Дело № 12-14/2018
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Белый Яр 24 октября 2018 года
Судья Верхнекетского районного суда Томской области Хаматнурова О.В., с участием лица, привлеченного к административной ответственности, директора МУП «Верхнекетский водоканал» Бучко В.С., заместителя прокурора Верхнекетского района Томской области Кузьмина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Верхнекетский водоканал» Бучко В.С. на постановление начальника Департамента тарифного регулирования Томской области № 22/18 от 09.06.2018 года по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. начальника Департамента тарифного регулирования Томской области (далее – Департамент) от 07.06.2018 года директор муниципального унитарного предприятия «Верхнекетский водоканал» Бучко Владимир Степанович (далее – Бучко В.С.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей. Правонарушение выразилось в предъявлении 15.05.2018 года в р.п. Белый яр Верхнекетского района к оплате потребителю платы за холодное водоснабжение и водоотведение при отсутствии тарифов, утвержденных в установленном порядке.
Не согласившись с постановлением и.о. начальника Департамента, Бучко В.С. подал жалобу, в которой указал, что с вынесенным постановлением не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Учредителем муниципального унитарного предприятия «Верхнекетский водоканал» является Управление по распоряжению муниципальным имуществом и землей Верхнекетского района Томской области. Согласно Устава МУП «Верхнекетский водоканал» предприятие является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли. В качестве основного вида деятельности предприятие оказывает услуги водоснабжения (забор, очистка и распределение воды) и водоотведение (сбор и обработка сточных вод), и создано учредителем для осуществления функций по оказанию коммунальных услуг и иной коммерческой деятельности, частично финансируемых из средств местного бюджета в рамках государственных и (или) муниципальных программ. 12.03.2018 года он назначен на должность директора предприятия. 16 марта 2018 года МУП «Верхнекетский водоканал» был поставлен на учет в налоговых и статистических органах. 01 апреля 2018 года предприятие приступило к своей деятельности. Основными видами деятельности предприятия являются оказание услуг для предприятий, учреждений, организаций и населения районного центра р.п. Белый Яр, п. Клюквинка и п. Ягодное по водоснабжению и водоотведению. 20.04.2018 года предприятием подготовлены и направлены документы в Департамент по тарифному регулированию для утверждения тарифов. Предыдущая организация, оказывающая вышеуказанные услуги - ООО «Деметра», в настоящее время прекратила оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, находится в стадии ликвидации. МУП «Верхнекетский водоканал» не является правопреемником ООО «Деметра». На период установления тарифов предприятие продолжало оказывать услуги по водоснабжению и водоотведению для продолжения функционирования предприятий. Однако настоящая деятельность предприятия противоречит положениям законодательства, которое запрещает оказывать услуги без установленных для предприятия тарифов. Данные действия подпадают под признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Предприятие обращалось с письмом в Департамент тарифного регулирования Томской области с просьбой дать разъяснения по каким тарифам осуществлять свою деятельность, на что получен ответ, что предприятие сможет применять при расчетах лишь тарифы после их утверждения в установленном законом порядке. Возможность применения иных тарифов до утверждения в предусмотренном законодательством порядке действующими нормами не предусмотрено. С момента начала работы предприятия, потребители коммунальных услуг обращаются с просьбой принять платежи за оказанные услуги и заключить договор на оказание услуг водоснабжения и водоотведения. У предприятия нет иного финансирования, как только за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению. Финансирование предприятия из средств местного бюджета в рамках государственных и (или) муниципальных программ не осуществляется в связи с тем, что предприятие вновь образовано и в программы местного бюджета не было заложено финансирование, а в рамках государственных программ по этой причине не были поданы заявки. Таким образом, финансирование предприятия возможно только за счет сбора платежей за оказанные услуги от физических лиц, поскольку предприятия без договоров об оказании услуг вносить платежи не могут. В предприятии работает 37 человек, заработная плата не выплачивалась из-за отсутствия финансирования. Накопились долги по налогам, поставке электроэнергии, произошло 12 аварий на водотрассах и канализационных сетях. 18 июня 2018 года приказом Департамента тарифного регулирования Томской области МУП «Верхнекетский водоканал» установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение. Размер тарифов остался в той же сумме, что и у прежней организации. Абоненты предприятия, которые осуществляли платежи за услуги водоснабжения и водоотведения до установления тарифов, не понесли какие-либо убытки или финансовые потери. Полагает, что при таких обстоятельствах, предъявление к оплате потребителю платы за холодное водоснабжение и водоотведение при отсутствии тарифов, утвержденных в установленном законом порядке, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, а также является малозначительным и не представляет общественной опасности. Полагает, что административное производство следует прекратить за отсутствием события и состава административного правонарушения.
В судебном заседании Бучко В.С. доводы жалобы поддержал частично, суду пояснил, что свою вину в совершении административного правонарушения он признает, однако полагает, что назначенное наказание не соответствует принципу справедливости, с учетом обстоятельств его совершения, просит размер штрафа снизить либо признать правонарушение малозначительным.
Извещенный о дате и времени судебного заседания начальник Департамента тарифного регулирования Томской области в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил.
Заслушав директора МУП «Верхнекетский водоканал» Бучко В.С., мнение заместителя прокурора Верхнекетского района Кузьмина А.Н., полагавшего жалобу оставить без удовлетворения, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Положения п. 8 ч.2, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ устанавливают, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. ст. 2.1, 24.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет административную ответственность.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП РФ).
Частью 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
На территории Томской области данными полномочиями наделен Департамент тарифного регулирования Томской области (Постановление Губернатора Томской области от31.10.2012 № 145 Об утверждении положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области).
Порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определяется Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406.
В соответствии с пунктами 12, 14 названных Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила).
Согласно требованиям Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы на услуги холодного водоснабжения и водоотведения в обязательном порядке подлежат государственному регулированию.
Согласно пункта 8 Правил тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой (далее - Регламент). Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (пункт 3 Регламента).
Решение об установлении тарифов на очередной период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также решение об установлении тарифов на осуществляемые регулируемыми организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении тарифов, сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 19 Правил.
Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме.
Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 Правил регулирования, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования (пункты 18-19 Регламента).
МУП «Верхнекетский водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области, ОГРН №, ИНН №, юридический адрес: 636500, ул. Космонавтов, д. 8 стр. 1, Верхнекетский район, Томская область.
Директором МУП «Верхнекетский водоканал», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является Бучко Владимир Степанович.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и не оспаривается лицом, подавшим жалобу, МУП «Верхнекетский водоканал» осуществляет на территории муниципального образования «Верхнекетский район» деятельность в сфере водоснабжения (забор, очистка и распределение воды) и водоотведению (сбор и обработка сточных вод), что подтверждается Уставом МУП «Верхнекетский водоканал», утвержденным Распоряжением Управления по распоряжению муниципальным имуществом и землей Администрации Верхнекетского района 12.03.2018 года (раздел II Устава).
Прокуратурой Верхнекетского района Томской области в период с 16.04.2018 года по 18.05.2018 года проведена проверка в отношении МУП «Верхнекетский водоканал» по факту предоставления населению коммунальных услуг в сфере водоснабжения и водоотведения без утвержденных тарифов.
Основанием для проведения проверки явилось указание прокурора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об усилении прокурорского надзора в жилищно-коммунальной сфере.
В ходе проверки в деятельности МУП «Верхнекетский водоканал» за период с 03.05.2018 г. по 18.05.2018 г. выявлены нарушения при осуществлении регулируемого вида деятельности - водоснабжения и водоотведения. В частности установлено, что предприятием заключаются договоры о водоснабжении и водоотведении по тарифам, не установленным в предусмотренном законом порядке, что подтверждается информацией, представленной МУП «Верхнекетский водоканал» от 18.05.2018 исх. №, копиями квитанций строгой отчетности серии УП №, №, подтверждающих взимание платы за предоставленные услуги, в том числе 3,11, 15 мая 2018 года.
В сообщении директора МУП «Верхнекетский водоканал» от 18.05.2018 года в адрес прокурора Верхнекетского района указано, что с 03.05.2018 года добросовестным потребителям коммунальных услуг МУП «Верхнекетский водоканал» было предложено заключить договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению. При этом было принято решение применить тарифы ООО «Деметра», так как ожидаемые от Департамента тарифного регулирования Томской области тарифы для МУП «Верхнекетский водоканал» должны быть одинаковыми. Населению также в качестве альтернативы предлагается произвести оплату коммунальных услуг после утверждения тарифов для МУП «Верхнекетский водоканал». Решение заключить договор на оказание коммунальных услуг принималось гражданами самостоятельно, и по их личному волеизъявлению.
По информации, представленной из Департамента от 23.04.2018 исх. №, от 18.05.2018 исх. № тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2018, 2019 годы для МУП «Верхнекетский водоканал» по состоянию на 18.05.2018 г. не утверждены.
Таким образом, предъявляя к оплате услуг по водоснабжению и водоотведению стоимость одного кубического метра воды по цене, не установленной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования, директор МУП «Верхнекетский водоканал» допустил нарушение, выразившееся в неисполнении установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" порядка установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МУП «Верхнекетский водоканал» Бучко В.С., к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Более того, при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал директор МУП «Верхнекетский водоканал» Бучко В.С., который пояснил, что с нарушением согласен, обязуется осуществлять должный и своевременный контроль за деятельностью МУП «Верхнекетский водоканал».
На основании имеющихся доказательств должностным лицом Департамента тарифного регулирования Томской области обоснованно установлено наличие в действиях директора МУП «Верхнекетский водоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Проверив доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, прихожу к следующим выводам.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда, так как малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснениями, изложенными в абз. 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
Состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ является формальным, т.к. законодатель, используя данную правовую конструкцию нормы, при которой ответственность наступает вне зависимости от наступления вредных последствий, учитывал особый характер правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов.
Характер совершенного Бучко В.С. правонарушения не свидетельствует о его исключительности, позволяющей сделать вывод о возможности применения малозначительности.
Между тем, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, в условиях невозможности прерывания или прекращения оказания услуг населению, должностным лицом Департамента при назначении наказания Бучко В.С. справедливо применены нормы статей 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере ниже минимального, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для должностных лиц.
Наказание назначено в соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления не установлено. Назначение наказания в размере ниже установленного, законом не предусмотрено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление и.о. начальника Департамента тарифного регулирования Томской области № 22/18 от 09.06.2018 года по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора МУП «Верхнекетский водоканал» Бучко В.С. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) О.В. Хаматнурова
На момент размещения не вступило в законную силу.