Дело №
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2021 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе председательствующего судьи Гавловского В.А., при секретаре Лапиной Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление №-Ф-2 от 28.12.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) №-Ф-2 от 28.12.2020г. должностное лицо ООО «Краснодар Водоканал» - мастер ремонтно-эксплуатационного участка № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.20 КоАП РФ, ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, выразившееся в допущении самовольного, то есть незаконного, неразрешенного либо прямо запрещенного подключения 02.12.2020г. в 14:15 час. посредством подключения трубопровода диаметром 300 мм. из участка трубопровода хозяйственно-бытовой канализации, обслуживаемой ООО «Краснодар Водоканал» в магистральный коллектор ливневой канализации по <адрес> на пересечении с <адрес> в отсутствии законного решения (договора) водоотведения, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, в обоснование которой указал, что 02.12.2020г. актом комиссионного обследования установлено, что на пересечении <адрес> и <адрес> в сеть ливневой канализации подключена сеть фекальной канализации <адрес>, которая по мнению членов комиссии состоит в арендной массе ООО «Краснодар Водоканал». Сотрудники межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) при составлении акта отсутствовали, то есть для оценки характера фактически выполняемых Обществом работ специалисты, обладающие специальными знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, в ходе производства по делу об административном правонарушении не привлекались.
Кроме того, должностное лицо ООО «Краснодар Водоканал» также не было уведомлено о составлении данного акта и к участию в его составлении не привлекалось. В материалах дела также имеется фотоматериал, однако в акте комиссионного обследования не зафиксировано, что при обследовании проводилась фотосъемка, а также отсутствуют сведения об использовании технических средств с целью фотофиксации, а также их характеристики.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении, акт комиссионного обследования и фотоматериал являются недопустимыми доказательствами по делу и не могут быть использованы при вынесении постановления.
Учитывая изложенное, материалами дела не подтверждается, что должностное лицо Общества произвело самовольное подключение к централизованным системам водоотведения. Кроме того, отсутствуют документы, подтверждающие принадлежность указанных сетей ливневой канализации, а также сети фекальной канализации <адрес>, которая на баланс и обслуживание ООО «Краснодар Водоканал» не передавалась, в арендной массе ООО «Краснодар Водоканал» не состоит.
Централизованная система водоотведения (канализации) считается отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов со дня вступления в силу акта органа, уполномоченного на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, об утверждении или актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения. Однако в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отнесение сетей ливневой канализации в районе пересечения <адрес> и <адрес> в г. Краснодаре к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № «Об утверждении Правил отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. №». Таким образом, при вынесении обжалуемого постановления административным органом указанные обстоятельства учтены не были.
Представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней обстоятельствам, просила прекратить производство по делу об административном правонарушении, пояснив суду, что в соответствии с проектом «Капитальный ремонт <адрес> от <адрес> до <адрес> – 1 этап», выполненный ООО «ГеоПроект» и «Строительство сетей водоотведения по <адрес> от <адрес> до <адрес> – 2 этап», выполненный ООО «Проектные Системы», согласованные с департаментом архитектуры и градостроительства и муниципальным казенным учреждением «Центр мониторинга дорожного движения и транспорта», сеть фекальной канализации диаметром 300 мм. по <адрес> на пересечении с <адрес> запроектирована в футляре через дорогу по <адрес>, с подключением в проектируемую сеть фекальной канализации по <адрес> и далее с подключением в коллектор диаметром 1000 мм. по ул. им. В. Головатого. Однако при реконструкции <адрес> подрядной организацией не была выполнена врезка фекальной канализации диаметром 300 мм. по <адрес> в запроектированную фекальную канализацию по <адрес>, а подключена в коллектор ливневой канализации диаметром 1500 мм. по <адрес>.
Таким образом, вопрос незаконного подключения фекальной канализации в ливневый коллектор на пересечении <адрес> и <адрес> должен быть направлен в адрес подрядной организации, проводившей строительные работы по реконструкции <адрес>, проводившейся под контролем ответственных служб города. Кроме того, сеть фекальной канализации диаметром 300 мм. по <адрес> на баланс и обслуживание ООО «Краснодар Водоканал» не передавалась и в реестре переданного в аренду имущества отсутствует.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) не явился, в материалах дела от которого имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на жалобу ФИО1, согласно которым Управление возражает против удовлетворения жалобы, считая постановление законным и обоснованным, поскольку сеть ливневой канализации на данном участке улично-дорожной сети имеет выпуск в реку Кубань диаметром 300 мм. в районе Тургеневского моста муниципального образования г. Краснодар, в связи с чем попадание 02.12.2020г. фекальных стоков из участка трубопровода хозяйственно-бытовой канализации, обслуживаемой ООО «Краснодар Водоканал» в магистральный коллектор ливневой канализации по <адрес> на пересечении с <адрес>, привело к сбросу фекальных стоков ООО «Краснодар Водоканал» в реку Кубань.
Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар по факту несанкционированного сброса фекальных стоков ООО «Краснодар Водоканал» 02.12.2020г. в магистральный коллектор ливневой канализации муниципального образования г. Краснодар по <адрес> на пересечении с <адрес>, составлен акт комиссионного обследования от 02.12.2020г. с приложением подтверждающих фотоматериалов. В соответствии с актом комиссионного обследования от 02.12.2020г. при обследовании сетей ливневой канализации на пересечении <адрес> и <адрес> установлено, что в данную сеть ливневой канализации подключена сеть фекальной канализации ООО «Краснодар Водоканал» диаметром 300мм.
На момент составления протокола об административном правонарушении юридическим лицом ООО «Краснодар Водоканал» документов, подтверждающих заключение договора с администрацией муниципального образования г. Краснодар, как собственником сетей ливневой канализации на прием и дальнейшую транспортировку стоков в муниципальную ливневую канализацию, а именно в магистральный коллектор ливневой канализации муниципального образования г. Краснодар по <адрес> на пересечении с <адрес> и хозяйственно-бытовой канализации ООО «Краснодар Водоканал», не представлено.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд полагает необходимым постановление №-Ф-2 от 28.12.2020г. оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения по следующим основаниям.
Статьей 7.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) №-Ф-2 от 28.12.2020г. должностное лицо ООО «Краснодар Водоканал» - мастер ремонтно-эксплуатационного участка № ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.20 КоАП РФ, ввиду ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, выразившееся в допущении самовольного, то есть незаконного, неразрешенного либо прямо запрещенного подключения 02.12.2020г. в 14:15 час. посредством подключения трубопровода диаметром 300 мм. из участка трубопровода хозяйственно-бытовой канализации, обслуживаемой ООО «Краснодар Водоканал» в магистральный коллектор ливневой канализации по <адрес> на пересечении с <адрес> в отсутствии законного решения (договора) водоотведения, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
В соответствии с п. 57 решения городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ№ п. 6 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар», содержание территорий общего пользования муниципального образования город Краснодар, объектов благоустройства, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в том числе труб ливневой канализации и дождевых колодцев, осуществляет администрация муниципального образования город Краснодар, ее территориальные органы, заключающие в этих целях договоры с соответствующими организациями в пределах предусмотренных на эти цели в местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) средств и в порядке, определенном действующим законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Устава муниципального образования г. Краснодара, в структуру администрации муниципального образования город Краснодар входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального образования город Краснодар. Отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования город Краснодар являются департаменты, управления и отделы администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением городской Думы Краснодара от 26.12.2017г. № п. 5 утверждено «Положение о департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар».
Согласно п. 1 раздела I «Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар», Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар является отраслевым органом администрации муниципального образования город Краснодар.
На основании п. 9.16 раздела III «Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Краснодар», департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар в соответствии с возложенными на него целями и задачами организует работу по содержанию сетевой ливневой канализации на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, определению и представлению технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям ливневой канализации.
В соответствии с п. 4.1 решения городской Думы Краснодара от 24.02.2005г. № п. 8 «О положении о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар» интересы, полномочия, функции собственника муниципального имущества муниципального образования город Краснодар осуществляет Администрация муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар по факту несанкционированного сброса фекальных стоков ООО «Краснодар Водоканал» 02.12.2020г. в магистральный коллектор ливневой канализации муниципального образования г. Краснодар по <адрес> на пересечении с <адрес>, составлен акт комиссионного обследования от 02.12.2020г.
В соответствии с актом комиссионного обследования от 02.12.2020г. при обследовании сетей ливневой канализации на пересечении <адрес> и <адрес> установлено, что в данную сеть ливневой канализации подключена сеть фекальной канализации ООО «Краснодар Водоканал» диаметром 300 мм.
В соответствии с п. 39 решения городской Думы Краснодара от 22.08.2013г. № п. 6 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар» в целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования город Краснодар, запрещается, в том числе использовать колодцы и дождевые решетки ливневой канализации для слива жидких бытовых отходов.
В соответствии п. 68 решения городской Думы Краснодара от 22.08.2013г. № п. 6 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар» запрещается, в том числе, подключать фекальную канализацию предприятий, учреждений и организаций в ливневую канализацию, а также самовольно подключаться к инженерным сетям и сооружениям.
На основании ст. 7 ФЗ от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием не централизованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системы водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
В соответствии с п. 58 решения городской Думы Краснодара от 22.08.2013г. № п. 6 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Краснодар» использование магистральных и внутриквартирных сетей ливневой канализации осуществляется на основании заключенных договоров с владельцами этих сетей на прием и дальнейшую транспортировку стоков (включая организации, не имеющие собственных (ведомственных) сетей ливневой канализации и осуществление сброс стоков по поверхности своих территорий в муниципальную ливневую канализацию). Сбросы стоков в сети ливневой канализации осуществляются только по согласованию с владельцами этих сетей.
Пунктом 86 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013г. № «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством РФ. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
Как установлено судом, на момент составления протокола об административном правонарушении юридическим лицом ООО «Краснодар Водоканал» документов, подтверждающих заключение договора с администрацией муниципального образования г. Краснодар, как собственником сетей ливневой канализации на прием и дальнейшую транспортировку стоков в муниципальную ливневую канализацию, а именно в магистральный коллектор ливневой канализации муниципального образования г. Краснодар по <адрес> на пересечении с <адрес> и хозяйственно-бытовой канализации ООО «Краснодар Водоканал», не представлено. Представленные представителем заявителя ФИО1 схемы должным образом не заверены, плохочитаемы и в ходе проведения обследования осуществляющим обследование должностным лицам представлены не были.
Таким образом, объективная сторона состава правонарушения заключается в действиях мастера ремонтно-эксплуатационного участка № ФИО1 в виде ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, допустившего самовольное, то есть незаконное, неразрешенное либо прямо запрещенное и выявленное подключение 02.12.2020г. в 14:15 час. посредством подключения трубопровода диаметром 300 мм. из участка трубопровода хозяйственно-бытовой канализации, обслуживаемой ООО «Краснодар Водоканал» в магистральный коллектор ливневой канализации по <адрес> на пересечении с <адрес> в отсутствии законного решения (договора) водоотведения.
Ссылку заявителя о том, что протокол об административном правонарушении, акт комиссионного обследования и фотоматериал являются недопустимыми доказательствами, так как сотрудники межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) и должностное лицо ООО «Краснодар Водоканал» при составлении акта отсутствовали, суд не принимает во внимание и считает таковую необоснованной и противоречащей материалам дела.
Так, в соответствии с ходатайствами ФИО1 от 21.12.2020г. и 23.12.2020г. протокол и постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в его отсутствие. Каких-либо объяснений от ФИО1 Управлению не представлено. Сотрудниками Росприроднадзора не оспаривался акт комиссионного обследования; в основу вынесения обжалуемого постановления легли не только фотоматериалы, а и иные более значимые доказательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является поступившее из правоохранительных органов, а также из других государственных органов материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Таким образом, заявитель привлечен к ответственности по факту обнаружения правонарушения в рамках КоАП РФ. Управлением соблюден порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, а именно составлен протокол об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола лицо извещено, что подтверждается соответствующим уведомлением и ходатайством ФИО1 о рассмотрении протокола в его отсутствие.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Согласно, ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается виновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии со ст. ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении фактор виновности в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению и доказыванию наряду с другими обстоятельствами.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, и протоколом об административном правонарушении. Виновность лица должна быть доказана органами власти, инициировавшими привлечение лица к административной ответственности, поскольку ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, Управление пришло к обоснованному выводу о доказанности вины должностного лица ООО «Краснодар Водоканал» - мастера ремонтно-эксплуатационного участка № ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.20 КоАП РФ.
Действия ФИО1 были правильно квалифицированы по ст. 7.20 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с невыполнением либо ненадлежащим выполнением своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения суд признает несостоятельными, поскольку они полностью опровергаются собранными по делу материалами.
С учетом изложенного суд считает, что постановление административного органа о привлечении заявителя к административной ответственности является законным и неподлежащим отмене.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) №-Ф-2 от 28.12.2020г. – оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Ленинский районный суд г. Краснодара.
Судья: