Дело № 12-3/2020
УИД 42RS0010-01-2019-002539-68
Р Е Ш Е Н И Е
город Киселевск 12 февраля 2020 года
Судья Киселевского городского суда Кемеровской области Дадонова Т.А.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - Акционерного общества «Поляны» Шульгиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе законного представителя юридического лица -Акционерного общества «Поляны», в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО2 № от 23 октября 2019 года юридическое лицо -Акционерное общество «Поляны» (далее – АО «Поляны») было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица АО «Поляны» – генеральный директор ФИО1 обратился в Киселёвский городской суд Кемеровской области с жалобой, ссылаясь на необоснованное и незаконное привлечение юридического лица к административной ответственности.
Основанием привлечения к административной ответственности послужили выводы о том, что общество осуществило размещение вскрышных пород в объеме 13,08 тыс.м3 на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, выявлен факт размещения породы в районе разведочных линий Хр.л. и Хбис.
Однако в действиях АО «Поляны» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление от 23 октября 2019 года не мотивировано, в нем не указано, какие установленные требования и обязательные мероприятия им не исполнены.
Согласно пояснительной записке АО «Поляны» от 27.08.2019г. № 477 данная территория была нарушена при проведении открытых и подземных горных работ АООТ «Шахта Краснокаменская» в 1966 году, а также при засыпке деформаций и проседаний поверхности.
В 4 квартале 2018 года в связи с необходимостью ликвидации провалов и проседаний на данной территории, а также с целью выравнивания площадки для горного оборудования была использована вскрышная порода в объеме 13,08 тыс.м 3.
При рассмотрении административного материала, должностное лицо, проводящее проверку, отклонило возражения Общества, изложенные в пояснительной записке по следующим основаниям.
Действующая проектная документация Общества «Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО «Поляны» и результаты инженерных изысканий», на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы 1258-Э от 20.10.2014г. не имеет ссылок на данную площадку, а также на факт использования вскрышных пород с целью выравнивания площадки для горно-шахтного оборудования.
Обстоятельства, на основании которых административным органом было вынесено и постановление, не доказаны.
Согласно представленной маркшейдерской документации (план горных работ гор.+25 от 26.01.1970г. по пл. Горелому Восточное крыло антиклиналь N, плана поверхности шахт Краснокаменская 1999 г.) указанная нарушенная территория образована путем изоляции отработанных подземными и открытыми работами участка недр шахтой Краснокаменская.
Данная территория используется на основании локального проекта в качестве промплощадки подрядной организацией для текущего обслуживания горно-транспортного оборудования.
Отработанное подземное пространство постоянно влияет на поверхность нарушение территории путем проседаний ее поверхности, что влечет использование вскрышной породы для подсыпки и выравнивания.
В соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
Акционерное общество «Поляны» в настоящее время ведет работы по консервации шахты согласно «Технического проекта консервации подземных горных выработок шахты «Краснокаменская» в границах лицензии №», руководствуясь Приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 № 550 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», Постановлением Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами».
Работы, проводимые по подготовке горных выработок к консервации, ведутся при условии выполнения согласованных с территориальным органом Ростехнадзора мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды.
Технические работы по консервации горных выработок проводятся после утверждения комиссией по технической консервации объекта. Комиссия осуществляет контроль качества проводимых работ, соблюдения проектных решений и приемку работ по консервации горных выработок.
Отклонения от проектной документации в процессе консервации горных выработок не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.
Согласно п. 6.3. проекта консервации шахты «Работы по консервации выработок, выходящих на дневную поверхность, выполняются по рабочим проектам», т. е. проектам, разработанным работниками технического отдела АО «Поляны».
При этом использование вскрышной породы для текущих технологических процессов не нормируется Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Общество не опровергает факт того, что использует вскрышные породы для технологических нужд, о чем ежегодно предоставляются отчеты по форме 2тп-отходы «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления». Так, в 2018 г. было использовано Обществом 659580 тонн вскрышной породы.
Пояснения об использовании вскрышной породы для планировки данной промплощадки были предоставлены в пояснительной записке от 27.08.2019 № 477 и в возражениях от 18.09.2019 № 510 к акту проверки и предписанию, выданному административным органом.
Для понимания содержания определения «объекты размещения отходов», следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Определяя, что сооружение для размещения отходов должно быть специально оборудованным, в то же время законодательством не устанавливаются критерии, каким образом должно осуществляться такое специальное оборудование.
Системный анализ требований законодательства и судебной практики позволяет говорить о том, что такие объекты должны соответствовать как нормам законодательства об охране окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, так и требованиям законодательства о техническом регулировании, и требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указание административного органа на то, что указанная промплощадка должная быть внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, следовательно, зарегистрирована в Едином реестре недвижимости (далее ЕРН) безосновательно. Потому что регистрация в ЕРН предполагает то, что вещь должна обладать признаками недвижимой вещи, т.е. согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)
к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Согласно п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Заявитель считает, что указанная в постановлении от 23.10.2019г. промплощадка не имеет данного предназначения, на ней не размещаются отходы производства, она не является объектом размещения отходов.
Проектная документация «Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО «Поляны» и результаты инженерных изысканий» не имеет указанную нарушенную территорию в качестве объекта размещения отходов, так как не является им, а также проектом предусмотрены специализированные объекты - внешние и внутренние отвалы. Кроме того, Обществу не целесообразно размещать вскрышную породу на данной территории, т. к. внешний отвал № 1 расположен территориально ближе к участку открытых горных работ, соответственно, расходы на доставку и размещение вскрышной породы меньше.
Однако данные обстоятельства были проигнорированы административным органом.
Также, при привлечении к административной ответственности административным органом не учтен факт того, что на производственной территории АО «Поляны» в течение 80 лет осуществляло свою деятельность угледобывающее предприятие - ООО «Шахта «Краснокаменская», ликвидированное в настоящий момент.
Исходя из презумпции добросовестности, принимая во внимание указанные обстоятельства и представленные в административный орган доказательства, считает, что в данном случае им не было допущено нарушений действующего законодательства.
Просит отменить постановление о назначении административного наказания № от 23 октября 2019 года в полном объеме, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, -ФИО1, будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, уважительных причин своего отсутствия не представил, направив в судебное заседание защитника Шульгину А.В., действующую на основании доверенности.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – ФИО2 надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменные возражения относительно доводов жалобы ФИО1
Согласно возражениям были представлены документы, что АО «Поляны» осуществило размещение вскрышных пород в объеме 13,08 тыс. мЗ на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации,
Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24,06,1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с проектной документацией «Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди ОАО «Поляны», разработанная ООО «СИБГЕОПРОЕКТ» в 2011 году, положительное заключение Государственной экологической экспертизы № 1258-Э от 20.10.2014 (в части объектов, связанных с размещением отходов) предусматривается формирование внешних отвалов №№ 1, 2, 3 и внутренних отвалов №№ 1, 2. Общий объем пород, укладываемых в отвалы, с учетом коэффициента разрыхления равного 1,25 составляет 931844,6 тыс. мЗ. Вышеуказанная проектная документация получила положительное заключение Государственной экспертизы РФ от 26.07.2012 № 209- 12/КРЭ-1596/06, положительное заключение Государственной экологической экспертизы № 1258-Э от 20.10.2014 г.
В указанной проектной документации приведены параметры отвалов: внешний отвал № 1 - отметка верха +380 м, внешний отвал № 2 - отметка верха +410 м, внешний отвал № 3 - отметка верха +440 м, внутренний отвал № 1 - отметка верха +380 м, внутренний отвал № 2 - отметка верха +410 м.
В ходе плановой выездной проверки выявлен факт размещения вскрышных пород в районе разведочных линий Хр.л и Хбис.
В рамках административного производства Обществом предоставлялись возражения, которые в полной мере исследованы должностным лицом, что нашло отражение в тексте оспариваемого постановления (стр. 2): «Действующая проектная документация Общества «Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди» разработанной в 2011 г. ООО «Сибгеопроект», на которую получено положительное заключение государственной экспертизы № 209- 12/КРЭ-1596/06 от 26.07.2012 и заключение государственной экологической экспертизы № 1258-Э от 20.10.2014 не имеет ссылок на площадку для горношахтного оборудования, а также на факт использования вскрышных пород с целью выравнивания площадки для горно-шахтного оборудования».
Соответственно, доводы Общества исследованы в полном объеме. В связи с чем, должностное лицо правомерно пришло к выводу, что утвержденной проектной документацией Общества не рассмотрены вопросы использования вскрышных пород с целью выравнивания площадки для горно-шахтного оборудования.
В соответствии с требованиями п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Соответственно, использование иной документации, не прошедшей государственную экологическую экспертизу, нарушает действующее законодательство.
Общество указывает, что нарушенная территория образована путем изоляции отработанных подземными и открытыми работами участка недр шахтой Краснокаменская. Данная территория используется на основании локального проекта в качестве промплощадки подрядной организацией для текущего обслуживания горно-транспортного оборудования.
Общество ссылается на п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» - при ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены основные понятия:
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В ходе плановой проверки доказан факт размещения отхода (более 11 месяцев) на указанной площадке (графический материал ПРГР 2018-2019 гг.).
Требованиями ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06,1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Применение норм гражданского законодательства необоснованно в рамках рассматриваемого постановления.
Должностным лицом указано на необходимость размещения отходов на объектах, внесенных в государственный реестр размещения отходов, что соответствует вышеуказанным нормам, а не на внесение данной промплощадки в указанный реестр, как ошибочно полагает Заявитель.
АО «Поляны» в настоящее время ведет работы по консервации шахты, согласно «Технического проекта консервации подземных горных выработок шахты «Краснокаменская» в границах лицензии КЕМ 13998 ТЭ». Согласно п. 6.3. проекта консервации шахты «Работы по консервации выработок, выходящих на дневную поверхность, выполняются по рабочим проектам», т.е. проектам, разработанным техническим отделом предприятия.
Обществом в пояснениях от 27.08.2019 № 478 данная территория нарушена в результате производственной деятельности при ведении открытых горных работ АООТ «Шахта Краснокаменская» в 1966 году при отработке пласта «Горелый», а так же при засыпке деформаций и проседаний поверхности, образованных в результате ведения подземных горных работ.
Таким образом, применение п. 6.3 проекта консервации, в части работ по консервации выработок, выходящих на дневную поверхность по рабочим проектам, разрабатываемым техническим отделом предприятия, в данном случае не уместно, в связи с тем, что засыпка деформаций и проседаний не является консервацией выработок, выходящих на дневную поверхность,
С учетом изложенных обстоятельств просит оставить обжалуемое постановление без изменений, а жалобу – без удовлетворения.
Законный представитель лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – генеральный директор АО «Поляны», должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, – ФИО2 в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не направили, материалов дела достаточно для рассмотрения жалобы, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие, в присутствии защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Шульгиной А.В.
Защитник юридического лица АО «Поляны» Шульгина А.В. поддержала жалобу по изложенным в нем доводам.
Допрошенный в судебном заседании <данные изъяты> АО «Поляны» Т, пояснил, что в постановлении указано, что согласно действующей проектной документации предусматривается формирование внешних и внутренних отвалов с определенными проектными параметрами и что данное размещение вскрышной породы проектом отработки запасов на АО «Поляны» не предусмотрено. Управлением не принято во внимание, что АО «Поляны» осуществляет производственную деятельность по добыче угля на территории, ранее, в течение 80 лет, отработанной шахтой «Краснокаменская» и у нее особые условия деятельности, когда провалы от отработанных угольных пластов выходят на рабочую поверхность в любое время и заранее предусмотреть их движение невозможно. В указанной в постановлении проектной документации предусмотрена отработка запасов открытым способом, в ней не предусмотрены мероприятия по ликвидации последствий подземной добычи каменного угля. В 4 квартале 2018 года технической службой АО «Поляны» на данной территории был выявлен участок опасной зоны, который был зафиксирован в журнале опасных зон. Согласно Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» при выявлении участка опасной зоны специалистами маркшейдерской и геологической службы под руководством технического руководителя (главного инженера) разрабатываются проект для ликвидации опасных зон. В связи с выходом на поверхность провалов и необходимостью их ликвидации, технической службой АО «Поляны» на основании локального проекта был ликвидирован провал, для чего использована вскрышная порода в объеме 13,08 тыс.м 3.
АО «Поляны» была представлена пояснительная записка и возражения на акт проверки и предписание, в которых указано, что данная территория была нарушена при проведении открытых и подземных горных работ АООТ шахта «Краснокаменская» в 1966 году, которая впоследствии была засыпана вскрышной породой для профилактики возгорания угольных пластов, деформаций и проседаний поверхности. В подтверждение данного факта были представлены план поверхности шахты Краснокаменская 1999 г., план горных работ гор.+ 256 от 26.01.1970г. по пл. Горелому Восточное крыло антиклиналь N, геологические разрезы по 10,11 р.л., по которым четко видно проведение горных работ, последующая засыпка нарушенной поверхности вскрышной породой.
Согласно п. 11. ст. 12. ФЗ «Об отходах производства и потребления» при ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные породы в соответствии с проектом ликвидации. Кроме того, согласно п. 5.8.10 информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям ИТС 16-2016, допускается использование вскрышных пород с целью отсыпки технологических дорог.
Требование государственного инспектора о внесении объектов размещения отходов в ГРОРО основано на п.7 ст.12 Федерального Закона от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления». Согласно ст.1. Федерального Закона от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Указанная в постановлении территория не имеет предназначения для размещения отходов, на ней не размещаются отходы производства, соответственно она не является объектом размещения отходов и не может быть зарегистрирована в государственном реестре размещения отходов.
Свидетель К, инженер-эколог, дав аналогичные показания, пояснила, что маркшейдерская служба обнаружила в указанном месте просадку над подземной выработкой шахты «Краснокаменская», это опасная зона, т.к. ездит техника, ходят люди, этот провал необходимо было ликвидировать. Технической службой предприятия был разработан проект ликвидации опасной зоны, подсчитано, какое количество (объем) породы необходим для того, чтобы засыпать просадку. В п. 6 утвержденного Технического проекта предусмотрено, что работы по консервации выработок, выходящих на дневную поверхность, выполняются по рабочим проектам, т.е. проектам, разработанным техническим отделом предприятия. Техническим проектом такие работы не предусмотрены, поскольку невозможно заранее определить, где, в каком месте образуется просадка поверхности над отработанной шахтой выработкой. Была выровнена поверхность, а не производилось размещение отходов, что видно на карте. Кроме этого, объем 13,08 тыс.м3 также свидетельствует об использовании породы, т.к. предприятие размещает в год 53 миллиона тонн отходов. Предприятию не целесообразно размещать породу на данной площадке, т.к. внешний отвал № 1 расположен территориально ближе к участку открытых горных работ, соответственно, расходы на доставку и размещение вскрышной породы меньше, что также свидетельствует о том, что в данном случае было использование отходов, а не их размещение.
Заслушав защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, поддержавшей доводы жалобы, выслушав свидетелей, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что оценка доказательств должна производиться на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), направленных на полное или частичное отступление от указанной документации и заключения, замене технологий, материалов, сроков выполнения тех или иных работ.
Представленные доказательства должны позволять сделать однозначный вывод о событии административного правонарушения и вине лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.
В судебном заседании установлено, что АО «Поляны» вменяется то, что юридическое лицо допустило нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, чем нарушило требования ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1988 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2020 3 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», допустив размещение вскрышных пород в объеме 13,08 тыс.м3 на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Суд находит убедительными доводы жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.
Акционерное общество «Поляны» ведет работы по консервации шахты согласно «Техническому проекту консервации подземных горных выработок шахты «Краснокаменская» в границах лицензии КЕМ 13998 ТЭ», руководствуясь Приказом Ростехнадзора от 19.11.2013 № 550 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах».
Согласно п. 6.3. проекта консервации шахты работы по консервации выработок, выходящих на дневную поверхность, выполняются по рабочим проектам, т. е. проектам, разработанным работниками технического отдела АО «Поляны».
В соответствии с п. 44 Постановления Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» при ликвидации объекта с подземным способом добычи полезных ископаемых выполняются следующие виды работ: в том числе, заполняются породой провалы, образовавшиеся на земной поверхности вследствие обрушения горных пород над подземными выработками.
Отработанное подземное пространство влияет на нарушение территории путем проседаний ее поверхности, что влечет использование вскрышной породы для подсыпки и выравнивания. В 2018 году в связи с необходимостью ликвидации провалов и проседаний на отработанных подземными работами участка недр шахтой «Краснокаменская» на данном участке была использована вскрышная порода в объеме 13,08 тыс.м 3.
АО «Поляны» использует вскрышные породы для технологических нужд, о чем ежегодно представляются отчеты по форме 2тп-отходы «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления».
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Доводы заявителя о том, что отходы в объеме 13,08 тыс.м 3 не размещались, а использовались для ликвидации проседания и выравнивания поверхности нашли подтверждение в судебном заседании как пояснениями допрошенных свидетелей Т,К, так и представленными документами: маркшейдерской документацией (план горных работ гор.+25 от 26.01.1970г. по пл. Горелому Восточное крыло антиклиналь N), плана поверхности шахты «Краснокаменская» 1999 г., журналом учета опасных зон АО «Поляны», проектом производства работ ликвидации деформаций дневной поверхности (просадки), вызванных отработкой запасов подземным способом, с выкопировкой плана горных работ.
В возражениях должностное лицо указывает на неуместность ссылок на технические проекты, разработанные технической службой предприятия, в связи с тем, что использование иной документации, не прошедшей государственную экологическую экспертизу, кроме действующей проектной документации Общества «Отработка запасов угля открытым способом в границах первой очереди», разработанной в 2011 г. ООО «Сибгеопроект», на которую получено положительное заключение государственной экспертизы, нарушает действующее законодательство.
С данным доводом нельзя согласиться, поскольку во взаимосвязи с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что правовое регулирование захоронения (размещения) отходов и использования отходов являются различными самостоятельными видами деятельности, и требования о необходимости проведения экологической экспертизы проекта производства работ ликвидации деформаций дневной поверхности не требуется.
В связи с установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что в действиях АО «Поляны», использовавших отходы в объеме 13,08 тыс.м 3 на данном участке для ликвидации просадки (провала) земной поверхности, вызванной отработкой запасов подземным способом, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении АО «Поляны» допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Жалобу законного представителя юридического лица - Акционерного общества «Поляны», в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кемеровской области ФИО2 от 23 октября 2019 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Поляны», отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.А. Дадонова