№ 12-14/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения протеста прокурора
на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
село Омутинское 23 апреля 2019 года
Омутинский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Меркушевой М.Н.
при секретаре судебного заседания Поповой И.Ф.
с участием: прокурора Омутинского района Тюменской области Антушева С.Ф., представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, отношении главы администрации Омутинского муниципального района ФИО2, по протесту прокурора на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17.01.2019 года № А18/539-7.32.5-03 о прекращении производства по делу № А18/539-7.32.5 об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
17.12.2018 года прокурором Омутинского района Тюменской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации Омутинского муниципального района Тюменской области ФИО2 Согласно указанному постановлению, главе Омутинского муниципального района вменено в вину нарушение сроков оплаты муниципальных контрактов, заключенных с ООО «ПРОМГИДРОСТРОЙ».
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области ФИО3 вынесено постановление № А18/539-7.32.5-03 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации Омутинского муниципального района Тюменской области ФИО2 по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении, прокурор Омутинского района Тюменской области принес протест на это постановление, в котором указал, что не согласен с постановлением по следующим основаниям. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что нарушение ч.13 ст. 34, ч.8 ст. 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, выразившееся в несвоевременном осуществлении оплаты по муниципальному контракту от 21.12.2017 года, заключенному между администрацией Омутинского муниципального района и ООО «ПРОМГИДРОСТРОЙ» на подрядные работы, комплектацию материалами и оборудованием по ремонту комплекса ГТС на р. Краснояр и в д. Красноярской Омутинского района допущены в связи с несвоевременным получением субсидии из бюджета Тюменской области в рамках соглашения от 27.09.2017 года «О предоставлении субсидий местным бюджетам», заключенного между Департаментом недропользования и экологии Тюменской области и администрацией в лице главы района ФИО2, действующего на основании устава, который является должностным лицом заказчика по указанному муниципальному контракту. Приемка выполненных работ по муниципальному контракту осуществлена уполномоченными лицами контрактной службы 05.04.2018 года. Во исполнение соглашения от 09.04.2018 года ФИО2 в департамент недропользования и экологии направлены копии акта приемки и других доказательств, подтверждающих достижение показателя результативности, указано на необходимость оплаты по контракту до 26.04.2018 года. Однако субсидия поступила в бюджет муниципального образования 27.04.2018 года в конце рабочего дня. Платежное поручение на оплату по контракту было сформировано только 28.04,2018 года, после письменного распоряжения ФИО2, таким образом оплата по муниципальному контракту субъекту малого предпринимательства осуществлена с нарушением 15-дневного срока, установленного законом. Полагает, что вина главы администрации Омутинского муниципального района ФИО2 заключается в том, что имея реальную возможность для соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, им не предпринято исчерпывающих мер к своевременному получению субсидии из областного бюджета и своевременной оплате по вышеуказанному муниципальному контракту. При проверке не установлено непредвиденных и не преодолимых для должностного лица препятствий, находящихся вне его контроля и способных повлиять на соблюдение требований законодательства. Одновременно у руководителя контрактной службы администрации района ФИО4, согласно его должностной инструкции и Положения о контрактной службе, отсутствуют полномочия в части осуществления оплаты по муниципальным контрактам. Кроме того, отдел бухгалтерского учета находится в прямом и непосредственном подчинении ФИО2, что следует из должностной инструкции начальника отдела бухгалтерского учета администрации Омутинского муниципального района. В связи с изложенным полагает, что только у ФИО2 имелись полномочия по истребованию денежных средств из областного бюджета, считает, что признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в действиях членов контрактной службы администрации: руководителя ФИО4 и начальника отдела бухгалтерского учета ФИО5 отсутствуют. Поскольку право ООО «ПРОМГИДРОСТРОЙ» на своевременное получение денежных средств за оказание услуг по муниципальному контракту нарушено, в действиях ФИО2, как лица, возглавляющего деятельность районной администрации по решению всех вопросов, отнесенных к ее компетенции, и одновременно должностного лица заказчика, имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
От ФИО2 поступили возражения на протест прокурора, мотивированные тем, что прокурором ошибочно сделаны выводы о том, что ФИО4 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, поскольку в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица, в связи с чем считает, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены обязанности по оплате муниципальных контрактов. Указывает в своей жалобе на то, что в постановлении Тюменского УФАС России о прекращении производства по делу аргументированного и обоснованно указано на то, что он, как глава Омутинского муниципального района, не является субъектом административного правонарушения, а прокурором не указано невыполнение каких именно должностных обязанностей ФИО2, как главой администрации района, повлекло несвоевременную оплату контракта. При этом им были исполнены свои должностные обязанности посредством распределения административно-хозяйственных полномочий, так им создано распоряжение от 13.02.2014 года о создании контрактной службы, утвержден ее состав и положение о контрактной службе, а также распределены должностные полномочия между членами контрактной службы. Контрактную службу возглавляет ФИО4, также в контрактную службу входит начальник отдела бухгалтерского учета ФИО5, на которых возложены полномочия по организации оплаты предоставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта. В связи с изложенным считает, что поскольку на заместителя главы администрации Омутинского муниципального района ФИО4 возложена обязанность осуществлять контроль как за исполнением контракта, так и нести ответственность за организацию оплаты по контракту, считает выводы, изложенные в постановлении о прекращении производства по делу правильными, и просит отклонить протест прокурора Омутинского района на постановление Тюменского УФАС России о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
От руководителя Тюменского УФАС России ФИО6 поступили возражения на протест прокурора Омутинского района, мотивированные тем, что в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении содержится ссылка только на ст. 29 Устава Омутинского муниципального района из которой следует, что глава района возглавляет деятельность районной администрации по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции районной администрации, что, по мнению Тюменского УФАС России, не может являться достаточным и безусловным основанием для признания главы района ФИО2 виновным в нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок при исполнении муниципального контракта, обозначенного в оспариваемом постановлении Тюменского УФАС России. Из материалов дела об административном правонарушении, направленных прокурором района, следовало, что заказчик допустил нарушение ч. 13.1 ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при этом обязанности должностного лица государственного органа, уполномоченного ст. 23.66 КоАП РФ на рассмотрение дел об административных правонарушениях, входило в том числе, установить состав (субъект) правонарушения, в связи с чем были истребованы дополнительные документы и сведения. Из положений устава Омутинского муниципального района следует, что одним из направлений деятельности районной администрации является осуществление закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципального района, регулируемых законом о контрактной системе. В этой связи, обладая полномочиями, вытекающими из положений устава, глава района распределил обязанности между главой района и его заместителями, согласно которому на заместителя главы района ФИО4 возложены функции и полномочия по координации и контролю деятельности, в том числе отдела ЖКХ, строительства, газификации, транспорта, связи, указанное должностное лицо возглавляет контрактную службу администрации.
Прокурор Омутинского района Антушев С.Ф. в судебном заседании протест поддержал по изложенным в нем основаниям, просил суд его удовлетворить.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал против доводов прокурора, изложенных в протесте, указав на то, что подрядчиком был с задержкой предоставлен счет на оплату выполненных работ, только 13,04.2018 года, поэтому произошла задержка оплаты муниципального контракта. Кроме того, полагает, что глава администрации района ФИО2 не является субъектом административного правонарушения, поскольку им, как главой администрации, были распределены обязанности между ним и заместителями, согласно распоряжению о распределении обязанностей контрактную службу возглавляет заместитель главы района ФИО4, который и должен нести ответственность за несвоевременную оплату муниципального контракта. У главы администрации района ФИО2 нет рычагов воздействия ни на Департамент недропользования и экологии, который предоставляет субсидии на оплату контракта по ремонту ГТС, ни на Управление Федерального казначейства по Тюменской области, как и у заместителя главы ФИО4, поэтому считает доводы прокурора района об отсутствии у ФИО4 полномочий по организации оплаты муниципального контракта не состоятельными и просит суд оставить протест прокурора на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении без удовлетворения, а постановление о прекращении производства по делу – без изменения.
Заслушав доводы прокурора Омутинского района Антушева С.Ф., представителя ФИО2 по доверенности ФИО1, изучив возражения на протест ФИО2, Тюменского УФАС России ФИО6, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к указанной статье, лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Как следует из материалов дела, прокурором Омутинского района Тюменской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении ФИО2 – главы администрации Омутинского муниципального района Тюменской области, которому вменено в вину нарушение сроков оплаты муниципального контракта № от 21.12.2017 года.
В соответствии со ст. 29 п.1 п.п. 1 Устава Омутинского муниципального района глава района представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района.
На основании распоряжения № 368-р от 21.06.2016 года главы администрации Омутинского муниципального района Тюменской области «О распределении обязанностей между главой Омутинского муниципального района, заместителями главы, управляющей делами», в целях обеспечения эффективности деятельности администрации Омутинского муниципального района и приложения к указанному распоряжению, ФИО2 – глава района возглавляет администрацию района и организует ее работу, возглавляет деятельность районной администрации по решению вопросов, отнесенных к компетенции районной администрации, а также координирует и контролирует деятельность отдела по бухгалтерскому учету. В обязанности ФИО4 – заместителя главы района, входит деятельность по координации и контролю отдела ЖКХ, строительства, газификации, транспорта и связи, а также он возглавляет контрактную службу.
В соответствии с распоряжением главы администрации Омутинского муниципального района № 105-р от 13.02.2014 года создана контрактная служба администрации Омутинского муниципального района, в состав которой входит заместитель главы района ФИО4 Согласно положения о контрактной службе администрации Омутинского муниципального района в функциональные обязанности контрактной службы входит организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно распоряжению главы Омутинского муниципального района № 186-р от 18.04.2018 года, в распоряжение от 13.02.2014 года № 105-р внесены изменения. В соответствии с приложением № 2 к указанному распоряжению в полномочия руководителя контрактной службы ФИО4 входит распределение обязанностей между работниками контрактной службы, решение организационных и других вопросов в переделах компетенции контрактной службы. В полномочии сотрудника контрактной службы ФИО5 входит организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с п. 13 Приказа Минэкономразвития России от 29.10.2013 года № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия по организации оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, при этом не конкретизировано, какие именно обязанности возложены на контрактную службу по организации оплаты.
Вместе с тем, в соответствии с распоряжением главы администрации Омутинского муниципального района глава района координирует и контролирует деятельность отдела по бухгалтерскому учету.
Как следует из материалов дела, акт приемки заказчиком (администрация Омутинского муниципального района) законченного строительством объекта от подрядчика (ООО «ПРОМГИДРОСТРОЙ») составлен и подписан 05.04.2018 года, письмо о направлении средств на оплату контракта было направлено главой района ФИО2 директору Департамента недропользования и экологии Тюменской области 05.04.2018 года, счет на оплату № 14 составлен ООО «ПРОМГИДРОСТРОЙ» 13.04.2018 года, однако главой администрации Омутинского муниципального района наложена резолюция об оплате только 26.04.2018 года, в связи с чем заявка на оплату расходов была направлена в Департамента недропользования и экологии Тюменской области только 26.04.2018 года и в связи с этим платежное поручение было проведено Управлением Федерального казначейства по Тюменской области только 26.04.2018 года.
Что также подтверждается и объяснениями начальника отдела бухгалтерского учета ФИО5 на имя главы района, представленного в судебном заседании представителем ФИО2 о том, что по муниципальному контракту № 0167300024117000108 от 21.12.2017 года акт выполненных работ от 05,04.2018 года, счет на оплату выписан 13.04.2018 года, подписан к оплате 26.04.2018 года, после чего Департамент перечислил субсидию 26.04.2018 года платежным поручением № 195840, а оплата подрядчику была произведена только 28.04.2018 года, то есть с нарушением срока, предусмотренного муниципальным контрактом.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что именно главой администрации Омутинского муниципального района нарушены сроки оплаты муниципального контракта и считает ошибочными выводы заместителя руководителя Управления ФАС по Тюменской области об от отсутствии в действиях главы администрации Омутинского муниципального района Тюменской области ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства являются основанием для отмены постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения и направлении дела на новое рассмотрение.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ дело подлежит возвращению руководителю УФАС России по Тюменской области на новое рассмотрение, так как установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности на день рассмотрения протеста прокурора не истек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд –
Р Е Ш И Л:
Протест прокурора Омутинского района Тюменской области удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении от 17.01.2019 года в отношении главы администрации Омутинского муниципального района ФИО2 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, отменить, а дело об административном правонарушении возвратить руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Омутинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Омутинского районного суда Меркушева М.Н.