ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-147/19 от 03.10.2019 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело №12-147/2019

РЕШЕНИЕ

<адрес> 03 октября 2019 года

Судья Приморского районного суда <адрес> Брежнева Е.С., с участием главы муниципального образования «Заостровское» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы муниципального образования «Заостровское» ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 в отношении должностного лица - главы муниципального образования «Заостровское» ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования «Заостровское» (далее - МО «Заостровское») ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 15000 руб.

Глава МО «Заостровское» ФИО2 с указанным постановлением не согласился, подал жалобу, просит вышеуказанное постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что в начале декабря 2017 года в администрацию поступил запрос параметров для заключения концессионного соглашения на оказание услуг водоснабжения и водоотведения от ООО «Гидротехнологии». Администрация МО «Заостровское» направила им всю необходимую документацию. Однако до мая 2018 года представители ООО «Гидротехнологии» не представили в адрес муниципального образования проект концессионного соглашения и в дальнейшем отказались участвовать в данной процедуре. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поступило письменное предложение от ООО «Поморские коммунальные системы» о заключении договора аренды на объект водоснабжения и водоотведения д<адрес> и одновременно подготовке документации для направления предложения о заключении концессионного соглашения. ДД.ММ.ГГГГ в администрации МО «Приморский муниципальный район» была проведена трехсторонняя встреча с участием представителей ООО «Поморские коммунальные системы» по вопросу передачи в аренду объекта водоснабжения и водоотведения <адрес> и подготовки концессионного соглашения. В ходе совещания представители ООО «Поморские коммунальные системы» потребовали предоставления кадастровых паспортов на сети водоснабжения и водоотведения, которые находились в стадии разработки. Данная документация была подготовлена в ноябре 2018 года, однако к тому времени, ООО «Поморские коммунальные системы» отказались от участия в подготовке инициативной концессии. Ввиду отсутствия организации, готовой выступить с инициативной концессией на объект водоснабжения и водоотведения <адрес>, администрацией поселения самостоятельно были продолжены мероприятия по подготовке конкурса на право заключения концессионного соглашения. В соответствии с распоряжением главы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке подготовки, заключения и контроля реализации концессионных соглашений на территории МО «Заостровское» назначен ответственный за разработку конкурсной документации по проведению конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунального хозяйства муниципального образования «Заостровское». С целью приведения сетей водоснабжения в надлежащее состояние, администрация МО «Заостровское» вступила в Программу «Чистая вода». В настоящее время в «РВК-Центр» подана заявка на технологическое подсоединение к сетям централизованного водоснабжения <адрес>. Администрация МО «Приморский муниципальный район» взяло на себя обязательство по подготовке проекта нового водопровода Архангельск-Заостровье до конца 2019 года. Только после выполнения всех этих мероприятий, объект водоснабжения и водоотведения будет передан на условиях концессионного соглашения. Также просит учесть, что обязанности по хозяйственному обеспечению деятельности администрации МО «Заостровское» возложены на МКУ «Заостровский обслуживающий центр», именно руководитель МКУ «ЗОЦ» назначен ответственным лицом за заключение концессионных соглашений. Просит принять к сведению тот факт, что по делу на ФИО2 наложен штраф в размере 30000 рублей, что является серьезной суммой для муниципального служащего, он имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей, кредитные обязательства.

Глава МО «Заостровское» ФИО2 в судебном заседании приведенные в жалобе доводы поддержал. Пояснил, что не бездействовал, в муниципальном образовании ведется работа по заключению концессионного соглашения по объектам водоснабжения и водоотведения.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

С учетом этого, на основании ст.30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Заслушав ФИО2, исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, суд не усматривает предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.

Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, при передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения по договору аренды или по концессионному соглашению необходимо проведение процедуры торгов (за исключением специально предусмотренных случаев).

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось нарушение со стороны главы администрации муниципального образования «Заостровское» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необеспечении определения администрацией муниципального образования лица, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения <адрес> и д.<адрес> в соответствии с требованиями ч.3 ст.41.1.ФЗ №416-ФЗ, ФЗ №115-ФЗ, продолжении в нарушение требований указанных норм предоставления ООО «Марайс» объектов центральной системы холодного водоснабжения и водоотведения <адрес> и д.<адрес>, в том числе на условиях договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МО «Заостровское» в лице главы муниципального образования и ООО «Аква Ланд» был заключен договор аренды объектов муниципальной собственности, предназначенных для предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей в <адрес> и д. <адрес>. Указанный договор заключен по результатам конкурса по извещению . Срок действия договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Заостровское» в ответ на письмо ООО «Аква Ланд» от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.2 ст.615 ГК РФ выразила согласие на сдачу в субаренду имущества - объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в аренде общества по договору аренды объектов муниципальной собственности, предназначенных для предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей в <адрес> и д.<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Аква Ланд» и ООО «Марайс» был заключен договор субаренды объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, очистке сточных вод потребителям <адрес>, согласно которому ООО «Марайс» во временное владение и пользование было передано движимое и недвижимое имущество (объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие МО «Заостровское» и переданные ООО «Аква Ланд» по договору аренды объектов муниципальной собственности, предназначенных для предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей в <адрес>. Акт приема-сдачи имущества в субаренду был подписан 01 января 2016 года. Договор субаренды заключен на срок с 01 января 2016 года по 22 мая 2019 года.

Срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышала пять лет, соответственно, согласно ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена по концессионному соглашению либо в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07 мая 2013 года №103-ФЗ до 01 января 2015 года имущество могло быть передано на основании договора аренды на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

При указанных обстоятельствах, заключение договора аренды допускалось на срок до трех лет.

Срок действия договора аренды от 23 мая 2014 года составлял 5 лет, что превышает предельно установленный ч.6 ст.5 Федерального закона от №103-ФЗ трехлетний срок.

Согласно ч.3 ст.610 ГК РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

С учетом изложенного у МО «Заостровское» в лице главы МО «Заостровское» отсутствовали законные основания для предоставления в пользование ООО «Аква Ланд» объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории <адрес>, на срок пять лет, поскольку в соответствии с ч.6 ст.5 Федерального закона от 07 мая 2013 года №. 103-ФЗ допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных ч.ч.3, 4 ст. 41.1 закона о водоснабжении и водоотведении, на срок до 3 лет.

Таким образом, после 23 мая 2017 года у ООО «Аква Ланд» отсутствовали законные основания пользования объектами водоснабжения и водоотведения, расположенными на территории д.Большое Анисимово и д.Рикасово.

В силу п.2 ст.615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено данным кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

На основании ч.2 ст.41.1 Закона о водоснабжении арендатор не вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Как на момент заключения муниципальным образованием «Заостровское» и ООО «Аква Ланд» договора аренды от 23 мая 2014 года , так и на момент заключения ООО «Аква Ланд» и ООО «Марайс» договора субаренды от 21 сентября 2015 года , действовала ч.2 ст.41.1 Закона о водоснабжении, содержащая запрет на передачу арендатором прав и обязанностей по договору аренды объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, другому лицу.

Администрацией МО «Заостровское» было дано согласие на заключение ООО «Аква Ланд» договора субаренды в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящейся в муниципальной собственности, в то время как такая возможность ограничена законом, в результате чего ООО «Марайс» получило доступ на рынок водоснабжения и водоотведения вне процедуры заключения концессионного соглашения.

Условием предоставления прав владения и пользования в отношении рассматриваемых объектов водоснабжения и водоотведения <адрес> после истечения трехлетнего срока с момента заключения договора аренды (ДД.ММ.ГГГГ) могло быть исключительно заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

В свою очередь, прекращение в 2015 году ООО «Аква Ланд» деятельности по обслуживанию сетей, на что Администрация МО «Заостровское» указывала в письме от ДД.ММ.ГГГГ, должно было повлечь со стороны органа местного самоуправления действия, направленные на возврат имущества и определение лица, в пользование которого могут быть переданы объекты водоснабжения и водоотведения с соблюдением требований действующего законодательства, а не дачу в нарушение запрета, установленного ч.2 ст.41.1 Закона о водоснабжении, согласия на передачу имущества в субаренду.

Вместе с тем, органом местного самоуправления не было предпринято необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства при предоставлении прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения. Лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в установленном законом порядке определено не было.

С учетом изложенного в действиях главы МО «Заостровское» по заключению с ООО «Аква Ланд» договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет и по предоставлению возможности пользования имуществом на условиях указанного договора аренды после ДД.ММ.ГГГГ, действиях администрации МО «Заостровское» по даче согласия на заключение ООО «Аква Ланд» договора субаренды централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в то время как такая возможность ограничена законом, в результате чего ООО «Марайс» получило доступ на рынок водоснабжения и водоотведения вне процедуры заключения концессионного соглашения, в бездействии органов местного самоуправления МО «Заостровское» по распоряжению муниципальным имуществом, предназначенным для водоснабжения и водоотведения, в соответствии с положениями Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», при том, что указанное муниципальное имущество продолжало находиться в необоснованном пользовании ООО «Марайс», были установлены признаки нарушения требований ч.1 ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

15 августа 2017 года главе МО «Заостровское» и администрации МО «Заостровское» было выдано предупреждение о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на недопущение неправомерного в нарушение ч.3 ст.41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №. 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч.3 ст.610 ГК РФ использования ООО «Аква Ланд» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ и ООО «Марайс» по договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ муниципального имущества водоснабжения и водоотведения <адрес> и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно о необходимости проведения конкурсных процедур в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Срок исполнения предупреждения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ч.5 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №. 135-ФЗ «О защите конкуренции» и ходатайства Администрации МО «Заостровское» от ДД.ММ.ГГГГ определением от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения предупреждения ш-2017 был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ срок выполнения предупреждения был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

По окончании срока выполнения предупреждения информация о его выполнении в антимонопольный орган представлена не была.

В последующем установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МО «Заостровское» в лице главы МО «Заостровское» и ООО «Аква Ланд» заключили соглашение о расторжении с ДД.ММ.ГГГГ договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес>, предназначенных для предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей в <адрес>. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ МО «Заостровское» были переданы: водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>; водоочистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, д.Рикасово; канализационная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; канализационные сети, расположенные по адресу: <адрес>; канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>.

Лицо, в пользование которого переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения <адрес>, в установленном законом порядке определено не было. ДД.ММ.ГГГГ между МО «Заостровское» и ООО «Марайс» в нарушение требований ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении был заключен договор аренды объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес>

Главой МО «Заостровское» не было представлено материалов, подтверждающих совершение действий, направленных на заключение концессионного соглашения, в том числе в части организации конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Доказательства наличия предусмотренных чч.ч.1, 2, 4.10 ст.37, ч.1 ст.51 Закона о концессионных соглашениях оснований для заключения концессионного соглашения без проведения торгов, со стороны МО «Заостровское» представлены не были.

Своевременные и достаточные меры, направленные на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, органом местного самоуправления предприняты не были.

Кроме того, объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения д.Большое Анисимово, д.Рикасово продолжали находиться в пользовании ООО «Марайс» теперь уже на условиях договора аренды, в то время как данный хозяйствующий субъект не являлся лицом, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество, определенным в порядке, установленном Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Выданное главе МО «Заостровское» и Администрации МО «Заостровское» предупреждение в части принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, в том числе, в части необходимости проведения конкурсных процедур в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных по адресу: <адрес><адрес>, в соответствии с требованиями Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», органами местного самоуправления муниципального образования «Заостровское» в установленный срок выполнено не было, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы МО «Заостровское» и Администрации МО «Заостровское» было возбуждено дело по признакам нарушения требований ч.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела было установлено, что 23 мая 2014 года МО «Заостровское» в лице главы МО и ООО «Аква Ланд» был заключен договор аренды объектов муниципальной собственности, предназначенных для предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей в <адрес> и д.<адрес>. Срок действия договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Заостровское» выразила согласие на сдачу в субаренду имущества — объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в аренде общества по договору аренды объектов муниципальной собственности, предназначенных для предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей в д.Большое Анисимово и д.<адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Аква Ланд» и ООО «Марайс» был заключен договор субаренды объектов муниципальной собственности муниципального образования «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, очистке сточных вод потребителям <адрес>, согласно которому ООО «Марайс» во временное владение и пользование было передано движимое и недвижимое имущество -объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие МО «Заостровское» и переданные ООО «Аква Ланд» по договору аренды объектов муниципальной собственности, предназначенных для предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей в <адрес> и д.<адрес>. Договор субаренды заключен на срок с 01 января 2016 года по 22 мая 2019 года.

28 сентября 2017 года МО «Заостровское» и ООО «Аква Ланд» заключили соглашение о расторжении с 29 сентября 2017 года договора аренды объектов муниципальной собственности муниципального образования «Заостровское» <адрес>, предназначенных для предоставления услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

01 октября 2017 года МО «Заостровское» и ООО «Марайс» заключили договор аренды объектов муниципальной собственности муниципального образования «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес>, согласно которому в пользование ООО «Марайс» были переданы водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>; канализационная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>; канализационные сети, расположенные по адресу: <адрес>; канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. Срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Марайс» был заключен договор аренды объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в д.Большое Анисимово и д.Рикасово, согласно которому в пользование ООО «Марайс» были переданы водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>; канализационная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; канализационные сети, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>; канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>. Срок действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ МО «Заостровское» в лице главы МО и ООО «Марайс» заключили договор аренды объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес>. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору был установлен следующий перечень объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес>, предоставляемых по договору аренды с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес>: водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>; водоочистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>; канализационная насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; канализационные сети, расположенные по адресу: <адрес>; канализационные очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, д<адрес>. Срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.

01 октября 2018 года с ООО «Марайс» вновь заключен договор аренды объектов муниципальной собственности муниципального образования «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес>, согласно которому в пользование ООО «Марайс» были переданы водопроводные сети в <адрес>; канализационная насосная станция в <адрес>; канализационные сети в <адрес>; канализационные очистные сооружения в <адрес>. Договор действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.

01 февраля 2019 года МО «Заостровское» и ООО «Марайс» заключили договор аренды объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес>, согласно которому в пользование ООО «Марайс» были переданы водопроводные сети в <адрес>; канализационная насосная станция в <адрес>; канализационные сети в <адрес>; канализационные очистные сооружения в <адрес>. Договор действия договора по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Марайс» был заключен договор аренды объектов муниципальной собственности муниципального образования «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес> и д.Рикасово, согласно которому в пользование ООО «Марайс» переданы: водопроводные сети в <адрес>; канализационная насосная станция в <адрес>; канализационные сети в д<адрес>; канализационные очистные сооружения в <адрес>. Договор заключен сроком по ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительным соглашением к договору на период ремонтных работ со ДД.ММ.ГГГГ канализационные очистные сооружения, расположенные <адрес>, выведены из оперативного управления ООО «Марайс» и переданы в оперативное управление администрации МО «Заостровское».

Поскольку в соответствии с ч.6 ст.5 Федерального закона от 07 мая 2013 года №103-ФЗ допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных ч.ч.3. 4 ст.41.1 закона о водоснабжении и водоотведении, на срок до 3 лет, и согласно ч.3 ст.610 ГК РФ договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ считался заключенным на срок до ДД.ММ.ГГГГ, после ДД.ММ.ГГГГ передача прав владения и (или) пользования объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения д<адрес>, срок ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет, могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.

При этом с учетом требований ч.6 ст.5 Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ, ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, все действия, связанные с подготовкой заключения концессионного соглашения, должны были быть совершены в пределах срока действия договора аренды, заключение которого допускалось на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, т.е. еще в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения <адрес>, в установленном законом порядке определено не было.

В рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения <адрес> являлось заключение концессионного соглашения.

Вместо этого, в нарушение требований ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении главой МО «Заостровское» были заключены с ООО «Марайс» договоры аренды объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.33 ст.41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, ООО «Марайс» в отсутствие законных оснований в приоритетном порядке был предоставлен доступ на рынок водоснабжения и водоотведения <адрес> и д.<адрес>.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что органам местного самоуправления, участвующим в предоставлении муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Равный доступ хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения д. Большое Анисимово, д. Рикасово на условиях концессии обеспечен не был, указанные объекты находятся в фактическом пользовании ООО «Марайс» без учета требований ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении.

Факт поступления в адрес МО «Заостровское» предложений о заключении концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения (ООО «Гидротехнологии», ООО «Поморские коммунальные системы») соответствующего требованиям ч.4.2, 4.3 ст.37 Закона о концессионных соглашениях и постановления Правительства РФ от 31.03.2015 №300, материалами дела не подтверждается.

Все действия, связанные с подготовкой заключения концессионного соглашения, должны были быть совершены в пределах срока действия договора аренды, заключение которого допускалось на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, т.е. еще в период с 23 мая 2014 года по 23 мая 2017 года.

Выданное главе МО «Заостровское» и администрации МО «Заостровское» предупреждение ш-2017 от ДД.ММ.ГГГГ помимо требований о прекращении использования ООО «Аква Ланд» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ и ООО «Марайс» по договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ муниципального имущества водоснабжения и водоотведения д.Большое Анисимово и д.Рикасово, содержало также указание на необходимость принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части необходимости проведения конкурсных процедур в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных по адресу: <адрес><адрес>.

Предупреждение, несмотря на продление срока его выполнения, не исполнено, лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения д.Большое Анисимово, д.Рикасово в установленном законом порядке определено не было. Напротив, МО «Заостровское» в лице главы МО и ООО «Марайс» в нарушение требований ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении были заключены договоры аренды объектов муниципальной собственности муниципального образования «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в д.Большое Анисимово и д.Рикасово.

Непринятие главой МО «Заостровское» своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, привело к тому, что ООО «Марайс» получило доступ на рынок водоснабжения и водоотведения д.Большое Анисимово и д.Рикасово в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении.

Обстоятельства, на которые ссылается лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, связанные с изданием распоряжения «Об утверждении положения о порядке подготовки, заключения и контроля реализации концессионных соглашений на территории муниципального образования «Заостровское», не отменяет того факта, что все действия, связанные с подготовкой заключения концессионного соглашения, должны были быть совершены значительно ранее, и что главой муниципального образования принимались иные решения о порядке распоряжения рассматриваемым имуществом - заключались договоры аренды с ООО «Марайс» в нарушение требований ч.3 ст.41.1 Закона о водоснабжении.

Установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, органами местного самоуправления МО «Заостровское» не соблюден, законные условия доступа на рынок водоснабжения и водоотведения и экономически эффективного использования муниципальной собственности обеспечены не были.

С учетом изложенного бездействие главы МО «Заостровское» по неопределению лица, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения <адрес>.<адрес> в соответствии с требованиями ч.3 ст.41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также действия Главы МО «Заостровское» по продолжению предоставления в нарушение требований ч.3 ст.41.1 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в пользование хозяйствующего субъекта объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения д.Большое Анисимово и д.<адрес>, в том числе при заключении с ООО «Марайс» договоров аренды объектов муниципальной собственности МО «Заостровское» <адрес> с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 01 апреля, 01 июля, ДД.ММ.ГГГГ, 01 февраля и ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения д<адрес> продолжают находиться в необоснованном пользовании ООО «Марайс», чем обществу предоставлены преимущества доступа на рынок водоснабжения и водоотведения МО «Заостровское», являются нарушением требований ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления.

В соответствии Уставом МО «Заостровское» Глава Заостровского сельского поселения как глава Заостровского муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Заостровского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения и подписывает договоры и соглашения от имени Заостровского сельского поселения. Глава Заостровского сельского поселения возглавляет администрацию Заостровского сельского поселения и руководит ею на принципах единоначалия. Глава Заостровского сельского поселения как глава администрации Заостровского сельского поселения определяет основные направления деятельности администрации Заостровского сельского поселения и организует ее работу, имеет право давать в пределах своей компетенции устные и письменные поручения и указания муниципальным служащим администрации Заостровского сельского поселения.

В соответствии с решением муниципального Совета МО «Заостровское» от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Администрации МО «Заостровское» от ДД.ММ.ГГГГ полномочия главы муниципального образования «Заостровское» осуществляет ФИО2

Не обеспечив определение лица, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения <адрес> и д.<адрес> в соответствии с требованиями ч.3 ст.41.1 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», и продолжая в нарушение требований ч.3 ст.41.1 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предоставлять ООО «Марайс» объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения д.Большое Анисимово и д.<адрес>, в том числе на условиях договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ, 01 апреля, 01 июля, ДД.ММ.ГГГГ, 01 февраля и ДД.ММ.ГГГГ, глава МО «Заостровское» ФИО2 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 обоснованно пришел к выводу, что собранными по делу доказательствами в их совокупности вина главы МО «Заостровское» ФИО2 в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, доказана.

Как правильно установлено должностным лицом при рассмотрении дела, административное правонарушение совершено главой МО «Заостровское» ФИО2 в связи с ненадлежащим исполнением им своих обязанностей, поскольку глава муниципального образования «Заостровское», представляя администрацию МО «Заостровское» и действуя без доверенности от имени указанного органа местного самоуправления, будучи наделенный организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, обязан был обеспечить соблюдение норм Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и не допускать нарушений норм антимонопольного законодательства.

Довод ФИО2 о том, что ответственным лицом за заключение концессионных соглашений являлся руководитель МКУ «Заостровский обслуживающий центр», суд находит несостоятельным, поскольку возложение на руководителя МКУ «Заостровский обслуживающий центр» обязанностей по хозяйственному обеспечению деятельности администрации МО «Заостровское» не свидетельствует о том, что руководитель МКУ наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в МО «Заостровское».

Представленные по данному делу об административном правонарушении доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются допустимыми, и оценены должностным лицом по правилам ст.26.11 КоАП РФ на основании всестороннего? полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Сделанные в обжалуемом постановлении выводы должностного лица детально мотивированы.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о малозначительности совершенного главой МО «Заостровское» ФИО2 административного правонарушения, по данному делу не имеется.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ формальный, не содержит такого признака как наступление общественно-опасных последствий, и признается общественно опасными уже самим фактом нарушения установленных законодательством требований.

С учетом этого, должностное лицо обоснованно не усмотрело оснований для применения в данном случае положений ст.2.9 КоАП РФ. Не усматривает таких оснований при установленных по делу обстоятельствах и суд.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден, нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

При назначении административного наказания главе МО «Заостровское» ФИО2 должностное лицо в соответствие с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ учло характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, должностное лицо признало тот факт, что ранее ФИО2 по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ к административной ответственности не привлекался, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Оснований для применения ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО2 в соответствии с требованиями ст.3.1, ст.3.5 и ст.4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст.14.9 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Оснований для применения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ по данному делу не имеется.

С учетом вышеизложенного, обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, а жалоба главы МО «Заостровское» ФИО2 подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление .9-320/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 в отношении главы муниципального образования «Заостровское» ФИО2 оставить без изменения, а жалобу главы муниципального образования «Заостровское» ФИО2 на данное постановление - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.С. Брежнева