ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-149/2023 от 20.10.2023 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-149/2023

УИД 29RS0010-01-2023-001329-13

РЕШЕНИЕ

20 октября 2023 года город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Михайлина Е.А., рассмотрев протест прокурора Ленского района Архангельской области Герасимова Д.В. на определение заместителя главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель, специалиста-эксперта межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Кондакова Н.А. от 06.09.2023 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

установил:

определением заместителя главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель, специалиста-эксперта межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Кондакова Н.А. от 06.09.2023 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Ананикяна А.А., в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Не согласившись с указанным определением, прокурор Ленского района Архангельской области Герасимов Д.В. обратился в суд с протестом об отмене определения, полагая его незаконным.

В судебном заседании помощник прокурора г. Коряжмы Жубрев Д.В. по поручению поддержал протест прокурора Ленского района Архангельской области в полном объеме.

Проверив дело, рассмотрев доводы протеста, выслушав помощника прокурора г. Коряжмы Жубрева Д.В., судья приходит к следующему.

Статья 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» муниципальный земельный контроль проводят уполномоченные органы местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основании положения о виде контроля, которое принимает представительный орган муниципального образования.

Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение тех требований земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 72 Кодекса).

Часть 5 ст. 10 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В материалах дела не имеется сведений о том, что Ананикян А.А. был проверен как лицо, имеющее статус Индивидуального предпринимателя. Статус Ананикяна А.А. как индивидуального предпринимателя на момент проведения проверки прекращен. В связи с чем, суд приходит к выводу, что он был проверен как физическое лицо и нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на проведение проверки в отношении него не распространяются.

Вместе с тем, постановлением Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 на территории РФ установлен мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.

Согласно данного постановления плановые проверки, в том числе, земельного контроля, в 2023 году не проводятся, а внеплановые проверки земельного законодательства могут быть проведены только при: непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства; непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера; выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований. Проведение внеплановых проверок во всех случаях согласовывается с органами прокуратуры (п.п. «а» п. 3 постановления).

Без согласования с органами прокуратуры возможно проведение проверок: по поручению Президента Российской Федерации; по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления; по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств) (п.п. «б» п. 3 постановления).

С извещением органов прокуратуры могут проводиться проверки в отношении некоммерческих организаций по основаниям, установленным подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также религиозных организаций по основанию, установленному абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п.п. «в» п. 3 постановления).

Согласно п. 1 Письма Министерства экономического развития РФ № Д24и-8436 от 24.03.2022 года «О Разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году», положениями Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 года установлены особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Указанные особенности применяются при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются в том числе на осуществление контрольной (надзорной) деятельности в отношении физических лиц (абз. 2 п. 1 постановления № 336 от 24.03.2022 года).

Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка (ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование (ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

В соответствии с п. 7(2) постановлением Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 года, выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

С учетом указанных положений закона, проведенного мероприятия осмотр и выдачи по результатам проведенной проверки предписания, суд приходит к выводу, что муниципальным органом проведена проверка при взаимодействии с контролируемым лицом. Проверки при взаимодействии с контролируемым лицом, в том числе в отношении физических лиц, должны быть согласованы с органами прокуратуры.

Следовательно, внеплановая проверка муниципального земельного контроля в отношении Ананикяна А.А. подлежала согласованию с органами прокуратуры.

Так, прокуратурой Ленского района в ходе рассмотрения поступившего из органов полиции отказного материала установлено, что Ананикян А.А., зарегистрированный по адресу: <адрес>, фактически проживающий по адресу: <адрес>, использует земельный участок с кадастровым номером , не в соответствии с целевым назначением, что свидетельствует о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ. Главе МО «Ленский муниципальный район» предложено в установленный законом срок провести в отношении Ананикяна А.А. проверку соблюдения требований земельного законодательства в рамках муниципального земельного контроля.

Главой МО «Ленского муниципального района» 24.08.2023 года принято решение о проведении выездной проверки , о чем уведомлен Ананикян А.А.

По результатам проверки администрация МО «Ленский муниципальный район» составлен акт выездной (внеплановой) проверки от 29.08.2023 соблюдения земельного законодательства в отношении Ананикяна А.А., который направлен в межмуниципальный отдел по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Управления Росреестра по Архангельской области и НАО для рассмотрения.

Заместителем главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель, специалистом-экспертом межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Кондаковым Н.А. от 06.09.2023 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

При этом в постановлении указано, что основанием для проведения выездной проверки послужило уведомление (требование) прокуратуры Ленского района от 10.08.2023 , однако уведомление (требование) приложенное к материалам проверки не соответствует перечню и требованиям, указанным в приказе Генеральной прокуратуры от 02.06.2021 и не согласовано с органами прокуратуры.

В материалах дела отсутствуют сведения о согласовании внеплановой проверки муниципального земельного контроля с органами прокуратуры. Требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям в порядке, установленном законодательством РФ не выносилось.

В силу ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Из анализа указанных норм следует, что если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 названного Кодекса обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, по сообщению, заявлению физического или юридического лица выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.09.2023, вынесенное заместителем главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель, специалистом-экспертом межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Кондаковым Н.А. законно, обоснованно и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 30.6 и пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

протест прокурора Ленского района Архангельской области Герасимова Д.В. оставить без удовлетворения, определение заместителя главного государственного инспектора в г. Коряжме, Вилегодском и Ленском районах Архангельской области по использованию и охране земель, специалиста-эксперта межмуниципального отдела по г. Коряжме, Вилегодскому и Ленскому районам Кондакова Н.А. от 06.09.2023 без изменения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или его получения.

Судья Е.А. Михайлина