ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-149/2021 от 15.06.2021 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

Дело № 12-149/2021

38MS0099-01-2021-001359-67

РЕШЕНИЕ

г. Усть-Илимск

(ул. Братская, д. 55, каб. 114) 15 июня 2021 года

Судья Усть-Илимского городского суда Иркутской области Коржова ЮЮ,

рассмотрев жалобу старшего государственного налогового инспектора МИФНС России №9 по Иркутской области Бредихиной С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 99 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 6 мая 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.5 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «Север» Яковлева В.С. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 99 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 6 мая 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Север» Яковлева В.С. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Государственный налоговый инспектор МИФНС России №9 по Иркутской области Бредихина С.В. обратилась в суд с жалобой, в которой содержится просьба об отмене постановления мирового судьи, поскольку оно необоснованно и вынесено без учёта всех обстоятельств по делу, кроме того полагает, что мировым судьей применены нормы закона не имеющего отношения к рассматриваемому делу.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу о необходимости отмены вынесенного мировым судьёй постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.

Административная ответственность по ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. По общим правилам, предусмотренным абз. 1 п. 3 и п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом МИФНС №9 по Иркутской области в отношении Яковлева В.С. как генерального директора ООО "Север" составлен протокол №** об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному протоколу Яковлев В.С., являясь генеральным директором ООО "Север", нарушил установленный пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации срок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2020 года, представил налоговую декларацию в МИФНС №9 по Иркутской области 28 июля 2020 г.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установленная пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по представлению налогоплательщиком в налоговые органы по месту своего учета налоговой декларации должна быть исполнена в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора Яковлева ВС за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, мировой судья пришёл к выводу о том, что за 2 квартал предоставляется не налоговая декларация, а расчет авансового платежа по налогу за отчетный период, что не образует объективную сторону вмененного административного правонарушения.

Однако в нарушение требований статьей 24.1, 26.11 КоАП РФ данный вывод мировым судьёй ничем не мотивирован, был сделан без оценки всех доказательств, что не позволило всестороннее, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии со статьёй 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с требованиями статей 26.11, 29.10 КоАП РФ производимая судьей оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, а постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.

В нарушение указанных процессуальных требований КоАП РФ, мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не были выяснены все обстоятельства, необходимые для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

В данном случае мировой судья вынес постановление по делу об административном правонарушении без всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств, то есть допустил существенное нарушение процессуальных требований.

Кроме того, придя к выводу об отсутствии в действиях генерального директора ООО «Север» Яковлева В.С., состава административного правонарушения, мировым судьей допущены противоречия.

Так в описательно-мотивировочной части постановления имеются выводы судьи в части налогового и отчетного периодов, тогда как глава 21 НК РФ содержит только понятие «налоговый период» (ст. 163 НК РФ), кроме того отсутствуют суждения о том, действительно ли нарушен Яковлевым В.С. как генеральным директором ООО «Север» п.5 ст. 174 НК РФ.

Принимая во внимание, что при вынесении постановления мировой судья не выяснил юридически значимые для данного дела обстоятельства, своё решение не мотивировал, тем самым допустил существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, постановление подлежит отмене.

Поскольку срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не истек, то дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу старшего государственного налогового инспектора МИФНС России №9 по Иркутской области Бредихиной С.В., удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 99 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 6 мая 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Север» Яковлева В.С. отменить, а дело возвратить на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Ю.Ю. Коржова