ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-147/2017 от 08.02.2018 Ленинскогого районного суда (Еврейская автономная область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 12-5/2018

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

с. Ленинское, ЕАО 08 февраля 2018 года

Судья Ленинского районного суда ЕАО Маняхин В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ЕАО Ермаковой Е.В. № 64 от 01.12.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ о наложении штрафа в размере 800 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ЕАО Ермаковой Е.В. № 64 от 01.12.2017 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны РФ (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) подало жалобу на данное постановление, в которой просят признать незаконным и отменить постановление, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЕАО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО Ермаковой Е.В. от 01.12.2017 № 64 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. В жалобе указали, что считают данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям. При вынесении оспариваемого постановления административным органом вопрос о наличии вины Учреждения не исследовался, доказательств вины юридического лица не представлено. Ни прокурором при возбуждении дела, ни Управлением Росприроднадзора по ЕАО при рассмотрении дела не были приняты во внимание положения статьи 2.7 КоАП РФ. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - приказ от 02.03.2017 №155).

Устав Учреждения утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДИО Минобороны России) от 3 марта 2017 № 607. Согласно Уставу Учреждения, а также пункта 3 приказа от 02.03.2017 № 155 основными целями деятельности Учреждения являются выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Во исполнение вышеназванного приказа, Учреждению на основании приказов ДИО Минобороны России переданы на праве оперативного управления, в том числе объекты казарменно-жилищного фонда Минобороны России и объекты водопроводно-канализационного хозяйства.

Для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, Учреждением приняты на обслуживание по актам приема-передачи водонасосные станции с водозаборными скважинами.

Учреждением в целях подготовки требуемой документации 27.09.2017 утверждена и согласована ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Еврейской автономной области» производственная программа контроля качества питьевой воды на 2017-2021 гг., а также предприняты все зависящие от него меры для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и нормам. Поскольку Учреждение является бюджетной организацией, в своей деятельности по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе должно руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ Учреждение в целях проведения торгово-закупочных процедур направило запрос о коммерческих предложениях по проведению лабораторных исследований питьевой воды в адрес ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Еврейской автономной области» (исх. № 155 от 26.06.2017 года), ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» (исх. № 161 от 26.06.2017 года). ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» (исх. № 160 от 26.06.2017 года).

Учреждение 26.09.2017 года и 06.10.2017 года разместило заявки на оказание услуг по проведению лабораторных исследований качества питьевой воды для нужд филиала в ЕАО. По результатам проведения закупочных процедур заключен Государственный контракт № 04-02.11.2017/153 от 02.11.2017 года (г. Хабаровск).

Административным органом не учтен тот факт, что для получения лицензии на право пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, с учетом сроков на получение санитарно- эпидемиологических экспертиз, проведения закупочных процедур, при соответствии добываемой воды установленным требованиям и принятия положительного решения лицензирующего органа о выдаче лицензии, требуется значительное время, в том числе на подготовку и оформление прилагаемых к заявке документов.

Не принят во внимание тот факт, что Учреждение добросовестно отнеслось к установленной законом обязанности по получению лицензии и предприняло все зависящие от него меры. Так, незамедлительно после образования филиала Учреждения по Восточному военному округу и непосредственно жилищно- эксплуатационного (коммунального) отдела № 4, осуществляющего деятельность в Еврейской автономной области, в целях исполнения природоохранного законодательства издано Распоряжение начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 07.04.2017 № 19 «Об оформлении лицензий на пользование недрами для скважин, закрепленных на праве оперативного управления за. ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации». Распоряжением начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу от 19.04.2017 № 5 организована работа по заключению договоров и получению решений на водопользование, назначены ответственные лица.

Так, направлены письма в адрес командиров войсковых частей, дислоцированных на территории области, о предоставлении данных о водопотреблении, осуществлен сбор требуемой информации и подготовка необходимой документации.

Кроме того, жилищный фонд военных городков был принят в соответствии с Договором № З-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 26 сентября 2017 года фактически с 1 ноября 2017 года. Без данных о количестве жилых домов и количестве проживающих граждан не представляется возможным получить данные, для достоверного расчета баланса водопотребления и водоотведения. Следовательно, для направления полного пакета документов в ДАЛЬНЕДРА в целях получения лицензии у Учреждения отсутствовала объективная возможность ранее направить указанную заявку.

Таким образом, административным органом не учтен тот факт, что процесс получения лицензий связан со значительными временными затратами и проведением дополнительных мероприятий (проведение лабораторных исследований артезианских скважин, получение санитарно-эпидемиологических заключений, разработка проектной природоохранной документации и т.п.).

Однако административным органом не были учтены все вышеперечисленные обстоятельства, а также то, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не может до разрешения данной ситуации (оформление и получение всех необходимых документов) приостановить осуществление деятельности по эксплуатации артезианских скважин во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Министерства Обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства». Кроме этого, эксплуатация артезианских скважин без лицензии не может быть приостановлена, т.к. оставление военнослужащих и членов их семей без питьевой воды является обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, тем самым, нарушая конституционные права человека.

Считают, что Учреждение приняло все зависящие от него меры, направленные на своевременное получение лицензии за период с момента передачи объектов на обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и до момента привлечения названного лица к административной ответственности, о чем свидетельствуют приложенные к заявлению документы.

Таким образом, Учреждение предприняло все необходимые меры для получения лицензий в установленном законом порядке, добыча подземных вод без полученной лицензии являлась в указанный период вынужденной мерой. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ действовало в состоянии крайней необходимости, у юридического лица отсутствовала возможность устранения возникшей угрозы охраняемым интересам иными средствами, поскольку предпринимало все возможные действия для получения лицензии, пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права.

При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения, а причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный, поскольку пользование водой осуществлялось Учреждением не в собственных интересах, а в интересах населения, проживающего на территории военного городка № 1, а также в целях обеспечения обороноспособности страны, поскольку осуществлялось водоснабжение казарменно-жилищного фонда войсковой части № №.

Деятельность Учреждения по добыче подземных вод не могла быть приостановлена до получения лицензии во избежание прекращения подачи воды населению и войсковым частям, дислоцированным на территории Еврейской автономной области, и, как следствие, предотвращения неблагоприятных последствий и ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния по причине отсутствия водоснабжения, а также поддержания боеготовности указанных войсковых частей.

В силу статьи 2.7 КоАП РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляло свою деятельность без лицензий в состоянии крайней необходимости и приняло меры по оформлению соответствующих лицензий.

При таких обстоятельствах полагают возможным применения данной нормы права, поскольку с учетом социально значимой деятельности Учреждения по обслуживанию военного городка № 1, в том числе, по предоставлению его жителям водоснабжения и в необходимых для благоприятной жизнедеятельности количествах, - по делу имеются исключительные обстоятельства, послужившие основаниями для совершения Учреждением правонарушения. Просят отменить оспариваемое постановление.

В судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Викулова И.Р., действующая на основании доверенности, доводы и требования изложенные в жалобе, поддержала. Дополнительно пояснила, что считает вынесенное постановление о назначении административного наказания в размере 800 000 рублей незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (лицензии), в территориальные органы Роснедр, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. № 710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» (далее - Приказ МПР России № 710), соискателем подаются необходимые документы, включающие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

После сдачи документов в территориальные органы Роснедр, в соответствии с пунктом 6приказа МПР России № 710, Роснедра в течение 30 дней с даты регистрации заявки, в случае поступления полного комплекта документов, рассматривают поступившие материалы. После рассмотрения материалов и подготовки информации, Роснедра в течение 30 дней направляют указанные материалы для принятия решения в Комиссию, создаваемую в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона «О недрах». Материалы на получение права пользования участками недр рассматриваются на заседании Комиссии в течение 30 дней со дня их поступления и направляются после принятия положительного решения в 3-дневный срок в территориальный орган Роснедр для непосредственного оформления и выдачи лицензии соискателю.

Таким образом, с даты приема в пользование вышеназванных объектов, строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на получение лицензии на право пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, с учетом сроков на получение санитарно-эпидемиологических экспертиз, проведения закупочных процедур, при соответствии добываемой воды установленным требованиям и принятия положительного решения лицензирующего органа о выдаче лицензии, требуется весьма значительное время.

Вместе с тем, Учреждению в лице ЖЭ(К)0 № 4 отказано в выдаче лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод (переписка с уполномоченными органами прилагается). Отказ мотивирован необходимостью проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (подземных вод).

Однако, ранее при получении аналогичной лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод предыдущей организацией, осуществляющей добычу подземных вод на данном участке, определение запасов подземных вод являлось условием пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод и являлось приложением к выданной в соответствии с приказом МПР № 710 лицензией.

Изменений в законодательство, влекущих отказ в предоставлении лицензии по основаниям, указанным в письмах Федерального агентства по недропользованию и Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, не имеется. По данному вопросу в адрес указанных организаций были направлены запросы.

Таким образом, Учреждение предприняло все необходимые меры для получения лицензий в установленном законом порядке, добыча подземных вод без полученной лицензии являлась в указанный период вынужденной мерой.

ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ действовало в состоянии крайней необходимости, у юридического лица отсутствовала возможность устранения возникшей угрозы охраняемым интересам иными средствами, поскольку предпринимало все возможные действия для получения лицензии, пыталось предотвратить опасность, угрожающую общегосударственным интересам или законным интересам субъектов частного права.

При этом опасность могла быть устранена только в результате совершения административного правонарушения, а причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный, поскольку пользование водой осуществлялось Учреждением не в собственных интересах, а в интересах населения, проживающего на территории военного городка № 1(<адрес>), а также в целях обеспечения обороноспособности страны, поскольку осуществлялось водоснабжение казарменно-жилищного фонда войсковой части №.

Деятельность Учреждения по добыче подземных вод не могла быть приостановлена до получения лицензии во избежание прекращения подачи воды населению и войсковым частям, дислоцированным на территории Еврейской автономной области, и, как следствие, предотвращения неблагоприятных последствий и ухудшения санитарно-эпидемиологического состояния по причине отсутствия водоснабжения, а также поддержания боеготовности указанных войсковых частей.

Иной коммунальной инфраструктуры для водоснабжения военного городка № 1 (<адрес>) не имеется. Система водоснабжения используется и для теплоснабжения жителей данного городка, поскольку подается на котельную, осуществляющую подачу тепловой энергии.

Не учтена и позиция, выраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, что меры административной ответственности должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Применение административных штрафов, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, не должно влечь за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями.

В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 января 2013 года N 1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу статей 17, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1,2и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости.

Однако административным органом не были учтены все вышеперечисленные обстоятельства, а также то, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не может до разрешения данной ситуации (оформление и получение всех необходимых документов) приостановить осуществление деятельности по эксплуатации артезианских скважин во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Министерства Обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства».

Кроме этого, эксплуатация артезианских скважин без лицензии не может быть приостановлена, т.к. оставление военнослужащих и членов их семей без питьевой воды является обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, тем самым, нарушая конституционные права человека.

Государственным инспектором установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, осуществляя пользование недрами, обеспечивало тем самым водными ресурсами жилые дома и войсковые части, являясь единственным водоснабжающим предприятием для этих объектов Минобороны России, при этом ранее Учреждение не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Считает, что действия Учреждения соответствуют принципам малозначительности, поскольку, несмотря на то, что они формально и содержат признаки состава административного правонарушения, однако с учетом характера совершенного правонарушения и роли Учреждения в его наступлении, с учетом принимаемых мер для устранения правонарушения, свидетельствующих о добросовестной роли юридического лица по его устранению, а также соразмерности размера вреда и тяжести правонарушения не наступившим неблагоприятным последствиям - действия Учреждения не представляли существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, не причинили вреда интересам граждан общества и государства. Принесенный Учреждением вред охраняемым законом интересам в области недропользования является менее значительным, чем вред предотвращенный, Учреждение действовало в состоянии крайней необходимости.

Просит признать незаконным и отменить постановление, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЕАО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО Ермаковой Е.В. от 01 декабря 2017 года № 64 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

В судебном заседании представитель отдела надзора в области охраны окружающей среды по ЕАО Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО не участвовал, согласно телефонограмме, инспектор ФИО1 просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.

Помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Гришов И.Д. в судебном заседании пояснил,что 18.10.2017 военной прокуратурой проведена проверка ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по факту безлицензионной добычи подземных для питьевого водоснабжения военного городка. Было установлено что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет добычу подземных вод в отсутствие соответствующей лицензии. Следовательно, в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Считает, что оспариваемое постановление законное и обоснованное.

Выслушав пояснения представителя юридического лица, прокурора, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со от. 2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежит юридическое лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридическою лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно Уставу Учреждения, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 № 607, основными целями деятельности Учреждения являются выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включая осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Объекты водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе и скважины № 30-39, 30-40, 80, 83 водоносные станции, расположенные по адресу: <адрес>, по акту приема-передачи недвижимого имущества от 14.05.2017 были переданы на праве оперативного управления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Данные объекты водоснабжения и водоотведения, Учреждением приняты на обслуживание для оказания услуг по водоснабжению.

26.09.2017 между Минобороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России был заключен договор № 3-УЖФ/ВВО 1 Управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ.

Согласно части 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно ст. 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктами 9, 10 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 68 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 № «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», п. 121 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что не допускается ограничение либо прекращение холодного водоснабжения, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, а также в отношении социально значимых категорий абонентов, включая медицинские организации, общеобразовательные и дошкольные образовательные организации.

Одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (п. 1 абз. 1 ст. 23 Закона о недрах).

Обязанность недропользования, включая добычу подземных вод, на основании лицензии установлена Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (ст. 11).

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях и разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока, при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В соответствии с п. 1 от. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 основным требованием по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Из материалов дела в судебном заседании установлено, что 18 октября 2017 года Военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона проведена проверка ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (акт проверки от 18.10.2017 № б/н), по факту безлицензионной добычи подземных вод для питьевого водоснабжения военного городка № 1(в/ч №), расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки 18 октября 2017 установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет добычу подземных вод для питьевого водоснабжения военного городка № 1 (в/ч №) с 01.04.2017, на основании приказа Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 и акта приема-передачи недвижимого имущества (объектов водопроводно-канализационного хозяйства). На момент проверки у ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России отсутствовала лицензия на право добычи питьевых подземных вод на участке НДР но адресу: <адрес> (в/ч №).

На момент проверки, 18 октября 2017 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России эксплуатировались четыре водозаборные скважины, расположенные по адресу: <адрес> (в/ч №).

Водоснабжение из указанных скважин осуществляется для питьевого водоснабжения военного городка № 1.

Скважины находятся в павильонах, дверь которых закрываются на замок. Состояние приустьевых площадок скважин удовлетворительное. Среднесуточный объем забранной воды составляет 25, 120, 100 и 110 м3, что подтверждается журналами учета поднятой воды с водозаборных скважин.

Из материалов дела в судебном заседании установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет добычу подземных вод для питьевого водоснабжения военного городка № 1, расположенного по адресу: <адрес> (в/ч №), с 01 апреля 2017 года по настоящее время. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки порядка использования водозаборных скважин №№ 30-39, 30-40, 80 и 83 от 18.10.2017, журналами учета поднятой воды и Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155, актом приема-передачи недвижимого имущества (объектов водопроводно- канализационного хозяйства).

В судебном заседании установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет добычу подземных вод без лицензии на пользование недрами с 01.04.2017 в нарушение требований ст. 11, п. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.92 № 2395-1.

Следовательно, факт совершения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на пользование недрами), подтверждается собранными по делу доказательствами.

Привлекая ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, должностное лицо административного органа исходило из доказанности безлицензионного пользования недрами указанным юридическим лицом, поскольку данное обстоятельство подтверждено собранными по делу доказательствами и фактически не оспаривалось лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Вместе с тем, должностным лицом административного органа, вопреки положениям ст. ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ не дана надлежащая оценка доводам представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России об обстоятельствах совершения вмененного обществу правонарушения и представленным им в обоснование данных доводов доказательствам.

Так из материалов дела в судебном заседании установлено, что 13.11.2013 года ООО «<организация>» была выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча питьевых подземных вод на водозаборе военного городка № 1 с. <адрес>, сроком действия до 31.12.2037 года.

13.11.2013 были зарегистрированы условия пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод, согласно которых управление по недропользованию по ЕАО предоставляется ОАО «<организация>» право пользования недрами на водозаборе военного городка № 1 с. <адрес> с целью разведки и добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой промышленных объектов.

Как установлено в судебном заседании. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано с 2 марта 2017 года.

14 мая 2017 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приняло на праве

оперативного управления источники водоснабжения.

07.04.17 года начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России издано распоряжение об организации работ по получению лицензий на пользование недрами для скважин, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России 26.09.2017 года и 06.10.2017 года, разместило заявки на оказание услуг по проведению лабораторных исследований качества питьевой воды для нужд филиала в ЕАО. По результатам проведения закупочных процедур заключен Государственный контракт № 04-02.11.2017/153 от 02.11.2017 года (г. Хабаровск).

03.10.2017 и 15.11.2017 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поданы заявки в Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Данные документы не были приняты к рассмотрению и возвращены.

02.11.2017 была утверждена и согласована программа производственного

контроля качества питьевой воды на 2017-2021 г.г.

При рассмотрении дела судом установлено и административным органом не опровергнуто, что спорные водозаборные скважины являются единственными источниками водоснабжения на территории военного городка <адрес>, альтернативные источники водоснабжения военного городка отсутствуют.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России принимает меры по оформлению и получению лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

В данном случае, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, допущенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, являются действия липа в состоянии крайней

необходимости (п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

При этом следует учитывать, что состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам.

Проанализировав все представленные в дело доказательства, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России действовало в состоянии крайней необходимости, так как прекращение водоснабжения могло повлечь негативные последствия для граждан. проживающих в военном городке № 1 и войсковой, части, дислоцированной на территории ЕАО, поскольку в отсутствие иного источника водоснабжения прекращение подачи воды из скважин (по причине отсутствия лицензии) привело бы к ухудшению санитарно-эпидемиологических условий проживания в военном городке № 1.

Суд считает, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку деятельность по эксплуатации скважин не может быть приостановлена во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Министерства обороны РФ. а также в связи с тем, что оставление военнослужащих и членов их семей без питьевой воды является обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей. Когда данная опасность не могла быть устранена иными средствами, и причиненный обществом вред охраняемым законом интересам в области недропользования является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Кроме того, ФГБУ «ЦЖБУ» Минобороны России приняло все зависящие от него меры, направленные на получение лицензий, и заявки на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой ооъектов промышленности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Административным органом не установлено и не доказано, что опасность ухудшения условий проживания населения и войсковой части (из-за прекращения эксплуатации скважины) могла быть устранена другими средствами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по деду об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, если действия лица совершены в состоянии крайней необходимости.

Доказательства того, что имеется реальная угроза наступления неблагоприятных последствий, административным органом не представлены.

Учитывая указанное, суд полагает, что в данном случае имеются основания для применения положения статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды ЕАО Ермаковой Е.В. № 64 от 01.12.2017, вынесенное в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.3 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с действием юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в состоянии крайней необходимости.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 2.7., 30.3 - 30.9 КоАП РФ, суд -

РЕШИЛ:

Жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Еврейской автономной области Ермаковой Е.В. № 64 от 01.12.2017, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.7.3 КоАП РФ - отменить.

Производство по административному делу в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с действием юридического липа в состоянии крайней необходимости.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В. А. Маняхин

<данные изъяты>

<данные изъяты>