ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-147/19 от 15.05.2019 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

«15» мая 2019 года <адрес>

Судья Куйбышевского районного суда <адрес>ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал по жалобе финансового директора ФИО8 исполняющего обязанности по должности «Главный бухгалтер» ФИО1 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>-И от <дата> о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>-И от <дата> должностное лицо - финансовый директор ООО «Волготранс» исполняющий обязанности по должности «Главный бухгалтер» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, и подвергнута административной ответственности в виде административного штрафа в размере 11000 рублей.

ФИО1 обратилась в <адрес> с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить как незаконное и необоснованное.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от 12.03.2019г. жалоба ФИО1 направлена по подсудности в Куйбышевский районный суд <адрес>.

В судебном заседании представитель ФИО1 - ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала. Суду показала, что привлечение должностного лица - финансового директора ФИО9 - ФИО1 к административной ответственности является неправомерным ввиду отсутствия доказательств вины должностного лица. В ходе проведения внеплановой документарной проверки в ООО «Волготранс», по мнению специалистов Государственной инспекции труда в <адрес>, были выявлены нарушения обязательных требований трудового законодательства, выразившиеся в невыплате причитающихся работнику ФИО3 сумм при увольнении, а именно, сверхурочных. При этом, ни в материалах проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, и, соответственно, в постановлении о привлечении к административной ответственности, обоснование и расчеты о количестве установленных инспекцией сверхурочных работ и работ в праздничные дни, о размере денежных сумм, подлежащих выплате, уволенному сотруднику ФИО3, не приводится. В свою очередь, ФИО21 как работодателем, была произведена выплата заработной платы при увольнении ФИО3 в установленные законом сроки и в полном объеме. С доводами инспекции о необходимости дополнительных выплат причитающихся сумм при увольнении заявитель не согласен. В рамках административного производства по заявлению ООО «Волготранс» предписание административного органа о выплате работнику сумм по ст.ст. 152, 153 ТК РФ от <дата> признано незаконным. Судом сделан вывод о наличии индивидуального трудового спора между работодателем и работником, который может быть разрешен в порядке, предусмотренном ст. 382 ТК РФ, в том числе, в порядке гражданского судопроизводства. С учетом изложенного, просит жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с частью 1 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, помимо прочего, составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или судами (статья 382 Трудового кодекса РФ).

Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4 от <дата>-И в отношении ФИО22» проведена внеплановая документарная проверка по соблюдение трудового законодательства по обращению ФИО3 ( обращение работника от <дата>-ОБ).

По результатам проверки инспекцией составлен акт, в котором указано, на нарушение требований ст.ст. 152, 140 ТК РФ, а именно, работнику ФИО3 не оплачена сверхурочная работа в повышенном размере за период с <дата> по <дата>.

<дата> государственным инспектором труда ФИО5 выдано предписание -И, которым на ООО «Волготранс» возложена обязанность в срок до <дата> произвести оплату сверхурочной работы ФИО3 за период с <дата> по <дата> по правилам ст. 152 ТК РФ, с учетом предусмотренной ст. 236 ТК РФ денежной компенсации.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> в рамках административного иска предписание -И, вынесенное <дата> главным государственным инспектором труда ФИО5 в отношении ФИО20 признано незаконным.

<дата> главным государственным инспектором ФИО6 в отношении финансового директора ФИО14 исполняющего обязанности по должности «Главный бухгалтер» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении N 63/12-1076-19-И по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.

Должностным лицом Государственной инспекции труда в <адрес> в действиях ФИО19 установлено наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и постановлением -И от <дата> финансовый директор ФИО15 исполняющий обязанности по должности «Главный бухгалтер» ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 11 000 рублей.

Вместе с тем, вывод о виновности финансового директора ФИО16 исполняющей обязанности по должности «Главный бухгалтер» ФИО1 является необоснованным.

Приказом ФИО17ФИО18 от <дата> № ВТ/С50-К трудовой договор с ФИО3 прекращен по инициативе работника (собственное желание) в связи с выходом на пенсию (пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ).

Работодателем произведена выплата сумм при увольнении ФИО3, что подтверждается запиской-расчетом от <дата>, расчетом оплаты отпуска и сумм при увольнении, реестром денежных средств с результатами зачислений по реестру от <дата>, подвергать сомнению которые у суда оснований нет.

Разногласия, возникшие между ФИО13 и работником, относительно правильности начисления заработной платы в рассматриваемом случае содержат признаки, перечисленные в статье 381 Трудового кодекса РФ, и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 Трудового кодекса РФ, что свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица финансового директора ООО «Волготранс» исполняющего обязанности по должности «Главный бухгалтер» ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5, настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом изложенного, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>-И от <дата> о привлечении финансового директора ФИО12 исполняющего обязанности по должности «Главный бухгалтер» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>-И от <дата> о привлечении финансового директора ФИО10 исполняющего обязанности по должности «Главный бухгалтер» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, - отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья подпись ФИО7

Копия верна