ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-149/20 от 29.01.2021 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-15/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

гп. Приобье 29 января 2021 года

Судья Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Юсуфов Ш.М.

в помещении Октябрьского районного суда по адресу: Октябрьский район, гп. Приобье, ул. Школьная, д.10, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «РН-Няганьнефтегаз» на постановление по делу об административном правонарушении от 08.09.2020 № 07-44/2020, и решение от 05.10.2020,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды ФИО1. по делу об административном правонарушении от 08.09.2020 № 07-44/2020, оставленным без изменения решением главного государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды от 05.10.2020, юридическое лицо АО «РН-Няганьнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

АО «РН-Няганьнефтегаз» с постановлением от 08.09.2020, и решением от 05.10.2020 не согласно, просит их отменить, мотивируя жалобу тем, что Обществу вменяется нарушение пункта 14 (абзац 1) «Правил санитарной безопасности в лесах», выразившееся в загрязнении леса нефтью. Фактически участок, по которому проложен трубопровод, является коридором коммуникаций, относится к землям промышленности, лес как самостоятельный объект охраны окружающей среды, на нем отсутствует. Объективная сторона вменяемого правонарушения в виде загрязнения непосредственно леса не доказана и не нашла своего подтверждения в материалах дела. Не учтены ряд смягчающих обстоятельств - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; - добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении.

В судебное заседание представитель либо защитники АО «РН-Няганьнефтегаз» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, оснований для признания их участия обязательным не имеется, в связи с чем, суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

На основании ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Загрязнение - поступление загрязняющих веществ в окружающую среду.

Данная статья не является бланкетной, и не содержит в своей конструкции ссылку на нарушения каких-либо правил. То есть объективную сторону данного состава административного правонарушения, образует сам факт загрязнения лесов либо иное негативное воздействие на них. Следовательно, причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом разлива нефти (нефтесодержащей жидкости).

Субъективная сторона данного состава административного правонарушения выражается как в форме умысла, так и неосторожности и причина возникновения аварии (инцидента) не влияет на квалификацию действий юридического лица.

Согласно статьям 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Как следует из ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Статья 5 Лесного Кодекса РФ предусматривает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как экологической системе или как о природном ресурсе. Согласно ст. 6 Лесного Кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых располагаются эти леса. В силу ч.1 ст.12 Лесного Кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а так же развития лесной промышленности. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Из положений ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Приложению № 1 к нему, следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Нефть и нефтепродукты в силу своих физико-химических свойств являются веществами, которые при попадании на объекты природной среды (вода, почва), вызывают их загрязнение. Их высокая токсичность является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой, в силу чего прямым последствием разлива нефтесодержащей жидкости на земли лесного фонда является порча земель и загрязнения лесов.

Согласно абз 1 пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, при использовании лесов не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Из материалов дела, подтвержденных соответствующими доказательствами, следует, что 11.06.2020 года в 08 часов 10 минут в ходе следования к маршруту патрулирования государственным инспектором ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды в квартале 185 выделе 34 Няганского урочища, Няганского участкового лесничества, Октябрьского территориального отдела – лесничества, в точках с географическими координатами: 61° 55' 9.21" СШ, 65° 59' 42.08" ВД, выявлено загрязнение нефтью территории земель лесного фонда, размещение нефти в открытых котлованах, с территории нефтепровода АО «РН-Няганьнефтегаз» «т.вр.к.107,109-т.вр.к.138», вблизи кранового узла «к.107-т.вр.к.107». Площадь земель лесного фонда подвергшегося загрязнению 0,069 га, о чем составлен акт мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах № 07-103/2020 от 11.06.2020. Как следует из акта расследования происшествия на внутрипромысловом нефтесборном трубопроводе от 13.05.2020 АО «РН-Няганьнефтегаз», отказ (разлив) обнаружен 11.05.2020, на нефтесборном трубопроводе «т.вр.к.107,109-т.вр.к.138,109». Порыв устранен с помощью установки бандажа, без остановки трубопровода. Величина давления в трубе в момент отказа 13 атм., рабочее давление 40 атм., ликвидация порыва длилась 1 час без остановки трубопровода. Прямые потери: объем разлитой жидкости 2,492 м3. Согласно форме сведений об аварии (инциденте) на трубопроводе от 11.05.2020, загрязнение участка имело место в результате розлива нефтесодержащей жидкости на нефтесборном трубопроводе, в том числе, и на участок лесного фонда. Схема нарушенного участка в районе т.вр.к. 107-109-т.вр.к.138,109, приложение к акту расследования происшествия от 13.05.2020 АО «РН-Няганьнефтегаз» и схемы составленной при осмотре участка от 11.06.2020 и 19.06.2020 фактически имеют одинаковый контур. Специалистом ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре проведен отбор проб почвы в месте нефтезагрязнения и фоновой пробы. В момент отбора на почве видны потеки нефти, ощущается запах нефти. Акты отбора проб почвы №№ 138-п, 139-п (л.д.12-23). Согласно лесотаксационных характеристик лесного участка, выписка из государственного лесного реестра №86/009/20/77 от 22.06.2020 года, квартал 185 выделе 34 Няганского участкового лесничества, Няганского урочища, Октябрьского территориального отдела – лесничества имеет общую площадь 5,8 га., состав лесонасаждений 50% ели, 20% кедра, 30 % березы и единичные деревья лиственницы, со смешанным подростом ели и березы. Обременение в квартале 185 выделе 34 Няганского урочища, Няганского участкового лесничества, АО «РН-Няганьнефтегаз» по договору аренды №0060/12-09-ДА от 05.07.2012, с целью осуществления геологического изучения недр, разведки и добыче полезных ископаемых. Договору аренды № 0058/14-09-ДА от 02.08.2016 с целю строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. (л.д.36-37). Согласно результатов лабораторных исследований проб почвы, Таблица №3 Заключения, оценка результатов анализа показала, что в пробе почвы, отобранной с загрязнённого участка (протокол КХА138-п) по сравнению с пробой, отобранной на условно не загрязненном участке (протокол КХА №139-п), наблюдается повышенное содержание нефтепродуктов в 15 раз. (л.д.47-55).

Все собранные по делу доказательства добыты в соответствии с законом, им дана надлежащая оценка, нет оснований не доверять им, они получили оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, вывод должностного лица о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.31 КоАП РФ, является правильным. Обстоятельства, на основании которых вынесено указанное постановление, доказаны.

Доводы о том, что Общество не использовало леса, трубопровод находится в коридоре коммуникаций, не состоятельны, поскольку в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов является видом использования лесов, кроме того, опровергается выпиской из государственного лесного реестра, согласно которому место инцидента относится к лесному фонду.

Доводы жалобы относительно невиновности, направлены на переоценку исследованных доказательств, противоречат материалам дела, не исключают и не опровергают установленную должностным лицом вину Общества, признаются несостоятельными.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приведенная правовая конструкция вины юридического лица предполагает, что хозяйствующий субъект, действуя в собственных интересах, имеет возможность самостоятельно определять приоритет своей деятельности, не исключая его выбор между максимизацией прибыли и соблюдением законодательства.

Доказательств, свидетельствующих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, либо, что невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, Общество не представило.

Действия Общества по ч.2 ст. 8.31 КоАП РФ квалифицированы верно, учтены все обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, постановление в данной части мотивированно, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Вместе с тем, должностным лицом не учтены имеющиеся по делу обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 3, 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, в этой части имеются основания согласиться с доводами заявителя, в частности: - добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении (сообщение об аварии (инциденте) на трубопроводе от 20.04.2020); - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах, с учетом наличия вышеуказанных смягчающих обстоятельств по данному делу, постановление и решение подлежат изменению путем учёта указанных смягчающих обстоятельств, при этом оснований для снижения назначенного назначения не имеется в виду назначения штрафа в минимальном размере.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены, иных оснований для отмены, либо изменения постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу АО «РН-Няганьнефтегаз» удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды от 08.09.2020 № 07-44/2020, и решение главного государственного инспектора ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды от 05.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.31 КоАП РФ в отношении юридического лица - АО «РН-Няганьнефтегаз» изменить, признать обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в соответствии с пунктами 3, 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ: - добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения.

В остальной части постановление от 08.09.2020 № 07-44/2020 и решение от 05.10.2020 оставить без изменения, жалобу АО «РН-Няганьнефтегаз» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с подачей жалобы через Октябрьский районный суд.

Судья Ш.М. Юсуфов