ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1499/2023 от 20.11.2023 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД: 34MS0№...-21

Дело №...ап-1499/2023

РЕШЕНИЕ

город Волгоград 20 ноября 2023 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Олейников А.В.,

рассмотрев жалобу старшего инспектора ОНМ ГО, ЗН ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №... Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении комитета строительства Волгоградской области,

с участием старшего инспектора ОНМ ГО, ЗН ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО1, защитника комитета строительства Волгоградской области ФИО2,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №... Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении комитета строительства Волгоградской области прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, старший инспектор ОНМ ГО, ЗН ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка №... Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... отменить, принять новый судебный акт. Полагает об отсутствии оснований для применения в настоящем деле нормы ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. 34 Устава Волгоградской области, проекты законов Волгоградской области, предусматривающие расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, рассматриваются Волгоградской ... Думой по представлению Губернатора Волгоградской области либо при наличии заключения Губернатора Волгоградской области. Во время производства по данному административному делу не установлено, что высшим должностным лицом Волгоградской области вносилось или направлялось, в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета, предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий комитетом, как органом исполнительной власти. Сами по себе указанные в постановлении мирового судьи обстоятельства о направлении комитетом в финансовый орган заявок на выделение денежных средств не свидетельствуют о выполнение всех действий, предусмотренных ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. Кроме того указывает, что комитет строительства Волгоградской области не является государственным учреждением, и, соответственно, субъектом, к котрому могут быть применены положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании старший инспектор ОНМ ГО, ЗН ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО1 настаивал на отмене постановления по доводам, приведенным в жалобе. Заявил, что в рассматриваемом случае освобождение от административной ответственности с применением ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ возможно исключительно при обращении Губернатора Волгоградской области в орган, уполномоченный на принятие закона о бюджете – Волгоградскую областную Думу, с проектом бюджета, в котором предусмотрено выделение комитету строительства Волгоградской области средств на создание, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и если необходимые средства не выделялись. Обращение комитета строительства Волгоградской области в комитет финансов области в рамках бюджетного процесса при том, что названным финансовым органом заявка не одобрена и в проект бюджета на соответствующий финансовый период не включена, полагал не свидетельствующим о возможности освобождения привлекаемого юридического лица от административной ответственности.

Защитник комитета строительства Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании по доводам жалобы возражала.

Выслушав участвующих лиц, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1.1 ст. 30.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

На основании ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОНМ ГО, ЗН ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО1 в отношении комитета строительства Волгоградской области составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, ввиду следующих обстоятельств.

По смыслу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (п. «ж» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ)

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуации создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок создания и использования резервов (резервных Фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ, п.п. 20, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№... «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

На основании ч. 2 ст. 3 Закона Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД «О защите населения и территории Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Администрация Волгоградской области определяет порядок создания и использования областных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и порядок восполнения использованных средств этих резервов.

Приложением к Порядку создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов Волгоградской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённому постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, на комитет строительства Волгоградской области возложена обязанность по созданию, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов в виде строительных материалов.

Приказом комитета строительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД «Об утверждении номенклатуры и объёмов резервов материальных ресурсов Волгоградской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, запасов в целях гражданской обороны на территории Волгоградской области» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД) утверждены номенклатура и объем резервов материальных резервов для целей гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части обеспечения строительными материалами, включающими в себя: цемент, смеси и др. – 50 тонн; кирпич – 100 куб.м.; песок - 100 куб.м.; стекло – 1000 куб.м.; кровельные материалы: шифер, руберойд, пленка, кровельное железо – 5000 кв.м.; пиломатериалы: доски 50x100x1000 – 50 куб.м.; ЖБИ: фундаментные блоки – 10 ед.; плиты перекрытия – 10 ед.; арматура – 20 тонн.

Распоряжением главного государственного инспектора Волгоградской области по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ№... организовано проведение внеплановой выездной проверки в отношении комитета строительства Волгоградской области на предмет реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По результатам проведения внеплановой выездной проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№..., согласно которому комитетом строительства Волгоградской области в период времени с 14 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 14 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Волгоград, ..., допущено невыполнение обязанностей (полномочий) по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, предусмотренных пунктом «ж» части 1 статьи 11, ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, пунктами 20, 28 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., пунктами 2,4 Порядка создания использования и восполнения резервов материальных ресурсов Волгоградской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, а именно – не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального и межмуниципального характера, в том числе согласно номенклатуре, утверждённой приказом комитета строительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД «Об утверждении номенклатуры и объёмов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, запасов в целях гражданской обороны», включающей в себя: цемент, смеси и др. – 50 тонн; кирпич – 100 куб.м.; песок - 100 куб.м.; стекло – 1000 куб.м.; кровельные материалы: шифер, руберойд, пленка, кровельное железо – 5000 кв.м.; пиломатериалы: доски 50x100x1000 – 50 куб.м.; ЖБИ: фундаментные блоки – 10 ед.; плиты перекрытия – 10 ед.; арматура – 20 тонн.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, мировым судьей в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№... отмечено, что комитетом строительства Волгоградской области в адрес комитета финансов Волгоградской области направлялись заявки на выделение денежных средств для исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№..., Порядка создания использования и восполнения резервов материальных ресурсов Волгоградской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, однако денежные средства по указанным заявкам не поступали.

Нахожу приведенные выводы мирового судьи основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

В силу ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Как отмечено Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ№...-О, положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП Российской Федерации) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Исходя из ч. 1 ст. 22 Устава Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-ОД, исполнительную власть Волгоградской области осуществляют Губернатор Волгоградской области, Администрация Волгоградской области и органы исполнительной власти Волгоградской области (далее также - исполнительные органы Волгоградской области), образуемые в соответствии с настоящим Уставом.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... утверждено Положение о комитете строительства Волгоградской области, согласно п. 1.1 которого комитет строительства Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах строительства, обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан и осуществления государственного учета, управления и распоряжения жилищным фондом Волгоградской области.

В соответствии с п. 3.6 названного Положения, финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств областного бюджета.

Кроме того, п.п. 3, 4 Порядка создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов Волгоградской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п, также установлено, что финансирование расходов по созданию, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет средств областного бюджета.

Объем финансовых средств, необходимых на создание резервов материальных ресурсов, определяется с учетом возможного изменения рыночных цен, а также расходов, связанных с их хранением и восполнением.

Органы исполнительной власти Волгоградской области, создающие, использующие и восполняющие резервы материальных ресурсов, помимо прочего: осуществляют в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств закупки материальных ресурсов для создания резервов материальных ресурсов, а также организуют их ответственное хранение и содержание.

В соответствии с п. 1 ст. 174.2 БК РФ, планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Порядок планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период утвержден Приказом комитета финансов Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№....

В соответствии с установленным Порядком, планирование бюджетных ассигнований осуществляется по главным распорядителям средств областного бюджета (пункт 1.3).

Отдел планирования и свода бюджета до 15 мая текущего финансового года обеспечивает доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предварительных сценарных условий планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (пункт 2.2).

При планировании бюджетных ассигнований главные распорядители средств областного бюджета в сроки, установленные п. 3.3 Положения о порядке и сроках составления проекта областного бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Волгоградской области на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-п «Об утверждении Положения о порядке и сроках составления проекта областного бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Волгоградской области на очередной финансовый год и плановый период», обеспечивают: формирование в подсистеме бюджетного планирования в виде электронных документов "Сводная бюджетная заявка" (далее именуются - ЭД "СБЗ"), созданных из ЭД "БЗ", своих предложений по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и первый год планового периода, а также объему бюджетных ассигнований на второй год планового периода по действующим расходным обязательствам в разрезе кодов бюджетной классификации (КФСР, КЦСР, КВР, КОСГУ, КВСР, Доп. ФК, Доп. ЭК, Доп. КР, КВФО, Код цели) (подпункт «б» пункта 2.3);

Субъекты бюджетного планирования до 1 июня текущего финансового года представляют: в комитет финансов - предложения по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и первый год планового периода и объему бюджетных ассигнований на второй год планового периода по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов областного бюджета; материалы с расчетами и обоснованиями бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, необходимыми для разработки соответствующих разделов проектировок расходов областного бюджета (пункт 3.3).

В деле представлены копии сводных бюджетных заявок от ДД.ММ.ГГГГ№..., от ДД.ММ.ГГГГ№..., от ДД.ММ.ГГГГ№..., направленные комитетом стротельства в адрес комитета финансов Волгоградской области, которые подтверждают факт ежегодного направления в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета Волгоградской области, заявок о выделении бюджетных ассигнований на создание и восполнение резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эти документы обоснованно приняты мировым судьей в качестве доказательств по делу, и им дана верная оценка.

Фактические обстоятельства, связанные с соблюдением комитетом строительства Волгоградской области порядка направления бюджетных заявок, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались, равно как и отсутствие финансирования комитета на данные цели по направленным заявкам.

Таким образом, по делу доказано, что уполномоченными должностными лицами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – комитета строительства Волгоградской области, направлялись в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета Волгоградской области предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий названного органа - создание и восполнение резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, в связи с чем производство по делу обоснованно прекращено с применением ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Позиция инициатора жалобы об отсутствии данных о направлении Губернатором Волгоградской области в Волгоградскую областную Думу предложений о выделении комитету строительства Волгоградской области бюджетных ассигнований на указанные цели основана на неправильном толковании положений указанной выше нормы.

Буквальное толкование ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ позволяет судить о том, что для правильного решения вопроса об административной ответственности органа исполнительной власти, не имеющего собственных источников дохода, необходимо подтверждение (неподтверждение) факта направления должностными лицами этого органа в установленном порядке заявок на выделение бюджетных средств. Отсутствие положительного результата при дальнейшем рассмотрении заявок финансовыми органами, органами и должностными лицами, обладающими правом законодательной инициативы в рамках бюджетного процесса, либо органами, уполномоченными на утверждение проекта бюджета, и как следствие, невыделение испрашиваемых средств, не могут быть положены в основу вывода о виновности в совершении правонарушения того учреждения, которым приняты исчерпывающие меры, направленные на получение финансирования.

Применительно к рассматриваемому делу, комитету строительства Волгоградской области не может быть вменено в вину неисполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, когда комитетом соблюдены порядок и сроки направления бюджетных заявок на исполнение таких полномочий, но комитет финансов Волгоградской области либо Губернатор Волгоградской области эту инициативу не поддержали.

Тот факт, что комитет строительства Волгоградской области является органом исполнительной власти, не исключает возможности применения к нему ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку вынесено уполномоченным мировым судьей в предусмотренные законом сроки, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, процессуальных нарушений не допущено.

Таким образом, прихожу к выводу, что оснований для отмены обжалуемого постановления по делу не имеется, в связи с чем жалоба должностного лица не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №... Центрального судебного района города Волгограда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№..., которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении комитета строительства Волгоградской области прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу старшего инспектора ОНМ ГО, ЗН ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12.-30.14 КоАП РФ.

Судья Олейников А.В.