ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-147/2016 от 19.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело №12-147/2016

РЕШЕНИЕ

19 июля 2016 года г.Новороссийск

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Спорчич О.А., при секретаре Куличковой Н.В., с участием должностного лица начальника отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1, главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - начальника отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности ФИО2 №...... от 02.06.2016 г. о привлечении должностного лица - ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности ФИО2 №...... от 02.06.2016 г. должностное лицо начальник отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 признан виновным по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностное - ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края с жалобой, в которой просит отменить постановление №...... от 02.06.2016 г. о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ и прекратить производство по делу.

Должностное лицо - начальник отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 в жалобе указал, что согласно протоколу и постановлению Ространснадзора в обществе принятые и исполняемые распорядительные документы, направленные на реализацию обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, не являются приложением к планам обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Вместе с тем, указанные в п. 3 акта документы разработаны и действуют в Обществе. В ходе проведения проверки они представлялись для обозрения представителям Ространснадзора. Учитывая, что ПОТБ, равно как и изменения и дополнения к нему подлежат утверждению ФАМРТ, Общество письмом № 2700-11/376 от 29.04.2016, направленному в ФАМРТ, просило приобщить в качестве приложений к ПОТБ указанные документы. Письмом № УТБ-3-8 от 18.05.2016 ФАМРТ одобрило внесение указанных корректировок. По получении одобрения ФАМРТ указанные документы приложены в качестве приложения к ПОТБ. Таким образом, соответствующий запрос в ФАМРТ был направлен Обществом еще до проведения проверки Ространснадзора. Одобрение ФАМРТ было получено за 2 дня до проведения проверки; сразу после проведения проверки указанные документы были приобщены к ПОТБ.

Кроме того, просит учесть, что сами документы, указанные в п. 3 акта проверки, в ПАО «НМТП» имелись, однако, в день проведения проверки, по получении одобрения ФАМРТ, еще не были указаны в качестве приложения к ПОТБ, что не влечет существенного нарушения охраняемых законодательством требований по обеспечению транспортной безопасности, прав и свобод граждан и пр. Согласно протоколу и постановлению Ространснадзора, на постах транспортной безопасности (КПП) № 10 и № 12 не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности. Вместе с тем, согласно п. 5.25 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС. Силами транспортной безопасности (подразделениями УВО Минтранса России) в соответствии с условиями заключенного договора № 2463/15 от 14.12.2015 и приложением № 1 к нему («Дислокация Шестов») осуществляется охрана объектов транспортной инфраструктуры. Согласно приложению № 1 к указанному договору, местом дислокации поста № 10 является автотранспортные ворота № 4 Широкого пирса № 1, а поста № 12 - автотранспортные ворота № 5 Широкого пирса № 1. Зоной ответственности

поста и обязанностями стрелка согласно условиям договора является: допуск (въезд/выезд) автомобильного транспорта на/с территории, контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, осмотр и досмотр автомобильного транспорта, контроль за состоянием и работоспособностью автотранспортных ворот, наблюдение за внутренней и внешней территорией, прилегающей к КПП. Таким образом, все действия сил транспортной безопасности осуществляются на наружных/уличных постах КПП (№ 10 и №

12) - в местах дислокации, определенных договором. В целях контроля за указанными действиями сил транспортной безопасности на КПП № 10 и КПП № 12 ПАО «НМТП» установлены камеры видеонаблюдения (на КПП № 10 - 8 видеокамер, на КПП № 12 -10 видеокамер). В помещениях, расположенных вблизи КПП № 10 и № 12, в которых лица, осуществляющие охрану на постах КПП хранят свои вещи, или используют для удовлетворения каких-либо личных нужд, постом/пунктом управления обеспечения транспортной безопасности не являются, и силами транспортной безопасности какие-либо действия по обеспечению транспортной безопасности в указанных помещениях не осуществляются, в связи с чем, оснащение указанных помещений системами видеонаблюдения не требуется. Более того, пунктом 5.32 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41, предусмотрено, что оснащение ОТИ и/или ТС инженерно-

-техническими системами обеспечения транспортной безопасности осуществляется в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности. Вместе с тем, ПОТБ ПАО «НМТП», утвержденными ФАМРТ, не предусмотрено дооснащение помещений на КПП № 10 и № 12 камерами видеонаблюдения. Факт наличия административного правонарушения по пункту 2 постановления № ...... от 02,06.2016 отсутствует. Вместе с тем, статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной

В судебном заседании должностное лицо начальник отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 подтвердил доводы, изложенные в жалобе, просил её удовлетворить. При этом пояснил, что он не является субъектом данного правонарушения, поскольку лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ПАО «НМТП» является ответственное лицо – заместитель директора по сопровождению бизнеса – начальник управления режима и охраны ....... И только на время его отсутствия ответственность за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ПАО «НМТП» возлагается на него. В период проверки и составления протокола и постановления В...... был на рабочем месте, в связи с чем он незаконно привлечен к ответственности.

Главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, а жалобу должностного лица начальника отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 без удовлетворения. Пояснив, что в отношении общества в период с 04.05.2016 по 20.05.2016 Управлением проведена плановая выездная проверка с целью контроля и надзора за исполнением законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Планом проведения проверок Управления на 2016 год. В результате проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в области транспортной безопасности РФ,

Управлением Ространснадзора по ЮФО вынесено постановление № ...... от 02.06.2016 в отношении начальника отдела морской безопасности управления режима и охраны ПАО «НМТП» ФИО1 В соответствии с договором аренды № ...... от 02.08.2002 Общество на законных основаниях использует ОТИ1, ОТИ2 и ОТИЗ. Общество является субъектом транспортной инфраструктуры и обязано соблюдать требования законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе Требования. Результатами проверки установлено, что в нарушение п. 5.6 Требований разработанные, принятые и исполняемые внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры «Комплекс перегрузки навалочных (зерно) и генеральных грузов (Пристань №3) ОАО «Новороссийский морской торговый порт», «Нефтяной терминал «Шесхарис», «Основной перегрузочный комплекс» (далее - ОТИ1, ОТИ2 и ОТИЗ соответственно): номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ (5.6.3 Требований), Номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ (5.6.4 Требований), Номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ (5.6.5 Требований), Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ (5.6.8 Требований), Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию (5.6.11 Требований), не являются приложением к планам обеспечения транспортной безопасности вышеперечисленных ОТИ. Обжалуя Постановление в части привлечения к административной ответственности за не выполнение п. 5.25 Требований (не обеспечение видеонаблюдения за действиями сил обеспечения транспортной безопасности на КПП № 10 и № 15), ФИО1 ссылается на то обстоятельство, что в помещениях, расположенных вблизи КПП № 10 и № 12, в которых лица, осуществляющие охрану на постах КПП хранят свои вещи или используют для удовлетворения каких-либо личных нужд, постом/пунктом управления обеспечения транспортной безопасности не являются, и силами транспортной безопасности какие-либо действия по обеспечению транспортной безопасности в указанных помещениях не осуществляются, в связи с чем, оснащение указанных помещений системами видеонаблюдения не требуется. Тем самым, Общество полагает, что положения п. 5.25 Требований Обществом соблюдены. Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства. Указанные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. Пунктом 5.25 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Полагает, что довод Заявителя не соответствует содержанию п. 5.25 Требований, поскольку данный пункт однозначно определяет, что субъект транспортной инфраструктуры обязан «обеспечить видеонаблюдение именно за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ». Сотрудники ПАО «НМТП» осуществляют свои должностные обязанности не только снаружи здания КПП, но и внутри КПП №№10, 12, непосредственно на рабочих местах. Материалами дела установлено, проверкой выявлено, зафиксировано актом проверки и протоколом об административном правонарушении что Общество, на момент проведения проверки, не обеспечило видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП (постах) № 10 и № 12 ОТИЗ. Принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности должен соблюдаться применительно к процессу видеонаблюдения именно за сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности в том числе, и внутри помещений КПП №№10, 12, а не только на наружных/уличных постах КПП (№ 10 и № 12), как полагает Общество.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены постановления, в связи со следующим.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из материалов дела установлено, что Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в период с 04.05.2016 г. по 20.05.2016 г. была проведена плановая выездная проверка исполнения законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности ПАО «Новороссийский морской торговый порт».

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п. 5.6 Приказа Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 41 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" разработанные, принятые и исполняемые внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры «Комплекс перегрузки навалочных (зерно) и генеральных грузов (Пристань №3) ПАО «Новороссийский морской торговый порт», «Нефтяной терминал «Шесхарис», «Основной перегрузочный комплекс» (далее - ОТИ1, ОТИ2 и ОТИЗ соответственно): номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ (5.6.3 Требований), Номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ (5.6.4 Требований), Номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ (5.6.5 Требований), Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ (5.6.8 Требований), Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию (5.6.11 Требований), не являются приложением к планам обеспечения транспортной безопасности вышеперечисленных ОТИ.

На основании акта проверки органом государственного контроля (надзора) органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №...... от 20.05.2016 г. государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ...... был составлен протокол об административном правонарушении №...... от 20.05.2016 г. в отношении начальника отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 было вынесено постановление о назначении административного наказания №...... от 02.06.2016 г.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

В соответствии с должностной инструкции начальника отдела морской безопасности ПАО (ОАО) «НМТП» РД 2710.ТЗ 05-2014 должностная инструкция регламентирует деятельность начальника отдела морской безопасности по вопросам обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) ОАО «НМТП» и осуществления руководства работой работников отдела морской безопасности.

В соответствии с должностной инструкцией начальник отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 - ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ПАО «НМТП» не является, данными полномочиями не обладает.

В соответствии с приказом генерального директора ...... «О назначении ответственных за транспортную безопасность в ПАО «НМТП» №163 от 08.02.2016 г. лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ПАО «НМТП» является ответственное лицо – заместитель директора по сопровождению бизнеса – начальник управления режима и охраны ....... На время его отсутствия ответственность за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры ПАО «НМТП» возлагается на него.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отсутствие в период проверки и составления протокола и постановления ...... был на рабочем месте. Более того в судебном заседании из пояснений сторон установлено, что ...... в это время находился на рабочем месте.

Никакими материалами дела должностными полномочиями, в смысле, определенном ст.2.4 КоАП РФ, ФИО1, в период выявления нарушения, не наделен.

Поскольку субъектом данного правонарушения, предусмотренного. 1 ст.11.15.1 КоАП РФ является только должностное лицо, прихожу к выводу о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав данного правонарушения.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности ФИО2 №...... от 02.06.2016 г. о привлечении должностного лица начальника отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Жалобу должностного лица начальника отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 - удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по доверенности ФИО2 №...... от 02.06.2016 г. о привлечении должностного лица начальника отдела морской безопасности управления режима и охраны дирекции по сопровождению бизнеса в ПАО «НМТП» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ – отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Спорчич О.А.