ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-149/20 от 12.08.2020 Волгодонской районного суда (Ростовская область)

дело

РЕШЕНИЕ

12 августа 2020 года <адрес>

<адрес>

Судья Волгодонского районного суда <адрес> Журба О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора <адрес> на определение мирового судьи судебного участка Волгодонского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении Закиевой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Определением мирового судьи судебного участка Волгодонского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дело об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении Закиевой К.А. было возвращено заместителю прокурора <адрес> Поркшеян М.Х. ввиду того, что дело не относиться к компетенции мирового судьи, а заместитель прокурора <адрес> Поркшеян М.Х. не относится к перечню лиц указанных в ч.1.1. ст.23.1 КоАП РФ.

Прокурором <адрес>, принесён протест, в котором, со ссылкой на ч.1 ст.28.4 КоАП РФ указано, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации. В силу п.1 ч.1 ст.22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 настоящего Кодекса: судьями (мировыми судьями). В абз.2, 4 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, перечислены условия, при которых, дела об административных правонарушениях, указанные в частях 1 и 2 названной статьи, рассматриваются судьями районных судов. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 упомянутой выше статьи, рассматриваются мировыми судьями. Подведомственность судьям дел об административных правонарушениях определена ст.23.1 КоАП РФ, не содержащей в себе предусмотренных ст.15.15.15 КоАП РФ дел. Вместе с тем, согласно ст.ст.23.7, 23.7.1 КоАП РФ, федеральный орган исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст.15.15.15 КоАП РФ, в пределах своих полномочий. В силу п.3 ст.265 Бюджетного кодекса РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций (органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований). Бюджетные полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля в отношении средств местных бюджетов установлены с учётом положений ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой объектами государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, являются финансовые органы (главные распорядители (распорядителя) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы РФ. Согласно письму Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). При этом, функции упразднённой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере были переданы Федеральному казначейству. На основании п.п.1,4,5.15(6) Положения о Федеральном казначействе, утв.постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О федеральном казначействе», Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органов исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распределителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности». Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы. В соответствии с п.4.4.1 Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях, утв.Приказом казначейства России от ДД.ММ.ГГГГ, дела, предусмотренные ст.23.7 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела в пределах полномочий, в порядке, установленном ст.29.7 КоАП РФ. В вину должностному лицу — главному бухгалтеру МБОУ СШ <адрес> Закиевой К.А. вменено административное правонарушение - нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, а именно, информации об изменениях, внесенных в план ФХД, с нарушением установленного срока в 5 рабочих дней. Выявленное нарушение приводит к нарушению установленного абз.3 ст.36 Бюджетного кодекса РФ принципа прозрачности (открытости), приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, в т.ч. участников образовательных отношений, на доступ к информации о деятельности образовательной организации. Таким образом, рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера МБОУ СШ <адрес> Закиевой К.А. к подведомственности Управления Федерального казначейства по <адрес> и Управления финансового контроля <адрес> не относится. Согласно п.1.2 р.1 Положения о министерстве финансов <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство финансов <адрес>, как орган исполнительной власти <адрес> осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений. В соответствии со ст.23.7.1 КоАП РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по надзору и контролю в финансовобюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст.15.15.15 КоАП РФ, в пределах своих полномочий. Согласно п.2.1 ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ, Министерство финансов <адрес> осуществляет государственный финансовых контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта РФ межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источников финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты. В этой связи, министерство финансов <адрес> не уполномочено на осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением порядка формирования муниципального задания. Таким образом, рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера МБОУ СШ <адрес> Закиевой К.А. к подведомственности министерства финансов <адрес> не относится. Кодексом РФ об административных правонарушениях не определен орган, которому были бы подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.15.15.15 КоАП РФ, касающихся местных бюджетов. Подобная неопределенность не должна влечь за собой рассмотрение дела об административном правонарушении органом, соответствующие полномочия которого законом исключены, в нарушение установленных ст.24.1 КоАП РФ положений. В силу ч.1 ст.22.3 КоАП РФ в случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи. Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие органа, в полномочия которого входило бы рассмотрение дел об административным правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 КоАП РФ, предметом которого являются средства муниципального бюджета, а также то, что санкция ст.15.15.15 КоАП РФ не предусматривает возможность назначения наказания для должностных лиц в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, возбужденное прокурором настоящее дело об административном правонарушении должно быть подведомственно мировому судье. По делу об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера МБОУ СШ <адрес> Закиевой К.А. административное расследование не проводилось, в связи с чем, дело об административном правонарушении не подведомственно районному суду, а подлежит рассмотрению мировым судьей по месту совершения административного правонарушения. Полагает, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, вынесено незаконное определение. Просит определение Мирового судьи судебного участка Волгодонского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении дела об административном правонарушении отменить, направить дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ в отношении Закиевой К.А., для рассмотрения мировому судье судебного участка Волгодонского судебного района <адрес>.

Ст.помощник прокурора г.Волгодонска Турченко М.А. в судебном заседании доводы протеста поддержала в полном объёме.

Закиева К.А. в судебном заседании оставила решение на усмотрение суда.

Исследовав доводы, изложенные в жалобе, выслушав старшего помощника прокурора г.Волгодонска, лицо, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении прихожу к следующему.

Согласно ст.29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки прокуратуры <адрес> исполнения требований федерального законодательства при направлении и расходовании бюджетных средств в рамках реализации нацпроекта «Образование» в МДОУ СШ №12, 19.03.2020 заместителем прокурора г.Волгодонска Поркшеян М.Х. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении главного бухгалтера МБОЙ СШ №12 Закиевой К.А.

ДД.ММ.ГГГГ данное дело об административном правонарушении было направлено для рассмотрения по существу мировому судье судебного участка .

Определением мирового судьи судебного участка Волгодонского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление зам.прокурора <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении со всеми материалами было передано по подведомственности в Министерство финансов <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ зам.губернатора <адрес> - министр финансов Л.В.Федотова возвращено дело об административном правонарушении и материалы мировому судьи судебного участка №7 Волгодонского судебного района Ростовской области, поскольку Министерство финансов Ростовской области как орган исполнительной власти Ростовской области осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений согласно п.1.2 р.1 Положения о министерстве финансов Ростовской области, утв.Постановлением Правительства РО от 24.11.2011 №172. Указано, что министерство финансов Ростовской области не уполномочено на осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением порядка формирования муниципального задания и на рассмотрение дел об административных правонарушениях связанных с формированием муниципального задания.

Опротестованным определением мирового судьи судебного участка №7 Волгодонского судебного района Ростовской области от 28.05.2020, дело об административном правонарушении, по ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении Закиевой К.А. возвращено заместителю прокурора г.Волгодонска Поркшеян М.Х.

В определении основанием к возвращению указан п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ.

Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы: о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

При этом, мировой судья в тексте определения указал на не подведомственность мировому судье данного спора и на то, что дело об административном правонарушении возбуждено лицом, не имеющим таких полномочий.

Указанные выводы мирового судьи противоречат нормам действующего законодательства.

Так, в соответствии с ч.1 ст.25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Согласно ч.1 ст.28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, частью 2 статьи 8.49, статьями 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, зам.прокурора <адрес> при возбуждении дела об административном правонарушении обладал полномочиями, предоставленными ему законодательством, действовал в соответствии с Приказ Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с указанием повода к возбуждению дела об административном правонарушении, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, не подменяя иные государственные органы.

Относительно вывода компетенции мирового судьи, учитываются положения ч.3 ст.166.1 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.23.7, 23.7.1 КоАП РФ, Постановлением Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ и приходит к следующему.

Министерство финансов <адрес> как орган исполнительной власти <адрес> осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений согласно пункту 1.2 раздела 1 Положения о министерстве финансов <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 23.7.1 КоАП РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, в пределах своих полномочий.

Министерство финансов <адрес>, в соответствии с п.2.1 ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты.

Министерство финансов <адрес> не уполномочено на осуществление внутреннего государственного финансового контроля за соблюдением порядка формирования муниципального задания и не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях связанные с нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

Таким образом, данное дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.15. КоАП РФ, в отношении Закиевой К.А. возбужденное зам.прокурора по факту нарушения порядка размещения изменений внесенных в план финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, в силу ч.1 ст.22.3 КоАП РФ, подлежит рассмотрению мировым судьей.

В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет два года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Поскольку при вынесении определения от 28.05.2020 по делу об административном правонарушении в отношении Закиевой К.А. мировым судьёй судебного участка №7 Волгодонского судебного района Ростовской области были существенно нарушены процессуальные требования, определение подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №7.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Определение по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка о возвращении заместителю прокурора города Волгодонска Поркшеян М.Х. дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении Закиевой К.А., - отменить, и возвратить дело об административном правонарушении, предусмотренного ст.15.15.15 КоАП РФ в отношении Закиевой К.А. на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №7 Волгодонского судебного района Ростовской области.