Судья: Долгова Д.С. Дело № 12-148/15
РЕШЕНИЕ
29 июля 2015 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Коршунов Р.В.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Балаковская автомобильная школа ДОСААФ на постановление судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 15 июня 2015 года,
установил:
постановлением Балаковского районного суда Саратовской области от 15 июня 2015 года негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования Балаковская автомобильная школа ДОСААФ (далее - НОУ Балаковская АШ ДОСААФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе НОУ Балаковская АШ ДОСААФ просит постановление суда отменить. В обоснование жалобы ее автор указал, что подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья, возможна лишь в специализированных образовательных учреждениях, созданных субъектами РФ, к которым НОУ Балаковская АШ ДОСААФ не относится. Руководству НОУ Балаковская АШ ДОСААФ не было известно об отсутствии у мастера производственного обучения ФИО1 соответствующего образования.
В судебном заседании начальник НОУ Балаковская АШ ДОСААФ ФИО3 и защитник организации ФИО4 доводы жалобы поддержали.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему выводу.
В силу ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с примечанием к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Статьями 46 и 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно подпунктам «д», «и» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ
от 28 октября 2013 года № 966 (далее – Положение), лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам; наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Подпунктом «а» пункта 9 Положения установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Материалами дела установлено, что в период с <дата> по
<дата> министерством образования Саратовской области на основании приказа от <дата>№ проведена плановая выездная проверка деятельности НОУ Балаковская АШ ДОСААФ.
По результатам проверки составлен акт № от <дата>, начальнику НОУ Балаковская АШ ДОСААФ выдано предписание министерства образования Саратовской области от <дата>№ об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, а именно: мастер производственного обучения ФИО1 не имеет соответствующего образования; не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (отсутствует специальная адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
<дата> консультантом отдела лицензирования образовательной деятельности комитета по государственному контролю и надзору в сфере образования министерства образования Саратовской области ФИО2 в отношении НОУ Балаковская АШ ДОСААФ составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вынося постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении НОУ Балаковская АШ ДОСААФ административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: актом № от <дата> проверки министерством образования Саратовской области НОУ Балаковская АШ ДОСААФ (л.д. 16), протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), выпиской из приказа и копией трудового договора со ФИО1 (л.д. 109-111), объяснениями начальника НОУ Балаковская АШ ДОСААФ ФИО3, не оспаривавшего вину в совершении административного правонарушения (л.д. 218).
Судья районного суда, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, сделал правильный вывод о том, что НОУ Балаковская АШ ДОСААФ, являясь образовательным учреждением, осуществляет образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли с грубым нарушением требований лицензии, если такая лицензия обязательна, и обоснованно квалифицировал действия юридического лица по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Доводы защитника НОУ Балаковская АШ ДОСААФ в судебном заседании об отсутствии предусмотренных частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" последствий являются несостоятельными, поскольку конкретный перечень грубых нарушений лицензионных требований установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности.
Назначенное юридическому лицу административное наказание соответствует степени тяжести совершённого им административного правонарушения. Вывод судьи о наличии оснований для назначения учреждению административного наказания в виде административного штрафа следует признать основанным на обстоятельствах данного дела.
При его назначении судьей районного суда учтены характер правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, смягчающее обстоятельство, в частности, принятие мер к устранению выявленных нарушений.
Доводы лица, привлечённого к административной ответственности, приведенные в обоснование жалобы, не влекут изменения или отмены вынесенного судьей районного суда постановления, так как не опровергают выводы судьи о наличии в действиях юридического лица - НОУ Балаковская АШ ДОСААФ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 19.20 КоАП РФ, а также не свидетельствуют о наличии по делу смягчающих административную ответственность образовательного учреждения обстоятельств.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении НОУ Балаковская АШ ДОСААФ соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Виновному назначено минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы и материалов дела оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела районным судом допущены нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление, доказаны, в связи с чем оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление Балаковского районного суда Саратовской области
от 15 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Балаковская автомобильная школа ДОСААФ НОУ Балаковская АШ ДОСААФ г. Балаково Саратовской области – без удовлетворения.
Судья Р.В. Коршунов