Дело № 12-147/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Собинка 10 ноября 2016 года
Судья Собинского городского суда Владимирской области Зайцева С.В., рассмотрев по адресу: <...> апелляционную жалобу МУМП ЖКХ п. Ставрово на постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинка, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 30 сентября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинка, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 30 сентября 2016 г. МУМП ЖКХ п. Ставрово признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи от 30 сентября 2016 г. МУМП ЖКХ п. Ставрово обратилось в Собинский городской суд Владимирской области с жалобой, в которой просит названное постановление отменить и вынести новое решение. По существу указало, что согласно постановлению суд установил, что предписание ОНД по Петушинскому и Собинскому районам УНД ГУ МЧС по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГNN МУМП ЖКХ пос. Ставрово в установленный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не выполнено частично, не исполнены пункты 1,2,5,6. Данные пункты предписания требуют от предприятия: оборудовать здание базы на ул. Пушкина автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности помещений гаражей и склада; обработать деревянные конструкции чердачного помещения огнезащитным составом административного здания; отработать ведомость дефектов замеров сопротивления изоляции и контура заземления токоведущих частей в административном здании, гаражей, складов, теплового пункта. База на ул. Пушкина, гаражи, склад, административное здание, тепловой пункт переданы МУМП ЖКХ в хозяйственное ведение на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежат на праве собственности администрации. Согласно ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» собственники имущества несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Исходя из общих норм права (ст. 209, 210 ГК РФ), по общему правилу бремя содержания имущества должен нести собственник имущества, т.е. за капитальные функции, такие как, в частности, инженерно-технические коммуникации, несущие конструкции, стены, дымоудаление и др., должен нести ответственность собственник имущества. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (ч. 1 ст.295 ГК РФ). В силу ч.2 ст.290 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Закрепление на праве хозяйственного ведения не повлекло прекращения права муниципальной собственности МО на данное имущество, оно входит в состав казны муниципального образования. Указанные нормы свидетельствуют, что комплекс необходимых мероприятий для нормального функционирования имущества возложен на администрацию муниципального образования как собственника и предприятие, как хозяйствующего субъекта.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
В силу ст. 19 закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности», ст.63 закона №121-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к полномочиям по обеспечению первичных мер пожарной безопасности относятся: создание условий для добровольной пожарной охраны, создание в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, оснащение территорий первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
МУМП ЖКХ пос. Ставрово считает, что, имеющиеся в деле документы и доказательства позволяют сделать вывод, что база на ул. Пушкина, гаражи, склад, административное здание, тепловой пункт находятся в зоне ответственности как собственника, так и владельца.
Также в деле имеется решение Собинского городского суда от 18.07.2016 года, согласно которому МУМП ЖКХ п. Ставрово и администрация поселка Ставрово являются соответчиками по делу об обязании выделить денежные средства и произвести ремонт противопожарных гидрантов, т.е. судом признана ответственность собственника за обеспечение пожарной безопасности и содержание имущества, переданного в хозяйственное ведение. Решение не обжаловано, вступило в законную силу.
Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Данное решение суда по аналогии применимо к имуществу, указанному в предписании в п. 1,2,5,6 и, соответственно, предписание в части пунктов 1,2,5,6 - не исполнимымо отдельно для МУМП ЖКХ п. Ставрово.
Поскольку предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, и носит обязательный характер, предписание должно соответствовать принципам определенности и исполнимости.
Не исполнимое предписание не соответствует Федеральному Закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку исполнимость является одним из предъявляемых к нему требований.
Для исполнения возложенной на предприятие обязанности нужно совершить действия, которые требуют получить одобрение, согласие и т. п. третьих лиц, в том числе органов власти.
В судебном заседании защитник МУ МП ЖКХ п. Ставрово ФИО1 поддержала доводы жалобы, просила постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области отменить, по основаниям, указанным в жалобе. Дополнительно пояснила суду, что в соответствие со ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества. МУ МП ЖКХ п. Ставрово владеет имуществом на праве хозяйственного ведения. Кроме того, при передаче имущества в хозяйственное ведение собственник этого имущества согласно договору не возложил на МУ МП ЖКХ п. Ставрово ответственность за обеспечение противопожарной безопасности.
Представитель ОНД по Петушинскому и Собинскому районам УНДиПР ГУ МЧС России по Владимирской области, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явился.
Рассмотрев жалобу, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав ФИО1, прихожу к следующему.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинка, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 30 сентября 2015 г. МУМП ЖКХ п. Ставрово привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ пунктов 1,2,5,6 предписания Главного управления МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГNN об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно ст. 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктами 20, 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», регламентировано, что руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, комбинации этих материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Согласно имеющимся в материалах дела данным, явившихся предметом оценки суда первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ ОНД по Петушинскому и Собинскому районам УНД ГУ МЧС по Владимирской области в адрес МУ МП ЖКХ п. Ставрово, юридический адрес: <...>, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», выдано предписание NN об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в соответствии с которым предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ: п. 1 – оборудовать здание базы на ул. Пушкина п. Ставрово автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; п. 2 – определить категорию по взрывопожарной и пожарной опасности помещений гаражей и склада на ул. Пушкина п. Ставрово; п. 3- руководителю организации обеспечить проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений жилых многоквартирных домов в соответствии с инструкцией завода изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки, а именно: <...> п. 4 – привести в исправное состояние сети наружного противопожарного водопровода на улицах: Юбилейная, д. 4-6 (на дороге), ул. Советская, <...> Октября, <...> п. 5 – обработать деревянные конструкции чердачного помещения административного здания огнезащитным составом; п. 6 – отработать ведомость дефектов замеров сопротивления изоляции и контура заземления токоведущих частей в административном здании, гаражей, складов, теплового пункта.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой проверки ОНД по Петушинскому и Собинскому районам ГУ МЧС России по Владимирской области в отношении МУ МП ЖКХ п. Ставрово, юридический адрес: <...>, установлено, что требования, изложенные в п.п. 1, 2, 3, 4, 5, 6 предписания от ДД.ММ.ГГГГNN об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнены. По результатам проверки составлен акт NN от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении NN от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУ МП ЖКХ п. Ставрово.
Согласно положениям статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с п. 2.2 Устава МУ МП ЖКХ п. Ставрово к видам деятельности Предприятия относится, в том числе, содержание и эксплуатация объектов коммунального хозяйства и инженерных сооружений: котельных, тепловых узлов, водозабора, водозаборных уличных колонок, моста через р. Колокша.
Согласно п.п. 3.1,3.2 Устава МУ МП ЖКХ п. Ставрово имущество Предприятия находится в муниципальной собственности Собинского района, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его балансе.
Право хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, принадлежащего Предприятию, возникает с момента передачи имущества.
Пунктом 2.6 договора № 1 от 11.01.2006 о закреплении за МУ МП ЖКХ п. Ставрово муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключенным между МУ МП ЖКХ п. Ставрово и администрацией п. Ставрово Собинского района, Предприятие обязано обеспечивать капитальный и текущий ремонт закрепленного за предприятием имущества на праве хозяйственного ведения.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ и актом передачи от ДД.ММ.ГГГГ за МУМП ЖКХ п. Ставрово закреплены административное здание по адресу: <...>, база, склады, гаражи по ул. Пушкина п. Ставрово.
Соглашениями NN от ДД.ММ.ГГГГ, NN от ДД.ММ.ГГГГ, NN от ДД.ММ.ГГГГ в договор NN от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за МУМП ЖКХ п. Ставрово муниципального имущества на праве хозяйственного ведения внесены дополнения, согласно которым за МУ МП ЖКХ п. Ставрово на праве хозяйственного ведения закреплены пожарные гидранты.
Соответственно, МУ МП ЖКХ п. Ставрово, как лицо, уполномоченное владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом, должно нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, выявленных ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ОНД по Петущинскому и Собинскому районам УНД ГУ МЧС по Владимирской области и указанных в предписании NN.
Решением Собинского городского суда от 18.07.2016, вынесенным до составления протокола об административном правонарушении в отношении МУ МП ЖКХ п. Ставрово по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, по гражданскому делу по иску Собинского межрайонного прокурора, на администрацию п. Ставрово возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить денежные средства МУ МП ЖКХ п. Ставрово на проведение работ по ремонту противопожарных гидрантов, а МУ МП ЖКХ п. Ставрово обязано в срок ДД.ММ.ГГГГ произвести ремонт противопожарных гидрантов.
Требования, изложенные в п. 4 предписания ОНД по Петушинскому и Собинскому районам ГУ МЧС России по Владимирской от ДД.ММ.ГГГГNN, дублируют обязанности, возложенные на МУ МП ЖКХ п. Ставрово решением Собинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которых установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Выполнение мероприятий по проверке качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачных помещений жилых многоквартирных домов, указанных в пункте 3 предписания ОНД по Петушинскому и Собинскому районам ГУ МЧС России по Владимирской от ДД.ММ.ГГГГNN, не входит в обязанности МУ МП ЖКХ п. Ставрово.
Предписание ОНД по Петушинскому и Собинскому районам УНД ГУ МЧС по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГNN МУ МП ЖКХ п. Ставрово, юридический адрес: <...>, в установленный срок, то есть до ДД.ММ.ГГГГ не выполнено частично (не исполнены пункты 1,2, 5,6).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Невыполнение в срок до ДД.ММ.ГГГГ пунктов 1,2,5,6 предписания Главного управления МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГNN об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, свидетельствуют о нарушении МУ МП ЖКХ п. Ставрово закона №69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности».
Действия МУ МП ЖКХ п. Ставрово, выразившиеся в невыполнении в срок предписания Главного управления МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГNN об устранении нарушений требований пожарной безопасности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, не выполнившее предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, виновность этого лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, причины и условия совершения административного правонарушения.
Признавая МУ МП ЖКХ п. Ставрово виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях МУ МП ЖКХ п. Ставрово.
Административное наказание в виде административного штрафа соответствует характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению юридического лица, назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и является минимальным.
Постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Порядок привлечения МУ МП ЖКХ п. Ставрово к административной ответственности не нарушен.
Утверждение в жалобе о том, что предписание Главного управления МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГNN об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара должно исполняться двумя юридическими лицами, как МУ МП ЖКХ п. Ставрово, так и администрацией п. Ставрово Собинского района, повлечь отмену обжалуемого постановления не может, поскольку согласно п.п. 3.1,3.2 Устава МУ МП ЖКХ п. Ставрово имущество Предприятия находится в муниципальной собственности Собинского района, принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его балансе.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих незаконность принятого решения, не допущено, в связи с чем, законных оснований для изменения или отмены постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 г. Собинка, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 30 сентября 2016 г. в отношении МУМП ЖКХ п. Ставрово по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу МУМП ЖКХ п. Ставрово - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья С.В. Зайцева