ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 04 октября 2016 года по делу №12-1488/2016
Судья Феденева Т.Н.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
04 октября 2016 года
жалобу директора муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-лицей №2» г. Армянска Республики Крым ФИО1 на постановление судьи Армянского городского суда Республики Крым от 08 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-лицей №2» г. Армянска Республики Крым ФИО1,
установил:
постановлением судьи Армянского городского суда Республики Крым от 08 августа 2016 года директор муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-лицей №2» г. Армянска Республики Крым (далее МКОУ «Школа-лицей №2») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, директор МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1 подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила отменить оспариваемое постановление как незаконное и необоснованное, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы директор МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1 указывает, что основная часть противопожарных мероприятий по предписанию отделения надзорной деятельности по г. Армянску Республики Крым УНД и ПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым выполнена. На выполнение оставшейся части указанных в предписании противопожарных мероприятий необходимы значительные денежные средства, которые не выделены на противопожарные мероприятия из бюджета отделу образования администрации города Армянск, являющимся распорядителем бюджетных средств о чем свидетельствуют письма, направленные в адрес Министерства образования Республики Крым. Она не могла умышленно совершить данное административное правонарушение, так как от нее не зависит материальное обеспечение противопожарных мероприятий, и так как МКОУ «Школа-лицей №2» полностью финансируется из бюджета. Она неоднократно направляла письма руководителю отдела образования администрации города Армянска с целью получения денежных средств на выполнение предписания, однако никаких результатов это не принесло, денежные средства на момент истечения срока выполнения предписания из бюджета не выделены, поэтому противопожарные мероприятия, требующие больших материальных затрат не выполнены. Получить денежные средства на противопожарные мероприятия из других источников не может, так как лицей полностью находится на бюджетном финансировании. Денежные средства за период 2015 год и по состоянию на июль 2016 года на противопожарные мероприятия МКОУ «Школа-лицей №2» не выделены. Считает отсутствие финансирования на противопожарные мероприятия основанием для прекращения административного дела и отсутствием ее вины в невыполнении предписания.
Выслушав директора МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1, поддержавшую жалобу, проверив материалы дела в полном объеме, изучив жалобу, прихожу к следующему.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, являясь должностным лицом - директором МКОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска Республики Крым, не выполнила в установленный срок до 01 июня 2016 года требования пожарной безопасности, установленные в пунктах 5, 8, 13, 15, 16 предписания от 26 мая 2016 года №2/1/2, выданного должностным лицом отделения надзорной деятельности по г. Армянску Республик Крым УНДиПР Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, а именно: не привела планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТа Р 12.2.143-2009 ССБТ. «Системы фотолюминесцетные эвакуационные. Требования и методы контроля», не установила двери тамбуров эвакуационных выходов на первом этаже, предусмотренные проектной документацией; не обеспечила помещения в полном объеме знаками пожарной безопасности, а так же эвакуационными знаками, с внешним или внутренним освещением (подсветкой) от аварийного источника электроснабжения или с применением фотолюминесцетных материалов; помещения не оборудовала автоматической пожарной сигнализацией; помещения не оборудовала системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Диспозицией части 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Вместе с тем, презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, является одной из важнейших юридических гарантий (статья 1.5 КоАП РФ).
Как видно из материалов дела, судья городского суда, привлекая к ответственности директора МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1, сослался на: предписание от 26 мая 2016 года №2/1/2 ОНД по г. Армянску Республики Крым УНД и ПР ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым об устранении нарушений противопожарной безопасности; акт проверки ОНД по г. Армянску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым №4 от 17 июня 2016 года, согласно которому в МКОУ «Школа-лицей №2» обнаружены нарушения Правил пожарной безопасности не устраненные в установленный срок; протокол об административном правонарушении №029/2016/05 от 17 июня 2016 года; должностную инструкцию директора МКОУ «Школа-лицей №2», согласно которой ответственной за пожарную безопасность территории и здания учреждения является директор лицея, а именно ФИО1
Однако, принимая судебный акт, судья городского суда не учёл имеющиеся в материалах дела документы, свидетельствующие о невозможности выполнить директором МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1 предписания №2/1/2 от 26 мая 2016 года по объективным причинам, а именно:
письмо от 25 сентября 2014 года №02-02-06-05/2802 Армянского городского Совета в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым о необходимости включения образовательных организаций города в республиканские программы на установку автоматизированной пожарной сигнализации (л.д.47);
гражданско-правовой договор от 05 ноября 2015 года №ПР69/91/82 на выполнение работ по разработке проектной документации (л.д.48-61);
договор от 25 декабря 2015 года №ПМ69/91 на поставку и монтаж автоматической системы пожарной сигнализации (л.д.62-75);
распоряжение №268 от 21 сентября 2015 года об утверждении состава комиссии для сопровождения и приемки работ по проектированию и монтажу автоматической системы пожарной сигнализации (л.д.76);
распоряжение Совета Министров Республики Крым от 11 сентября 2015 года №842-р «Об определении подрядчика (исполнителя) работ про проектированию и монтажу пожарной сигнализации», определяющим единственным подрядчиком работ по проектированию и монтажу на объектах отрасли образования и социальной защиты автоматической системы пожарной сигнализации (АСПС) - ООО «Служба пожарного мониторинга-91» (л.д.77).
Поскольку на выполнение оставшейся части указанных в предписании от 26 мая 2016 года №2/1/2 противопожарных мероприятий необходимы значительные денежные средства, которые не выделены на противопожарные мероприятия из бюджета отделу образования администрации города Армянск, являющимся распорядителем бюджетных средств, о чем свидетельствуют письма, направленные в адрес Министерства образования Республики Крым, директор МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1 не могла умышленно совершить данное административное правонарушение, так как от нее не зависит материальное обеспечение противопожарных мероприятий, так как МКОУ «Школа-лицей №2» полностью финансируется из бюджета. Получить денежные средства на противопожарные мероприятия из других источников директор МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1 не может, так как лицей полностью находится на бюджетном финансировании.
При таких обстоятельствах, судья городского суда необоснованно пришел к выводу о виновности ФИО1во вменяемом ей правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Следовательно, обстоятельства, связанные с неисполнением директором МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования и социального обслуживания, имеющие юридическое значение для правильного разрешения настоящего дела, по существу выяснены не были судьей городского суда.
При таких обстоятельствах судья Армянского городского суда необоснованно пришел к выводу о наличии в действиях директора МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание положения части 13 статьи 19.5 КоАП РФ, которой определена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, и положения части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, которой предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, прихожу к выводу, что постановление судьи Армянского городского суда Республики Крым от 08 августа 2016 года подлежит отмене, а производство по делу в отношении должностного лица – директора МКОУ «Школа-лицей №2» ФИО1 -прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление судьи Армянского городского суда Республики Крым от 08 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального казенного образовательного учреждения «Школа-лицей №2» г. Армянска Республики Крым ФИО1, отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись В.В. Агин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>