ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-149/16 от 01.07.2016 Королёвского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ 12-149/16

г. ФИО2 01 июля 2016 года

Судья Королевского городского суда <адрес> Алферова А.В.

С участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО ТК «ВЕСТА-СА» ФИО3

Представителя ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» ФИО4

при секретаре Чумаковой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО ТК «ВЕСТА –СА» ФИО5 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО1,

УСТАНОВИЛ :

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО1 ООО ТК «ВЕСТА-СА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, за которое назначено наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.

ООО ТК «ВЕСТА-СА» привлечено к административной ответственности за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 50 мин. в ходе проверки было установлено, что ООО ТК «Веста-СА» нарушило режим особой охраны национального парка «Лосиный остров», и соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 4, cт. 15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» № ЗЗ-ФЗ от года ДД.ММ.ГГГГ года, а именно осуществляло социально-экономическую деятельности, согласно Уставу общества, в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», по адресу: <адрес>, , без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

С указанным постановлением генеральный директор ООО ТК «ВЕСТА –СА» ФИО5 не согласился, в связи с чем, обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное, ссылаясь на то, что оно нарушает права ООО ТК «Веста-СА» в сфере осуществления законной предпринимательской деятельности в охранной зоне НП «Лосиный остров» и необоснованно возлагает на Общество обязанность оплатить денежный штраф значительного размера. Административным органом был грубо нарушен порядок проведения проверки, установленный п.1 ст. 13, п. 1 ст. 14, п.6 ст. 15, п.4 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку распоряжение подписано и.о. заместителя главного государственного инспектора ФИО1, который не является ни руководителем, ни заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора). Акт проверки, составленный ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя ООО ТК «Веста-СА» (Приложение №8) был несанкционированно, без уведомления ООО ТК «Веста-СА», исправлен контролирующим органом ДД.ММ.ГГГГ и направлен в их адрес по почте. Срок проведения проверки в отношении ООО ТК «Веста-СА» составил более 20 рабочих дней. Фактически проверка в отношении ООО ТК «Веста-СА» окончилась ДД.ММ.ГГГГ - получением ООО ТК «Веста-СА» исправленного акта проверки, т. е. за пределом срока после ДД.ММ.ГГГГ, установленного п. 7 указанного Распоряжения. В связи с данным обстоятельством, ООО ТК «Веста-СА» не смогло воспользоваться правами, предоставляемыми проверяемому лицу п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями), в т.ч. представить свои возражения в отношении исправленного акта проверки.

Таким образом Акт проверки не может являться допустимым доказательством.

При вынесении указанного Постановления был грубо нарушен порядок составления протокола об административном правонарушении, установленный ст. 28.2 КоАП РФ, а также порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ст. 25.4 КоАП РФ, поскольку законный представитель ООО ТК «Веста-СА» не был уведомлен о составлении и не присутствовал при составлении Протокола об административном правонарушении, на основании которого было возбуждено дело об административном правонарушении, что повлекло нарушение прав ООО ТК «Веста-СА», в результате которых оно было лишено возможности дать свои объяснения, предъявить доказательства, воспользоваться защитником, ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Законному представителю ООО ТК «Веста-СА» не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ был получен ООО ТК «Веста-СА» по почте ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается конвертом с почтовым идентификатором .

ООО ТК «Веста-СА» неоднократно пыталось согласовать свою хозяйственную деятельность в охранной зоне НП «Лосиный остров» с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды по правилам, установленным этим уполномоченным органом. Так ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работ по согласованию вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов и проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях национальных парков и их охранных зон» Общество предоставило ФГУ НП «Лосиный остров» на согласование своей деятельности все необходимые документы, что подтверждается сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой НП «Лосиный остров» о принятии вх. от ДД.ММ.ГГГГ (Приложение №15). В соответствии с п.4 Приказа директор НП «Лосиный остров» обязан был обеспечить прием и учет заявки ООО ТК «Веста-СА» на согласование вопросов социально-экономической деятельности, находящегося на территории охранной зоны соответствующего национального парка, подготовку и представление на рассмотрение в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора заявочных и иных материалов, необходимых для осуществления полномочий по согласованию.

Либо директор ФГУ НП «Лосиный остров» не представил на рассмотрение в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора заявочные и иные материалы, необходимые для осуществления полномочий по согласованию, поступившие от ООО ТК «Веста-СА» вх. от ДД.ММ.ГГГГ, либо, по какой-то иной причине, но процесс согласования по этой заявке не осуществлен до настоящего времени.

В отсутствие документов о согласовании от уполномоченных органов ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ "О согласовании вопросов социально-экономической деятельности «хозяйствующих субъектов, находящихся на территории национальных парков и их охранных зон", ООО «Веста-СА» повторно были предоставлены в ФГУ НП «Лосиный остров» все необходимые документы для подготовки соглашения о социально-экономической деятельности, что подтверждается - письмом от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой НП «Лосиный остров» о принятии вх. от ДД.ММ.ГГГГ

До настоящего времени ни по первому, ни по второму из писем документов о согласовании не поступало. Документы о согласовании деятельности ООО ТК «Веста-СА» в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» были переданы контролирующему органу с письмом от ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о получении ФИО1

В связи с этим, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении ООО ТК «Веста- СА» не могло быть привлечено к административной ответственности за нарушение режима охранной зоны национального парка, выразившееся в деятельности в охранной зоне НП «Лосиный остров» по адресу: <адрес>, без согласования с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, также и вследствие отсутствия события административного правонарушения (п.п.1 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ).

В судебном заседании представитель ООО ТК «ВЕСТА-СА» жалобу поддержал и просил удовлетворить по изложенным в ней основаниям, дополнив о том, что не отрицают того обстоятельства, что ООО ТК «Веста-СА осуществляет экономическую деятельность на территории, находящейся в охранной зоне национального парка «Лосиный остров», по адресу: <адрес>, и не имеют согласования с Минприроды России. Однако, Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению законодательство, а именно в ДД.ММ.ГГГГ годах обратилось в ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», с пакетом необходимых документов, чтобы получить соответствующее согласование, но о принятом решении им сообщено не было.

Представитель ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» считала жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, поскольку ООО ТК «ВЕСТА» правомерно привлечено к административной ответственности и ее представитель не отрицает факт того, что осуществляют экономическую деятельность в охранной зоне национального парка, не имея на то соответствующего согласования, что также подтверждается ответом заместителя директора ФГУ «Национальный парк «Лосиный остров» от ДД.ММ.ГГГГ

Свидетель ФИО1 суду пояснил о том, что ДД.ММ.ГГГГ, исполняя обязанности заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны вынес постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО ТК «ВЕСТА» по ст. 8.39 КоАП РФ. Проверка в отношении ООО ТК «ВЕСТА» была плановой и после проведения документарной проверки, была обследована территория на которой ведется экономическая деятельность Общества, расположенная в охранной зоне национального парка, при этом, было установлено, что согласования с Минприроды России на осуществление данной деятельности на данной территории Общество не имеет.

Рассмотрев жалобу, выслушав представителей ООО ТК «ВЕСТА», Национального парка «Лосиный остров», допросив свидетеля, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит, постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО1 законным и обоснованным, а жалобу законного представителя ООО ТК «ВЕСТА-СА» не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, установление наличия события административного правонарушения, виновности лица в совершении административного правонарушения и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения (статьи 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Как усматривается из материалов дела в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в 15 ч. 50 мин. по адресу: <адрес> было установлено, что ООО ТК «ВЕСТА-СА» являясь хозяйствующим субъектом, в нарушение требований ч. 4 ст. 15 названного выше Федерального закона осуществляет социально-экономическую деятельность в охранной зоне национального парка «Лосиный остров» без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Указанные обстоятельства и вина ООО ТК «ВЕСТА-СА» в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к акту проверки, схемой к акту проверки, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой документарной/ выездной проверки, протоколом о нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка «Лосиный остров» (в охранной зоне, на землях иных пользователей в границах парка) от ДД.ММ.ГГГГ, единым государственным реестром юридических лиц, Обращениями генерального директора ООО ТК «ВЕСТА-СА» к директору ФГУ НП «Лосиный остров» с просьбой согласовать работу цеха по производству продуктов питания, расположенного не территории национального парка от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации ООО ТК «ВЕСТА-СА», свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исследованные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем, являются допустимыми и принимаются судом за основу.

Доводы заявителя о том, что был нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности, поскольку они не были своевременно извещены о дне и времени рассмотрения дела, опровергаются имеющимися в деле повесткой от ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ протокола от ДД.ММ.ГГГГ, повесткой от ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ протокола от ДД.ММ.ГГГГ, повесткой от ДД.ММ.ГГГГ для составления протокола, почтовым реестром об отправке повестки от ДД.ММ.ГГГГ для составления протокола ДД.ММ.ГГГГ, реестром отслеживания регистрируемых почтовых отправлений с сайта Почты России о вручении ДД.ММ.ГГГГ повестки от ДД.ММ.ГГГГ для составления протокола ДД.ММ.ГГГГ, определение от ДД.ММ.ГГГГ об отложении рассмотрения дела I от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении до ДД.ММ.ГГГГ, реестром отслеживания операций регистрируемых почтовых отправлений с сайта Почты России.

Ссылки представителя ООО ТК «ВЕСТА-СА» на то, что распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, документарной /выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ подписан неуполномоченным на то лицом, являются несостоятельными, поскольку на момент вынесения распоряжения ст. государственный инспектор ФИО1 исполнял обязанности заместителя главного государственного инспектора, что подтверждается соответствующим приказом и должностной инструкцией.

Довод представителя ООО ТК «ВЕСТА-СА» о том, что Общество было привлечено к административной ответственности за пределами срока проверки, является необоснованным, поскольку срок проверки окончился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом проверки -ОИ, при этом исправление даты начала проверки не влияет на срок ее окончания, не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену обжалуемого постановления.

По настоящему делу объективная сторона вмененного административного правонарушения выразилась в осуществлении социально-экономической деятельности ООО ТК «ВЕСТА-СА» на территории национально парка «Лосиный остров» без согласования такой деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Данное обстоятельство представителем ООО ТК «ВЕСТА-СА» не оспаривается.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно: о принятии обществом надлежащих мер по согласованию социально-экономической деятельности на территории национального парка "Лосиный остров" с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, поскольку с данным вопросом они обращались к директору ФГУ НП «Лосиный остров» в ДД.ММ.ГГГГ годах, и согласование получено не было, а также непосредственно перед проверкой ДД.ММ.ГГГГ

Доводы представителя ООО ТК «ВЕСТА» о том, что они не обязаны обращаться за согласованием ежегодно, суд расценивает, как то, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась, однако, они ею не воспользовались, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ООО ТК «ВЕСТА» правомерно привлечено к административной ответственности и его действия по ст. 8.39 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Наказание за указанное правонарушение назначено в пределах санкции статьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 ч. 1 п. 1, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное и.о. заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны ФИО1 в отношении юридического лица ООО ТК «ВЕСТА-СА» оставить без изменения, а апелляционную жалобу законного представителя ООО «ВЕСТА-СА» ФИО5 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд М.О. в десятидневный срок с момента его оглашения.

Судья: