ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-148/2022 от 28.04.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

Дела №№ 12-148/2022, 12-149/2022, 12-150/2022, Судья Рассказова М.В.

РЕШЕНИЕ № 21-94/2022

Судья Брянского областного суда Цуканов Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 на постановления заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года, решения судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску (далее – ИФНС России по г. Брянску) от 14 декабря 2021 года № 1459, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее – ООО «<данные изъяты>») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года № 1460, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года № 1461, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года № 1462, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года № 1463, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года № 1464, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года № 1465, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года № 1466, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Постановлением заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года № 1467, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобах, поданных в Брянский областной суд, директор ООО «ФИО7 Компани» ФИО1, не оспаривая событий административных правонарушений и свою вину в их совершении, просит изменить состоявшиеся по делам об административных правонарушениях акты в части назначенного ему наказания, заменив административный штраф предупреждением.

Определением судьи Брянского областного суда от 27 апреля 2022 года дела №№ 21-94/2022, 21-95/2022, 21-96/2022, 21-97/2022, 21-98/2022, 21-99/2022, 21-100/2022, 21-101/2022, 21-102/2022 об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 объединены в одно производство.

В судебное заседание директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1, его защитник ФИО3 не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела. ФИО1 представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Указанное ходатайство удовлетворено, дело рассмотрено в его отсутствие, а также в отсутствие его защитника ФИО3

В судебном заседании защитник ФИО4, действующая в интересах директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1, уточнила доводы жалоб, отказавшись от требований о замене административных штрафов предупреждениями, просила изменить состоявшиеся по делам об административных правонарушениях акты в части назначенных директору ООО «<данные изъяты>» ФИО1 административных наказаний, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей как за совершение одного административного правонарушения. В обоснование данных доводов сослалась на положения ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 26.03.2022 г. № 70-ФЗ, поскольку административные правонарушения были выявлены налоговым органом в ходе одной проверки. Пояснила, что ООО «<данные изъяты>» было привлечено к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, постановления, вынесенные в отношении юридического лица, не обжаловались, вступили в законную силу и исполнены.

Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалоб, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В соответствии с положениями подпункта «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к резидентам относятся, кроме прочих, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» п. 7 ч.1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а», «б» п. 6 ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона (физическими лицами, являющимися гражданами Российской Федерации; постоянно проживающими в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства).

Частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ.

Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.

Согласно статье 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной ИФНС России по г. Брянску проверки соблюдения валютного законодательства ООО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что директором ООО «<данные изъяты>» ФИО1 в нарушение требований части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ в соответствии с расходными кассовыми ордерами от 17.02.2020 г. № 6, от 16.03.2020 г. № 9, от 15.04.2020 г. № 12, от 15.05.2020 г. № 15, от 15.06.2020 г. № 18, от 15.07.2020 г. № 21, от 17.08.2020 г. № 24, от 15.09.2020 г. № 27, от 15.10.2020 г. № 30 за расчетные периоды: январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года, июль 2020 года, август 2020 года, сентябрь 2020 года из кассы Общества произведена выплата денежных средств наличными в валюте Российской Федерации работнику ФИО5, не являющемуся резидентом Российской Федерации и не имеющему вида на жительство в Российской Федерации, без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: поручением от 20 октября 2021 года на проведение проверки соблюдения валютного законодательства; актом проверки соблюдения валютного законодательства от 22 октября 2021 года № 325720210328065; объяснением ФИО5 от 10 ноября 2020 года; информацией врио начальника ОРВР УВМ УМВД России по Брянской области от 03 сентября 2020 года № 26/15392 об отсутствии у ФИО5 документов, предоставляющих последнему вид на жительство; трудовыми договорами от 16 ноября 2017 года № 16/11/17/К, от 16 ноября 2018 года № 16/11/18/К; расходными кассовыми ордерами от 17.02.2020 г. № 6, от 16.03.2020 г. № 9, от 15.04.2020 г. № 12, от 15.05.2020 г. № 15, от 15.06.2020 г. № 18, от 15.07.2020 г. № 21, от 17.08.2020 г. № 24, от 15.09.2020 г. № 27, от 15.10.2020 г. № 30; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «<данные изъяты>»; протоколами об административных правонарушениях от 22 ноября 2021 года №№ 1412, 1413, 1414, 1415, 1416, 1417, 1418, 1419, 1420 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ все юридически значимые обстоятельства административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлены правильно и подтверждаются исследованными доказательствами, которые согласуются между собой и не содержат противоречий.

Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что события административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности за совершение данных правонарушений, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств.

Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

В ходе рассмотрения дел директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 не оспаривал события административных правонарушений и свою вину в их совершении. Защитник ФИО4 в суде второй инстанции поддержала данную позицию.

Проверив собранные по делу доказательства, и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно установили обстоятельства административных правонарушений, оценили имеющиеся доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности, обоснованно придя к выводу о доказанности вины директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с данными выводами не имеется. Доказательства наличия у директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 объективных препятствий для соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных нормами валютного законодательства, а равно принятие им исчерпывающих мер для соблюдения требований данного законодательства в материалах дел не имеется.

Принцип презумпции невиновности соблюден, бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о доказанности вины директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 в совершении вмененных ему административных правонарушений, которые можно толковать в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы дел не содержат.

В силу частей 1, 3 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Административные наказания назначены директору ООО «<данные изъяты>» ФИО1 за каждое административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, с учетом положений законодательства, действовавшего на момент рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 г. № 70-ФЗ) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

Федеральным законом от 26.03.2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в законную силу с 06 апреля 2022 года, статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Часть 5 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», улучшает положение директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1, а потому имеет обратную силу и подлежит распространению на него.

Согласно ответу ИФНС России по г. Брянску от 26.04.2022 г. на запрос суда второй инстанции постановления о назначении административных наказаний от 14 декабря 2021 года лицом, привлеченным к административной ответственности, не исполнены. Защитник ФИО4 в суде второй инстанции подтвердила данный факт.

Как следует из материалов дела, административные правонарушения, инкриминируемые директору ООО «<данные изъяты>» ФИО1, выявлены ИФНС России по г. Брянску в ходе осуществления валютного контроля в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при проведении одной документарной проверки соблюдения ООО «<данные изъяты>» валютного законодательства.

Указанная проверка осуществлена на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску № 325720210328063 от 20.10.2021 г. на проведение проверки соблюдения валютного законодательства ООО «<данные изъяты>».

По результатам данной проверки должностным лицом ИФНС России по г. Брянску составлен Акт проверки соблюдения валютного законодательства № 325720210328065 от 20.10.2021 г., в котором отражены все выявленные факты несоблюдения директором ООО «<данные изъяты>» ФИО1 установленного порядка проведения валютной операции в виде выплаты заработной платы иностранному работнику ФИО5, послужившие основанием для привлечения его к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что зафиксированные в указанном выше акте проверки нарушения требований валютного законодательства выявлены в рамках одной проверки, одним контролирующим органом, в отношении одного лица, директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности за совершение указанных административных правонарушений с применением положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.

В связи с этим постановления заместителя начальника ИФНС России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года №№ 1459, 1460, 1461, 1462, 1463, 1464, 1465, 1466, 1467 и решения судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подлежат изменению путем назначения ему административного наказания как за совершение одного административного правонарушения, т.е. в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановления заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Брянску от 14 декабря 2021 года №№ 1459, 1460, 1461, 1462, 1463, 1464, 1465, 1466, 1467 и решения судьи Советского районного суда г. Брянска от 03 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить директору общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобы ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Брянского областного суда Д.А. Цуканов