ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/18 от 10.08.2018 Лермонтовского городского суда (Ставропольский край)

Дело №12-14/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2018 г. г. Лермонтов

Судья Лермонтовского городского суда Ставропольского края Самарина Т.В.

при секретаре Коньяковой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова (далее ОАО «ГМЗ») на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее Департамент Росприроднадзора)– старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 ОАО «ГМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес ОАО «ГМЗ» Департаментом Росприроднадзора внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №18-438/П/1-092/4 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

ОАО «ГМЗ» обратилось в суд с жалобой и просит отменить постановление и представление, сославшись на то, что ОАО «ГМЗ» не превысило нормативов образования отхода - лампы ртутные. Лимиты на размещение данного вида отхода-лампы ртутные не выдаются, так как они входят в Перечень отходов запрещенных к захоронению (размещению) в соответствие с Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты захоронение которых запрещается». ОАО «ГМЗ» не могло превысить несуществующий лимит на размещение отхода - лампы ртутные, так как не осуществляет размещение данного отхода в объектах размещения отходов, а в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Федеральный закон №89-ФЗ определяет предельный срок накопления отходов в понятии «накопление отходов», но норм прямо запрещающих накопление отходов свыше 11 месяцев, не устанавливает. Законодательно установлено, что за период накопления до 11 месяцев предприятие не вносит плату за НВОС. Следовательно, за период накопления свыше 11 месяцев предприятие должно вносить плату за НВОС с повышающим коэффициентом, что и было осуществлено предприятием (отражено в Декларации за 2017 год). Накопление отходов с превышением предельного срока накопления не может автоматически превратить процесс накопления в процесс размещения, если отходы не находятся в этот момент в объекте размещения отходов, к которым в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов. В процессе проверки зафиксировано, что данные отходы накоплены в специально предназначенном для накопления месте -отдельно стоящем, хорошо вентилируемом помещении, в соответствие с действующими требованиями, что не наносит вреда окружающей природной среде. Размещение отходов не осуществляется в местах, предназначенных для накопления отходов. Считает, что в действиях ОАО «ГМЗ» отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ,

Врио генерального директора ОАО «ГМЗ» ФИО2, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление, в котором просит рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представитель Департамента Росприроднадзора по доверенности ФИО3, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Представитель Департамента Росприроднадзора по доверенности ФИО4, надлежаще, под роспись, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, что не препятствует рассмотрению дела в её отсутствие, представив возражения относительно жалобы, указав, что ОАО «ГМЗ» ссылается, что предприятие не превысило нормативов, а также не превысило несуществующий норматив и лимит образования отходов. Данный норматив содержится в документе , что подтверждает его существование, однако в отходах, размещаемых на эксплуатируемых объектах размещения отходов не указаны (стоит цифра 0). В соответствие с отчетом №2-ТП (отходы) за 2017 г. и Журналам учета отходов за 2017 г. в ОАО «ГМЗ» на начало отчетного периода (на начало 2017 г.) находилось 0,06 тонн данного вида отхода, во 2 и 3 кварталах 2017 г. образовалось 0,09 тонн отхода. По состоянию на конец 2017 г. в ОАО «ГМЗ» находилось 0,15 тонн отхода (из них: 0,06 тонн - размещение (хранение сроком свыше 11 месяцев), 0,09 тонн - накопление (до 11 месяцев). В течение 2017 г. и 2018 г. передача отхода сторонним организациям не осуществлялась. ОАО «ГМЗ» Департаментом Росприроднадзора лимиты на размещение отхода 1 класса опасности - лампы ртутные не установлены. В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. В соответствии со ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления, а также лимиты на их размещение, являясь одним из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Следовательно, ОАО «ГМЗ» при осуществлении хозяйственной деятельности, в результате размещения отхода 1 класса опасности - лампы ртутные, не выполнены обязанности по соблюдению установленных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что подтверждается отчетом № 2-ТП (отходы) за 2017 г., данными учета в области обращения с отходами за 2017 г. Декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 г. и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ- плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления за 2017 г.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, с учетом возражений Департамента Росприроднадзора считаю, что жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

В соответствие с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Как видно из дела об административном правонарушении, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения.

В результате плановой выездной проверки Департаментом Росприроднадзора выявлено, что ОАО «ГМЗ» при осуществлении хозяйственной деятельности на своей территории размещен отход 1 класса опасности - лампы ртутные, не выполнены обязанности по соблюдению установленных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в действиях ОАО «ГМЗ» содержатся признаки административного правонарушения. предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности– старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 ОАО «ГМЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес ОАО «ГМЗ» Департаментом Росприроднадзора внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ/П/1-092/4 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.

В силу положений ст.30.6 КоАП РФ проверка законности и обоснованности вынесенного постановления производится на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствие со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч.1 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.

В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, являясь одним из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.9 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.1 укзанного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

Таким образом, накопление отходов на срок свыше 11 месяцев является хранением отходов. Хранение, захоронение отходов является видом размещения отходов. Размещение отходов допускается на объектах размещения отходов.

В силу ст.1 указанного Федерального закона объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. 
В силу требований ч.ч.6,7 ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Как установлено в судебном заседании, в нарушение требований ст.22 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ОАО «ГМЗ» при осуществлении хозяйственной деятельности на совей территории размещен отход 1 класса опасности - лампы ртутные, то есть, не выполнены обязанности по соблюдению установленных и утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствие с Отчетом № 2-ТП (отходы) за 2017 г. и Журналом учета отходов за 2017 г. в ОАО «ГМЗ» на начало отчетного периода (на начало 2017 г.) находилось 0,06 тонн данного вида отхода, во 2 и 3 кварталах 2017 г. образовалось 0,09 тонн отхода.

По состоянию на конец 2017 г. в Обществе находилось 0,15 тонн отхода (из них: 0,06 тонн - размещение (хранение сроком свыше 11 месяцев), 0,09 тонн - накопление (до 11 месяцев).

При этом, ОАО «ГМЗ» утвержден годовой норматив образования отхода лампы ртутные, что подтверждается документом -О «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения, утвержденным приказом Департамента Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах достоверно установлено, что ОАО «ГМЗ» при осуществлении хозяйственной деятельности на своей территории размещен отход 1 класса опасности - лампы ртутные, чем ОАО «ГМЗ» г.Лермонтова совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ.

В связи с чем, вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью материалов административного дела, в действиях ОАО «ГМЗ» г.Лермонтова содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Материалы административного дела оформлены уполномоченным должностным лицом, нарушений, влекущих признание документов недопустимыми доказательствами, не установлено. Действия юридического лица, совершившего административное правонарушение, квалифицированы верно.

В соответствие с п.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Таким образом, юридическое лицо ОАО «ГМЗ» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2. КоАП РФ.

Выводы о виновности юридического лица ОАО «ГМЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ, основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, данные доказательства образуют совокупность, достаточную для вывода о виновности ОАО «ГМЗ».

Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2. КоАП РФ.

В связи с чем, жалоба ОАО «ГМЗ» удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6. - 30.10. КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела экологического надзора, надзора за земельными ресурсами и разрешительной деятельности Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2. КоАП РФ, в отношении ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова, представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения – оставить без изменения, а жалобу ОАО «Гидрометаллургический завод» г.Лермонтова - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения, через Лермонтовский городской суд.

Судья Т.В.Самарина