ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/19 от 22.01.2019 Пушкинского городского суда (Московская область)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

<дата> г. Пушкино, МО

Судья Пушкинского городского суда Московской области Курлаева И.В., с участием защитника администрации Пушкинского муниципального района Московской области – представителя по доверенности Чистяковой О.А., рассмотрев жалобу администрации Пушкинского муниципального района Московской области на постановление заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Московской области Елисеева А.А. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Московской области Елисеева А.А. от <дата> администрация Пушкинского муниципального района Московской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том, что администрацией Пушкинского муниципального района Московской области самовольно заняты и используются земельный участок площадью 36 308 кв.м с кадастровым номером , а также часть земельного участка с кадастровым номером из состава земель лесного фонда, расположенные по адресу: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино; для размещения захоронений, в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.

Администрация Пушкинского муниципального района Московской области обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, ставя вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что не является субъектом административного правонарушения, в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что именно заявителем осуществлялась деятельность по погребению. Также заявитель указал, что осмотр земельных участков произведен с нарушением положений ст. 27.8 КоАП РФ.

Законный представитель администрации Пушкинского муниципального района Московской области в суд не явился, дело рассмотрено с участием защитника – представителя по доверенности Чистяковой О.А., поддержавшей доводы жалобы.

Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы администрации Пушкинского муниципального района Московской, нахожу постановление заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Московской области Елисеева А.А. от <дата> подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа, в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из акта административного обследования объекта земельных отношений от <дата> следует, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями земельного законодательства, границы земельного участка установлены, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – ритуальная деятельность, сведения о зарегистрированных правах в установленном порядке в ЕГРН отсутствуют. При визуальном осмотре земельного участка установлено, что он не огорожен, доступ на него не ограничен, на территории земельного участка располагается кладбище. По результатам обмера установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером не соответствует сведениям о границах данного земельного участка, содержащимся в ЕГРН. Лицами, использующими данный земельный участок, используется также часть земельного участка с кадастровым номером , являющегося землями лесного фонда, для размещения захоронений.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок площадью 36 308 кв.м, с кадастровым номером , с местоположением: Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – ритуальная деятельность.

Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 137-ФЗ) предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В силу пункта 1 статья 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003гожа № 131-ФЗ 2Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно статье 4 Федерального закона от <дата> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 16 Федерального закона № 8-ФЗ, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Таким образом, исходя из системного толкования пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №137-ФЗ, пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ, Федерального закона № 8-ФЗ, земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона.

Таким образом, земельный участок площадью 36 308 кв.м, с кадастровым номером , занятый общественным кладбищем, находится в муниципальной собственности, в связи в действиях администрации Пушкинского муниципального района Московской области отсутствует самовольное занятие указанного земельного участка.

Отсутствие регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок не свидетельствует о наличии в действиях администрации Пушкинского муниципального района Московской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, поскольку в соответствии с положениями ст. 55 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен заявительный характер регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности на указанный земельный участок не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 8-ФЗ 1. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

2. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от <дата>-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Московской области» специализированная служба по вопросам похоронного дела - организация, создаваемая органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) в целях оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе;

уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела - уполномоченный орган местного самоуправления или уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела.

Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от <дата> создано МКУ «Потребительские услуги», целью которого является выполнение функций для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений Пушкинского муниципального района Московской области.

Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> МКУ «Потребительские услуги» наделено функциями уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на территории Пушкинского муниципального района.

Согласно Главе 11 Положения о порядке организации погребения и похоронного дела на территории Пушкинского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от <дата>, 1. Уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела в своей деятельности предусматривает выполнение следующих задач: разработка муниципальных правовых актов в сфере погребения и похоронной деятельности; организация ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории Пушкинского муниципального района; контроль за деятельностью организаций, осуществляющих свою работу на рынке погребения и похоронного дела в Пушкинском муниципальном районе; подготовка заявок для проведения конкурсов по вопросам погребения и похоронного дела.

2. Для реализации указанных целей и задач уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела: оказывает содействие в исполнении волеизъявления умершего о погребении; готовит предложения по установлению размеров мест для одиночных, родственных, почетных, воинских захоронений; устанавливает правила содержания и посещения кладбищ; ведет учет всех кладбищ Пушкинского муниципального района в установленном им порядке; ведет учет всех захоронений на территории кладбищ Пушкинского муниципального района, проводит их инвентаризацию не реже одного раза в три года; устанавливает порядок проведения инвентаризации захоронений с соблюдением требований законодательства РФ и закона Московской области; предоставляет на безвозмездной основе места для одиночных захоронений специализированной службе в установленном порядке; предоставляет на безвозмездной основе места для родственных захоронений, выдает удостоверения о родственных захоронениях в установленном порядке; утверждает перечень общественных и военных мемориальных кладбищ, на территории которых возможно предоставление мест для семейных (родовых) захоронений; принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении места для семейного (родового) захоронения, формирует и ведет реестр семейных (родовых) захоронений; обеспечивает учет и хранение документов, предоставленных для получения места для семейного (родового) захоронения; оформляет и выдает удостоверение о семейном (родовом) захоронении; принимает решение о выделении обособленных земельных участков (зон) для почетных захоронений на территории общественных кладбищ; предоставляет на безвозмездной основе места для почетных и воинских захоронений и выдает удостоверения о почетных и воинских захоронениях; отводит места на территории кладбищ для торговли цветами, материалами для благоустройства мест захоронений; регистрирует и перерегистрирует на безвозмездной основе все захоронения, произведенные на территории кладбищ Пушкинского муниципального района, в книге регистрации захоронений; обеспечивает передачу на постоянное хранение в муниципальный архив книг регистрации захоронений в порядке, установленном уполномоченным органом Московской области в сфере погребения и похоронного дела; устанавливает ограничения по высоте надмогильных сооружений (надгробий), осуществляет постоянное хранение книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий); регистрирует на безвозмездной основе установку и замену надмогильных сооружений; разрабатывает предложения по определению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению; осуществляет подготовку предложений по приостановлению или прекращению деятельности на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований, а также по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека; проводит обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений; в случае обнаружения старых военных и ранее неизвестных захоронений обозначает и регистрирует места захоронений; разрабатывает предложения по строительству новых, расширению, закрытию или переносу действующих кладбищ; участвует в мероприятиях по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории Пушкинского муниципального района; осуществляет контроль за использованием кладбищ и иных объектов похоронного назначения, находящихся на территории Пушкинского муниципального района, исключительно по целевому назначению; рассматривает в пределах своих полномочий обращения граждан.

Указанным Положением предусмотрено: 1. Места погребения (кладбища), расположенные на территории Пушкинского муниципального района, являются муниципальной собственностью.

2. Земельные участки, на которых расположены кладбища, относятся к землям общего пользования.

3. Кладбища могут быть переданы в установленном порядке на основании договора в хозяйственное ведение, оперативное управление или аренду хозяйствующим субъектам с возложением на них обязанностей по содержанию, эксплуатации, благоустройству, реконструкции и ремонту кладбищ и сооружений на них (далее - обслуживание кладбищ).

4. При неисполнении или ненадлежащем исполнении организацией обязанностей по обслуживанию кладбищ орган местного самоуправления вправе расторгнуть или приостановить действие муниципального контракта (договора) на право обслуживания соответствующих кладбищ в порядке, установленном действующим законодательством.

5. Основанием для расторжения муниципального контракта (договора) на право обслуживания соответствующих кладбищ является неоднократное невыполнение обязанностей по контракту (договору) либо иное нарушение законодательства в сфере погребения и похоронного дела и настоящего Положения.

Полномочия администрации по организации погребения и похоронного дела на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что именно заявителем осуществлялась деятельность по погребению на части земельного участка с кадастровым номером из состава земель лесного фонда.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что в действиях администрации Пушкинского муниципального района Московской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Московской области Елисеева А.А. от <дата> нельзя признать законным, оно подлежит отмене.

Пунктом 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Московской области Елисеева А.А. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Пушкинского муниципального района Московской области – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: