ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-147/2013 от 26.03.2013 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

  РЕШЕНИЕ

 г. Ульяновск 26.03.2013 г.

 Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Давыдов Ж.А.,

 с участием лица подавшего жалобу,- заместителя начальника ОГН ГО, ЗНТ ЧС УНД ГУ МЧС России по <адрес> ФИО5,

 лица, в отношении которого возбужденно административное производство,- ФИО1 и его защитника,- ФИО2,

 при секретаре Пртюковой А.В., Трухачевой О.Л.,

 рассмотрев жалобу ФИО5 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Засвияжского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца станицы <данные изъяты>

 УСТАНОВИЛ:

 ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОГН ГО, ЗНТ ЧС УНД ГУ МЧС России по <адрес> ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении в области гражданской обороны в отношении начальника отдела <данные изъяты> ФИО1 за нарушение п.2 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ, ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 151- ФЗ, п.1,4,12, 13 Положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1091.

 Правонарушение было квалифицировано ст. 20.7 ч.2 КоАП РФ.

 Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 20.7 ч.2 КоАП РФ было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Не согласившись с постановлением мирового судьи ФИО5 обжаловал его в Засвияжский районный суд г. Ульяновска и просил его отменить.

 В обосновании своей жалобы ФИО5 указал, что в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ « О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения черезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством РФ, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

 В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

 Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администрации организации в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

 Согласно п.1,2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ « Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

 Аварийно спасательные службы, аварийно спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору и к проведению аварийно- спасательных работ не привлекаются.

 Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

 Ст. 20.7 ч.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий.

 Как усматривается из материалов дела, Управлением надзорной деятельности Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий ( в дальнейшем Управление) проведена плановая выездная проверка ОАО « УМЗ», по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения: созданные нештатные аварийно-спасательные формирования не аттестованы на право ведения аварийно-спасательных работ, о чем был составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении по ст. 20.7 ч.2 КоАП РФ в отношении начальника отдела ГО ЧС ОАО « Ульяновский механический завод» ФИО1

 Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 мировой судья исходил из того, что Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций <данные изъяты>" не предусмотрено участие нештатных аварийно-спасательных формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а обязанность по обеспечению подготовки и поддержанию в готовности сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций общество выполнило путем заключения соответствующих договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями.

 Между тем мировой судья не учла следующего.

 В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

 Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ) установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с п.2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

 <данные изъяты> отнесено к организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, а также имеющее важное оборонное и экономическое значение.

 <данные изъяты> созданы нештатные аварийно-спасательные формирования.

 Пунктом 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ предусмотрено, что все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 Согласно п. 1 и 2 Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей", действовавших на момент вынесения обжалуемого предписания, обязательной аттестации подлежат профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, нештатные аварийно-спасательные формирования.

 Аттестация проводится с целью определения возможности выполнения аварийно-спасательными службами (формированиями) и спасателями возложенных на них задач.

 В ходе аттестации обязательной проверке подлежат профессиональная подготовка работников формирований, их оснащенность аварийно-спасательными средствами и степень готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" нештатные аварийно-спасательные формирования также подлежат аттестации.

 Таким образом, не проведение аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований не соответствует требованиям действующего законодательства. При этом наличие заключенного заявителем соответствующего договора с профессиональной аварийно-спасательной службой не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования.

 Ссылка мирового судьи на то, что в Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в <данные изъяты> от 2007 г. не предусмотрено привлечение и участие нештатных аварийно-спасательных формирований, неосновательна, поскольку названные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

 Кроме того, к основным задачам нештатных аварийно-спасательных формирований относится, в том числе, их участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами.

 При названных обстоятельствах оспариваемый судебный акт подлежит отмене.

 Вместе с тем, поскольку к моменту рассмотрения жалобы в суде второй инстанции, истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 коАП РФ, административное производство подлежит прекращению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3, 24.5 ч.1 п. 6 КоАП РФ,

 РЕШИЛ:

 Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Засвияжского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ г., вынесенное в отношении <данные изъяты> ФИО1 отменить.

 Производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

 Судья: Ж.А. Давыдов.