. 252 ТК ТС, переработка вне таможенной территории - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

В соответствии со ст. 277 ТК ТС, временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 281 ТК ТС).

Согласно положений ст. 296 ТК ТС, реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Из вступившего 12.09.2018 г. в законную силу решения Арбитражного суда Тюменской области от 21.05.2018 г. по делу № А70-91/2018 следует, что в удовлетворении требований АО «АТК «Ямал» к Тюменской таможне о признании незаконным решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары от 14.09.2017 г. и требования об уплате таможенных платежей № 101 от 29.09.2017 г., то есть в удовлетворении требований о признании незаконными действий административного органа в рамках спорного правоотношения, отказано

Таким образом с учётом изложенного нахожу, что судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что два разных товара изначально помещенные под различные таможенные процедуры и находящиеся, соответственно, в разных правовых статусах (воздушное судно - товар Евразийского экономического союза и двигатель - иностранный товар), вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза в различных таможенных процедурах при установке двигателя на данном воздушном судне, а при завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории товара «воздушное судно CRJ-200», установленный на нем «двигатель CF34-3B1, серийный номер 872758», являясь иностранным товаром, был ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза под таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления без декларирования по установленной форме и без уплаты за него ввозных таможенных пошлин, налогов. Таким образом таможенные пошлины, налоги при подаче ДТ № 10503050/150916/0011362 не включали платежи за двигатель как за самостоятельный товар, впервые помещаемый под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, и соответственно, указанный товар - «двигатель CF34-3B1, серийный номер 872758», АО «АТК «Ямал» задекларирован по установленной форме не был, вследствие чего в действиях АО «АТК «Ямал» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, по общему правилу, не обязано доказывать свою невиновность. В то же время само по себе указанное императивное правило права данного лица на представление доказательств, как своей невиновности, так и иных существенных для дела обстоятельств, не исключает.

Нахожу, что оснований к удовлетворению доводов жалобы и дополнения к ней о несогласии с заключением эксперта, с определением о назначении которого от 14.06.2018 года АО «АТК «Ямал» было в установленном порядке ознакомлено, не имеется, поскольку данное заключение, которым определена рыночная стоимость двигателя CF34-3B1, серийный номер 872758 по состоянию на 15.09.2016 г., составлено в соответствии с требованиями ст. 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела и требующих применения специальных познаний, эксперт, проводивший исследование, был предупрежден об установленной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта являются мотивированными, в заключении содержится описание проведенных исследований, обстоятельства, по которым экспертом совершались, либо не совершались соответствующие действия, и ответы на поставленные вопросы, вследствие чего оснований к признанию данного заключения ненадлежащим доказательством и к неиспользовании при вынесении оспариваемого постановления содержащихся в нём выводов у судьи районного суда не имелось. В то время, как в указываемой АО «АТК «Ямал» декларации на данный товар № 10503050/030816/0009125 содержится указание на таможенную стоимость этого товара по состоянию на 03.08.2016 года. Доказательств иной рыночной стоимости вышеуказанного двигателя CF34-3B1 по состоянию на 15.09.2016 г. в материалах дела не имеется.

Таким образом, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену постановления судьи районного суда, не допущено, указываемые в жалобе АО «АТК «Ямал» обстоятельства к таким нарушениям отнесены быть не могут, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 16.2 указанного Кодекса, вследствие чего полагаю, что оснований к отмене обжалуемого постановления судьи районного суда и к прекращению производства по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 06 сентября 2018 года в отношении юридического лица – АО «АТК «Ямал» оставить без изменения, жалобу АО «АТК «Ямал», с учётом дополнений к ней, оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко