Судья Сааринен И.А. | № 12-149/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
07.09.2022 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации",
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.07.2022 КРОО ПП "КПРФ" (далее также - Отделение партии) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500000 руб.
С постановлением не согласно Отделение партии, в поданной жалобе просит постановление отменить и прекратить производство по делу на основании п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Указывает, что постановление основано на предположении. Имеющиеся в деле доказательства не содержат конкретных имеющих отношение к делу сведений. Из них следует, что (...) 09.05.2022 лично поздравлял собравшихся граждан с праздником, к чему непричастно Отделение партии, и данное мероприятие митингом не являлось. Атрибутика КПРФ при этом не демонстрировалась. Критики в отношении действующей власти не высказывалось. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями с несоблюдением установленного срока и не вручен Отделению партии. Рапорты сотрудников полиции написаны одним человеком и под диктовку, содержат поддельные подписи, но не указывают на организацию митинга (...) Справка инспектора (...) не сопровождается соответствующим рапортом и видеозаписью с нагрудного видеорегистратора, при этом данный сотрудник полиции в суд не вызывался. Объяснений граждан к административному материалу не приложено. Допрошенные свидетели выходили из зала судебных заседаний, где имели возможность общаться с не допрошенными свидетели. Свидетель (...). не сообщил суду о том, что находится во враждебных отношениях (...) за попытку привлечь (...) к уголовной ответственности.
Заслушав первого секретаря комитета Отделения партии (...) защитников (...), поддержавших доводы жалобы, инспектора отдела ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску (...) составившего протокол об административном правонарушении, возражавшего против удовлетворения жалобы, допросив свидетелей (...) проверив дело, изучив материалы дела № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Отделения партии, прихожу к следующему.
В силу ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ совершенные повторно организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн. руб.
Согласно п.п. 1 и 3 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Закон) публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями. Митингом является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Частью 5 ст. 5 Закона по общему правилу установлен запрет на проведение публичного мероприятия, если организатор не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях").
Основанием привлечения Отделения партии к административной ответственности послужили те обстоятельства, что оно повторно, будучи подвергнутым административному наказанию по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.04.2021, вступившим в силу 07.07.2021, 09.05.2022 с 13.03 до 13.10 час. на пл. Ленина в (.....) в нарушение ст. 7 Закона провело публичное мероприятие в форме митинга без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия. Так, (...) с участием сторонников и членов Отделения партии в количестве не менее 20 чел. в месте массового скопления людей (участников массового мероприятия "Бессмертный полк") публично с использованием громкоговорителя выражал мнение по поводу актуальных проблем общественно-политического характера, критиковал действия органов государственной власти по отношению к деятельности ПП "КПРФ".
Указанные обстоятельства и вина Отделения партии подтверждаются протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ; рапортом о получении сообщения о происшествии; письмами администрации Петрозаводского городского округа и Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения об отсутствии согласованных уведомлений о проведении массовых мероприятий на территории Республики Карелия на период 07 по 10 мая 2022 г.; справкой инспектора ОИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску о хронологии проводимого митинга; видеозаписью собрания; рапортами сотрудников полиции об обстоятельствах проведения митинга; фотографиями публичного мероприятия; справкой о привлечении Отделения партии к административной ответственности; копией ранее вынесенного в отношении Отделения партии постановления о назначении административного наказания; рапортом по результатам осмотра электронного ресурса; сведениями о составе Отделения партии; отраженными в протоколе судебного заседания показаниями свидетелей (...) объяснениями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении; показаниями допрошенных при пересмотре постановления свидетелей (...)
Вопреки доводам жалобы, из приведенных доказательств усматривается, что Отделение партии в указанные в постановлении время и месте, где проводилось другое публичное мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы, организовало не согласованный митинг с иной тематикой, связанной со статусом ПП "КПРФ" как политической организации, и использованием как символики, относящейся к историческим событиям, так и символики ПП "КПРФ", а также громкоговорящих устройств. Несанкционированное мероприятие было пресечено действиями сотрудников полиции.
Постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.04.2021, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 07.07.2021 и постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2022, Отделение партии было подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Действительно, свидетель (...) не являлся очевидцем происшествия и участвовал лишь в оформлении административного материала, в связи с чем его показания имеют косвенное значение для дела. В то же время, вопреки доводам жалобы, отраженные в протоколе судебного заседания показания свидетеля (...) (л.д. 110, 111), наблюдавшего несанкционированное мероприятие и участвовавшего в его пресечении, обстоятельны и непротиворечивы, а также согласуются с показаниями свидетелей - сотрудников полиции (...) допрошенного при пересмотре постановления по ходатайству защиты. Данные свидетели поясняли, что представители Отделения партии с символикой ПП "КПРФ" и громкоусиливающим оборудованием при массовом скоплении граждан выступали перед гражданами на тему роли ПП "КПРФ" и отношения действующей власти к данной политической организации. С учетом представленных в дело доказательств позиция защиты о том, что выступление носило исключительно поздравительный характер и вызвано личной инициативой (...) как частного лица, заслуживает критической оценки.
Представленная видеозапись с поздравительным выступлением (...) является фрагментом массового мероприятия и не опровергает событие административного правонарушения.
С учетом изложенного оснований не согласиться с правомерностью привлечения Отделения партии к административной ответственности и с квалификацией содеянного не имеется.
Вместе с тем, с учетом обстоятельств дела и добровольного прекращения несанкционированного митинга по требованию сотрудников полиции по делу правомерно назначено наказание в соответствии с минимальной санкцией статьи.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, не допущено. Вопреки доводам жалобы копия протокола об административном правонарушении направлена по юридическому адресу Отделения партии на следующий день после его составления.
Предусмотренных КоАП РФ мер обеспечения производства по настоящему делу не применялось. Действия сотрудников полиции, связанные с пресечением правонарушения и документированием его обстоятельств, осуществлялись на основании ст. 12, 13 и 27 Федерального закона "О полиции", а также приказа МВД России от 29.08.2014 № 736.
Иные доводы жалобы также не опровергают вину организации в совершении административного правонарушения и обоснованность назначенного наказания.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в них доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.07.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Карельского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья | С.В. Щепалов |