ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-148/21 от 07.05.2021 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело 12-148/21

РЕШЕНИЕ

07 мая 2021 года г. Симферополь

Судья Симферопольского районного суда Республики Крым Родькина Л.А., рассмотрев жалобу ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» на постановление о назначении административного наказания № 016536/0848/06.1-20 от 23 декабря 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением консультанта отдела экологического надзора г.Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально –Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 № 016536/0848/06.1-20 от 23 декабря 2020 года ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 201000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» подана жалоба, согласно которой простит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что в нарушение требований ст.26.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» и вынесении постановления должностным лицом не была установлена степень виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, что подтверждается отсутствием соответствующих выводов в тексте постановления. Представитель ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении был лишен возможности осуществить свои процессуальные права, установленные ч.5 ст. 25.5 КоАП РФ, в частности, был лишен возможности ознакомиться со всеми материалами дела, дать соответствующие пояснения и предоставить соответствующие доказательства.

В судебном заседании 07.05.2021 года защитники ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» ФИО2 и ФИО3 доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. В дополнение к изложенным в жалобе доводам указали, что Приказ № 721, на который имеется ссылка в постановлении, отменен; журналы в области обращения с отходами в ходе проверки истребованы не были, при этом из содержания указанных журналов следует, что информация отражена в соответствии с требованиями действующего законодательства, - с точностью до трех знаков после запятой.

В судебное заседание 07.05.2021 года представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, консультант отдела экологического надзора г.Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально –Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым ФИО1, представитель отдела экологического надзора г.Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально –Крымского региона, прокурор не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении судебного разбирательства от последних в суд не поступали. С учетом изложенного суд, в соответствии со ст. 30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

В соответствии с ч.3 ст.30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст.30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Суд, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 10 ст.8.2. КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, и действовавший до 01.01.2021 года, устанавливал требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Согласно указанному Порядку, учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю.

Все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются: с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма) - для отходов I, II и III классов опасности; с точностью до одного знака после запятой - для отходов IV и V классов опасности.

Иного способа ведения данных учета в области обращения с отходами законодательством не было предусмотрено.

Судом установлено, что 10.12.2020 года консультантом отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № 016536 в отношении ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

Постановлением консультанта отдела экологического надзора г.Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально –Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 № 016536/0848/06.1-20 от 23 декабря 2020 года ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» привлечено к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последнему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 201000 рублей.

Согласно указанному постановлению, 19.10.2020 года в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступило письмо Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры с приложением материалов проверки, проводимой в отношении федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате рассмотрения материалов проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01.09,2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», в части отражения в журналах учета в области обращения с отходами значений количества отходов I, II, III класса опасности с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма), отходов IV, V классов опасности - с точностью до одного знака после запятой, таблицы «Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом)» (Приложения № 2 Порядка), «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (Приложение № 3 Порядка) не ведутся и не обобщаются, таблица «Данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (Приложение № 4 Порядка) не ведется по итогам 1, 2, 3 квартала 2019 года.

Из содержания обжалуемого постановления и представленных материалов следует, что основанием к привлечению ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» к административной ответственности послужила Справка об участии в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского».

Согласно указанной справке, в ходе проведения проверки ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» 04.09.2020 выявлены нарушения пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», в части отражения в журналах учета в области обращения с отходами значений количества отходов I, II, III класса опасности с точностью до трех знаков после запятой (с точностью до килограмма), отходов IV, V классов опасности - с точностью до одного знака после запятой, таблицы «Данные учета отходов, принятых индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом)» (Приложения № 2 Порядка), «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (Приложение № 3 Порядка) не ведутся и не обобщаются; таблица «Данные учета в области обращения с отходами у индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (Приложение № 4 Порядка) не ведется по итогам 1, 2, 3 квартала 2019 года.

При этом из содержания указанной справки не следует, что у ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» были истребованы в ходе проверки данные учета в области обращения с отходами в электронном виде либо, при их отсутствии, - данные учета в области обращения с отходами в письменном виде, оформленные, согласно Приложениям 2, 3, 4 к Порядка.

Представленные материалы, на основании которых составлен протокол об административном правонарушении и вынесено обжалуемое постановление, указанные сведения так же не содержат.

Согласно статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст.26.7. КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с положениями ст.28.1. КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

В представленных материалах дела об административном правонарушении отсутствует акт о проведенной проверке и основания к ее проведению. К материалам дела не приобщены документы, свидетельствующие об истребовании у ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в ходе проверки данных учета в области обращения с отходами в электронном виде либо, при их отсутствии, - данные учета в области обращения с отходами в письменном виде, оформленные, согласно Приложениям 2, 3, 4 к Порядка. Копии Журналов, на которые имеется ссылка в справке, к материалам проверки не приобщены.

Выводы, изложенные в справке, содержат лишь ссылку на нарушение требований ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Порядка, при этом не указано, в какой период времени допущены указанные нарушения, какой вид и показатель отхода не отражен или допущено нарушение в указании данных отходов и их класса.

Выводы консультанта отдела экологического надзора г.Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально –Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1, изложенные в постановлении № 016536/0848/06.1-20 от 23 декабря 2020 года, изложены на неполном и всестороннем рассмотрении дела, существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 4 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, постановление консультанта отдела экологического надзора г.Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально –Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 № 016536/0848/06.1-20 от 23 декабря 2020 года о привлечении ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» к административной ответственности по части 10 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 201000 рублей подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение по существу.

Руководствуясь ст.ст. 30.5-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» удовлетворить частично.

Постановление консультанта отдела экологического надзора г.Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально –Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 № 016536/0848/06.1-20 от 23 декабря 2020 года о привлечении ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского» к административной ответственности по части 10 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 201000 рублей отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Симферопольский районный суд Республики Крым в течении 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: