Дело № 12-148/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лабытнанги 29 июня 2016 года
Судья Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Галько С.В., рассмотрев жалобу представителя юридического лица Государственного казенного учреждения «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» на постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами, морского контроля, в сфере охоты, за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности Управления
Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, Росприроднадзор) ФИО1 от 25 апреля 2016 года юридическое лицо Государственное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО», Учреждение) привлечено к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В суд поступила жалоба представителя ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» с требованием об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях Учреждения, так как строительство ледовых переправ на указанных в оспариваемом постановлении водных объектах осуществлялось на основании государственного контракта от 08 декабря 2015 года № 10081/ДХ на выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог Аксарка - Салемал - Панаевск - Яр-Сале, Лабытнанги - Мужи - А-вы - Теги (в границах Ямало- Ненецкого автономного округа). При этом, подрядчиком, то есть непосредственным исполнителем работ по обустройству и содержанию данной зимней автомобильной дороги является АО «Ямалавтодор», которое, по мнению заявителя, подрядчик является непосредственным пользователем водных объектов, расположенных на трассе данного зимника. На него, в силу пункта 7.8 госконтракта, возложена обязанность по оформлению необходимых разрешающих документов для выполнения отдельных видов работ. Указанные в обжалуемом постановлении виды работ также выполнялись подрядчиком, а не Учреждением. Обустройство зимних дорог является ежегодным мероприятием и Учреждением предпринималась попытка решить вопрос с оформлением водопользования при обустройстве ледовых переправ, для чего в уполномоченный орган - департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО направлялось соответствующее обращение (исх. 2518 от 06.07.2012г.), на которое получен ответ от 23 июня 2012 года (исх.2701-17\12351), что для устройства ледовых переправ оформление водопользования не требуется, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством (ст. 11 Водного Кодекса РФ). Кроме того, считает, что необходимо учитывать, что зимние автомобильные дороги являются объектом социально значимым, обустраиваются не для коммерческого использования, а в целях реализации функций субъекта Российской Федерации по обеспечению жизнедеятельности населённых пунктов, а также для обеспечения конституционных прав граждан. Считает, что при таких обстоятельствах отсутствует вина Учреждения, как юридического лица во вменяемом правонарушении, его действия не образуют объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Ко АП РФ.
В судебное заседание представитель Росприроднадзора ФИО1 считает постановление законным, обоснованным, не подлежащим отмене. К делу приобщен мотивированный отзыв на жалобу.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, в период с 19 по 20 февраля 2016 года в ходе проведения планового (рейдового) осмотра земельных участков, водных объектов и их водоохранных зон, в месте прохождения 153 км. временной автомобильной зимней дороги регионального значения Лабытнанги-Мужи-А-вы-Теги (по маршруту Лабытнанги - Мужи), а также в соответствии с информацией, предоставленной ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» от 10.03.2016 №2851-12/63, осуществляется пользование поверхностным водным объектом - рекой Войкар для эксплуатации ледовой переправы с географическими координатами: правый берег: N 660 19.285I Е 0660 08.192I; левый берег: N 660 39.589I Е 0640 35.414I, являющейся неотъемлемой частью автодороги Лабытнанги-Мужи-А-вы-Теги.
Пользование поверхностным водным объектом - рекой Сыня для эксплуатации вышеуказанной ледовой переправы осуществляется в нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ без договора водопользования.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно акту проверки № 38 от 26 февраля 2016 года, проведенной в ходе планового (рейдового) осмотра обследования земельных участков, водных объектов и их водоохранных зон в месте прохождения временной автомобильной дороги Лабытнанги-Мужи-А-вы-Теги (по маршруту Лабытнанги-Мужи) оборудованы и эксплуатируются ледовые переправы (всего на 8 участках, координаты указаны) содержание зимней автодороги осуществляет ГУП ЯНАО «Ямалавтодор» в соответствии с государственным контрактом от 08 декабря 2015 года №10081 (далее - Контракт), в целях реализации мероприятий в области дорожного хозяйства на территории ЯНАО. В лице государственного заказчика, по государственному контракту выступило ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО»
По факту эксплуатации ледовых переправ без договора водопользования в отношении Учреждения составлен протокол № 132/2016 от 15 апреля 2016 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ.
Управление, рассмотрев материалы административного дела, вынесло постановление от № 132/2016 от 25 апреля 2016 года о назначении административного наказания, которым ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в использовании водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
В соответствии со статьей 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса РФ установлено, что под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.
Статьей 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной нормы.
В соответствии с частью 1 указанной статьи на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ (часть 1 статьи 6 ВК РФ).
Частью 2 указанной статьи определено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из части 3 статьи 6 Водного кодекса РФ следует, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Постановлением Правительства ЯНАО от 29 октября 2015 года № 1026-П утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Правила) которые разработаны в соответствии с ВК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года № 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах».
Указанные Правила устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей, в том числе на ледовых переправах, и обязательны для выполнения всеми водопользователями на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Поскольку в соответствии со статьей 11 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование, не требуется.
В соответствии с Уставом ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО» является некоммерческой организацией и предметом его деятельности является реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов власти автономного округа в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, порядок осуществления которых определяется законодательством Российской Федерации и автономного округа и Уставом.
Основными направлениями деятельности Учреждения являются:
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования окружного значения - деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Участвует в подготовке и осуществляет реализацию программных и иных мероприятий в области дорожного хозяйства (п.2.2.1 Устава);
выполнение функций владельца автомобильных дорог общего пользования окружного значения, в качестве которого в порядке, установленном законодательством, обеспечение сохранности автомобильных дорог окружного значения и иного имущества, относящегося к сфере дорожного хозяйства, находящегося в собственности автономного округа и закрепленного за Учреждением (п.2.2.2 Устава).
В целях осуществления мероприятий в области дорожного хозяйства ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО», выступающим в качестве «Государственного заказчика», с ГУП ЯНАО «Ямалавтодор», Подрядчиком, заключен государственный контракт № 100081/ДХ от 08 декабря 2015 года, в соответствии с которым на Подрядчика возложены обязательства на выполнение работ по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог: Аксарка-Салемал-Панаевск-Яр-Сале, Лабытнанги-Мужи-А-вы-Теги (в границах ЯНАО) в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств.
Согласно Постановлению Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 марта 2011 года № 108-П «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ямало-Ненецкого автономного округа» автомобильная дорога Лабытнанги-Мужи-А-вы-Теги (в границах ЯНАО) относится к зимней автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения (приложение № 2).
Из вышеизложенного следует, что зимняя автодорога, как и находящиеся на ее протяжении водные переправы, обустраивается для обеспечения жизненных потребностей населения, то есть, спорные переправы используются для удовлетворения личных нужд граждан.
Частью 3 статьи 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется в том числе для удовлетворения личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 указанного Кодекса.
Следовательно, ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО» осуществляя дорожную деятельность на территории субъекта Российской Федерации по обеспечению сохранности автомобильных дорог окружного значения и иного имущества, относящегося к сфере дорожного хозяйства, находящегося в собственности автономного округа и закрепленного за Учреждением (п.2.2.2 Устава), к каковому можно отнести зимнюю автомобильную дорогу Лабытнанги-Мужи-А-вы-Теги (в границах ЯНАО), обеспечивает безопасность граждан при пользовании водными объектами, находящимися на ее протяжении, для личных нужд населения, а не использует водный объект в своих целях, следовательно, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.
Соответственно, оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ не имеется.
Оценивая доводы должностного лица Росприроднадзора, о том, что Учреждением используется акватория водных объектов, в том числе для рекреационных целей, суд находит не убедительными и не принимает во внимание, так как порядок использования водных объектов для рекреационных целей регламентируется в статье 50 Водного кодекса РФ, к которым относится использование водного объекта для отдыха, туризма и спорта.
Исходя из назначения зимней автодороги, в процессе эксплуатации которой используются водные объекты на пути ее расположения, а именно для реализации личных нужд населения, цели использования объектов не являются рекреационными.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9,24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из того, что в действиях ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя юридического лица Государственное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, начальник отдела надзора за водными и земельными ресурсами, морского контроля, в сфере охоты, за особо охраняемыми природными территориями и разрешительной деятельности Управления
Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу ФИО1 № 132/2016 от 25 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ в отношении юридического лица Государственное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья: