Дело №12-14/2019
РЕШЕНИЕ
пгт.Ноглики, Сахалинской области 26 апреля 2019 года
Судья Ногликского районного суда Сахалинской области Поваляева А.О., с секретарем Ещенко К.Г., с участием должностного лица, привлеченного к административной ответственности, директора МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкина К.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело по жалобе директора МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкина К.М. на постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении его к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ директор муниципального казенного учреждения «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (далее МКУ «Служба ГО и ЧС») Мошкин К.М. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 150000 рублей по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с решением административного органа, ДД.ММ.ГГГГ директор МКУ «Служба ГО и ЧС» Мошкин К.М. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении его к ответственности отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает: проверка в отношении МКУ «Служба ГО и ЧС» проведена с грубым нарушением ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ, без распоряжения на проведение проверки Учреждения, акт проверки Учреждению не вручался; Учреждению вменено не исполнение требований Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ в части, не относящейся к компетенции МКУ «Служба ГО и ЧС» (пункты 1-4,6-8); доводы постановления о том, что Учреждением не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности, пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний на территории муниципального образования не соответствуют действительности: со стороны Учреждения проведен комплекс мер по организации обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганде в области пожарной безопасности, информационные материалы в области пожарной безопасности размещены на официальном сайте муниципального образования, LED экране администрации, среди населения распространены памятки и листовки, касающиеся мер пожарной безопасности и пожарно-технических знаний.
В судебном заседании Мошкин К.М. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, дополнив, что водопровод <адрес> в ведение МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» не передавался, его обслуживанием Учреждение не занимается, водопровод находится в хозяйственном ведении МУП «Водоканал», прокладка водопроводов в <адрес>, <адрес>, по <адрес> в <адрес>, <адрес> и <адрес> в <адрес> предусмотрено в плане застройки территории муниципального образования, данные вопросы к ведению Учреждения не относятся, просил учесть, что в <адрес>, в <адрес> и <адрес> предусмотрены естественные источники водоснабжения, так как населенные пункты находятся в непосредственной близости к водным объектам <адрес> и <адрес> располагаются на реках Тымь, с. Вал- реке Вал, где имеются свободные подъезды для забора воды, кроме того, забор воды в случае возникновения пожара в указанных районах возможен с рядом расположенных объектов; необходимости введения особого противопожарного режима на территории Ногликского района в ДД.ММ.ГГГГ не было; в муниципальном образовании имеется программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «Городской округ «Ногликский» на 2015-2020 года, в которую включены мероприятия по пожарной безопасности; в полномочия Учреждения не входит принятие муниципальных программ, определение порядка их финансирования, разработка и принятия бюджета.
Представитель административного органа о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Заместитель главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору ФИО2 представила в суд письменный отзыв по жалобе, в котором просила постановление административного органа в отношении МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения. Не соглашаясь с жалобой законного представителя Мошкина К.М., ссылаясь на нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», заместитель главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору указывает, что административным органом проводилась плановая проверка в отношении органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Ногликский» на предмет реализации полномочий в области пожарной безопасности; в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки; при анализе документов установлено, что администрацией муниципального образования «Городской округ «Ногликский» в целях реализации полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования создано муниципальное казенное учреждение «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций»; данным юридическим лицом первичные меры пожарной безопасности на территории района не реализованы; постановление мэра муниципального образования «ГО «Ногликский» от 19 февраля 2019 года № 25 «Об утверждении Положения о порядке введения особого противопожарного режима на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» принято после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности (т.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>).
Постановление о привлечение к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ№ должностному лицу- директору МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкину К.М. вручено ДД.ММ.ГГГГ (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Жалоба на постановление подана ДД.ММ.ГГГГ (т.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>) в срок, установленный ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, оценив обоснованность доводов жалобы, возражений заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору ФИО2, выслушав законного представителя МКУ «Служба ГО и ЧС» Мошкина К.М., поддержавшего доводы жалобы по указанным в ней основаниям, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что распоряжением заместителя начальника Главного управления -начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ определено провести проверку администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» на предмет организации первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
По результатам проверки составлен акт, в котором отражены нарушения обязательных требования пожарной безопасности, выявленные на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский»:
1.Диаметр труб водопровода объединенного с противопожарным села Ныш составляет 63 мм-по норме диаметр не менее 75 мм (п.2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ, п. 8.10 СП 8.13130.2009),
2. Отсутствует наружное противопожарное водоснабжение: пгт. Ноглики в районах: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; <адрес> в районах <адрес>; в <адрес> в районах: <адрес> (ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 № 122-ФЗ, п. 4.1 СП 8.13130.2009),
3.В бюджете муниципального образования «Городской округ «Ногликский» в период 2015-2018 годов расходов на обеспечение первичных мер пожарной безопасности не предусмотрено (п. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ),
4. Муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования не разработаны и не приняты (п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ),
5. План привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования не разработан и не утвержден (п. 4 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ),
6.Не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний на территории муниципального образования (п.8 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ),
7.При сложившейся обстановке с пожарами на территории муниципального образования не введен особый противопожарный режим, дополнительные требования пожарной безопасности не установлены (п. 5 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г № 123-ФЗ),
8.В планах и программах развития муниципального образования «Городского округа «Ногликский» не разрабатываются и не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (п.2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ),
9. В пояснительной записке к материалам по обоснованию проекта планировки городского округа (Генерального плана) отсутствует обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории городского округа (ст. 65 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ) (т. <данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора муниципального казенного учреждения «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. <данные изъяты>).
Состоявшееся по делу постановление должностного лица законным признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению пожарной безопасности.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за исполнение требований пожарной безопасности.
Согласно стать 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 30.10.2018 г), Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 29.07.2017 г) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с частью 4 статьи 6 ФЗ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного федерального закона.
Согласно статье 63 данного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона N 69-ФЗ).
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статье 9.1 Федерального закона от 19 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (ч.1). Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные (ч.2). Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя) (ч.3).
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ создано муниципальное казенное учреждение «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (далее МКУ «Служба ГО и ЧС») (т<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Согласно пункту 2 названного Постановления целями создания муниципального казенного учреждения явилась реализация функций органов местного самоуправления по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, повышение готовности органов местного самоуправления и служб к реагированию на угрозы возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно пункту 3 Постановления учредителем Учреждения является администрация муниципального образования «Городской округ «Ногликский».
Согласно пунктам 1.3, 2.4 Устава МКУ «Служба ГО и ЧС» Учреждение специально уполномочено на выполнение задач в области ГО, предупреждения и ликвидация ЧС, является постоянно действующим подразделением Ногликского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Сахалинской области и функционирует в целях реализации на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» единой государственной политики в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, находящихся в муниципальной собственности.
В целях реализации возложенных задач Учреждение разрабатывает предложения по реализации государственной политики, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности, вносит в администрацию и организации предложения по совершенствованию работы в области пожарной безопасности (п. 3.1), осуществляет методическое руководство в области обеспечения пожарной безопасности (п. 3.2), координирует деятельность организаций, обеспечивающих выполнение задач в области пожарной безопасности (п.3.3), разрабатывает на территории муниципального образования план основных мероприятий в области пожарной безопасности, оказывает методическую помощь в разработке планов служб и организаций, согласовывает их (п.3.6), организует разработку и внесение на рассмотрение органам местного самоуправления проектов нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности (п.3.6), организует проведение, осуществляет контроль и оказание помощи спасательным службам и организациям в подготовке и проведении мероприятий по пожарной безопасности (п.3.8), организует поддержание в готовности местной системы централизованного оповещения ГО (п.3.12), организует оповещение и информирование руководящего состава администрации, учреждений, организаций и предприятий, обеспечивающих выполнение задач в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также население (п.3.13), участвует в подготовке предложений по разработке мероприятий по предупреждению и тушению пожаров, предупреждению гибели людей от пожаров (п.3.23), осуществляет организационно-методическое руководство по обеспечению населения мерам пожарной безопасности (п.3.25), участвует в проверке организаций по вопросам, в том числе, обеспечения пожарной безопасности (п.3.42) (т.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>).
Приказом мэра муниципального образования городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№-ЛС директором МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» с ДД.ММ.ГГГГ назначен Мошкин К.М. (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Административным органом в вину директора МУК «Служба ГО и ЧС» Мошкину К.М. вменяется то, что в результате ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей, как руководителя Учреждения, на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» не обеспечены первичные меры пожарной безопасности.
Так, из постановления административного органа следует, что диаметр труб водопровода объединенного с противопожарным села Ныш составляет 63 мм-по норме диаметр не менее 75 мм (п.2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ, п. 8.10 СП 8.13130.2009), отсутствует наружное противопожарное водоснабжение: пгт. Ноглики в районах: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; <адрес> в районах <адрес>; в <адрес> в районах: <адрес> (ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 № 122-ФЗ, п. 4.1 СП 8.13130.2009) (Пункты 1, 2 Постановления №).
Данные выводы административного органа о виновности юридического лица опровергаются следующим.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности водопровод протяженностью 2200 м <адрес> является муниципальной собственностью (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>), передан в хозяйственное ведение МУП «Водоканал» (т<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>), а потому МКУ «Служба ГО и ЧС» не может нести ответственность за несоответствие водопровода Требованиям правил пожарной безопасности.
В плане проекта планировки территории пгт. Ноглики (<адрес>, <адрес>,<адрес>), <адрес> и <адрес> запланировано строительство хозяйственно-питьевых и противопожарных водопроводов (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Согласно статье 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Статья 53 Водного кодекса РФ об использовании водных объектов для обеспечения пожарной безопасности предусматривает, что забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
В пункте 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Пунктом 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») на органы местного самоуправления поселений для целей пожаротушения возложена обязанность по созданию условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, обозначены обязанности, возложенные на органы местного самоуправления, в пользовании которых с целью обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов находятся источники противопожарного водоснабжения.
<адрес> и <адрес> располагаются на реке Тымь, <адрес> расположено на берегу реки Вал.
Как следует из пояснений законного представителя юридического лица Мошкина К.М., подъездные пути ко всем естественным источникам водоснабжения имеются, а потому забор воды может быть обеспечен в любое время.
Согласно акту проверки и протоколу об административном правонарушении наружное противопожарное водоснабжение в поселке Ноглики отсутствует только на <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, <адрес>, <адрес>, а не на территории всего муниципального образования и населенных пунктов. Вместе с тем, обеспечение данных улиц противопожарным водоснабжением возможно за счет наличия на территории населенных пунктов естественных водоемов, а также близлежащих объектов водоснабжения.
Кроме того, строительство хозяйственно-бытовых и противопожарных водопроводов в данных районных предусмотрено планом застройки территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» (т.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>).
В целях обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования мэром муниципального образования «Городской округ «Ногликский» ДД.ММ.ГГГГ принято постановление 437 (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Разработка планов застройки территории и застройка территории не входит в полномочия МКУ «ГО и ЧС», а потому пункты 1-2 Постановления № административным органом в вину учреждения вменены без достаточных к тому оснований.
Согласно пункту 8 статьи 36 Устава муниципального образования «Городской округ «Ногликский» решение данного вопроса относится к полномочиям администрации муниципального образования (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Далее в вину директора Учреждения Мошкину К.М. меняется то, что в бюджете муниципального образования «Городской округ «Ногликский» в период 2015-2018 годов расходов на обеспечение первичных мер пожарной безопасности не предусмотрено (п. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ), Муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования не разработаны и не приняты (п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ), в планах и программах развития муниципального образования «Городского округа «Ногликский» не разрабатываются и не осуществляются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности (п.2 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ) (Пункты 3-4, 8 Постановления №).
Согласно письму финансового управления муниципального образования городской округ «Ногликский» в 2017-2018 гг. выделение средств на реализацию мероприятий в области противопожарной защиты администрацией муниципального образования «ГО «Ногликский» проводилось за счет средств резервного фонда на предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий (т.<данные изъяты>,л.д.<данные изъяты>).
Постановлением мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в муниципальном образовании «Городской округ «Ногликский» на 2015-2020 года (т.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>). Согласно приложению 2 Программы под пунктом 4 предусмотрены мероприятия «Снижение рисков от чрезвычайных ситуаций, создание и поддержание готовности системы оповещения об угрозе ЧС в муниципальном образовании, где запланированы и мероприятия в области пожарной безопасности (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Разработка и принятие муниципальных программ, их финансирование, планирование и принятие бюджета муниципального образования также не относится к полномочиям МКУ «Служба ГО и ЧС».
Согласно статьям 31, 36 Устава муниципального образования «Городской округ «Ногликский» организация составления проекта бюджета и его исполнения, разработка муниципальных программ относится к полномочиям администрации муниципального образования (т.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>,<данные изъяты>).
Является не обоснованным и вывод административного органа о том, что на территории муниципального образования не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний (п.8 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ) (Пункт 6 Постановления №).
Согласно статье 25 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, проведения тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, органы местного самоуправления и организации (ч.1). Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа и (или) пожарно-технического минимума (ч.2).
Отсутствие нормативного акта органа местного самоуправления, регулирующего организацию обучения населения мерам пожарной безопасности, на что указано в акте проверки (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>) не является доказательством того, что органом местного самоуправления обучение населения и пропаганда в области пожарной безопасности не осуществляются.
Так, в целях обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганде в области пожарной безопасности, содействия распространению пожаро-технических знаний на территории муниципального образования разрабатываются и распространяются памятки по соблюдению пожарной безопасности (при эксплуатации печного отопления, в лесах, на транспорте) проводятся обучения в организациях и школах (<данные изъяты>.,л.д. <данные изъяты>), обучающая информация в области пожарной безопасности размещена на LED экране возле здания администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский» (т.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>).
Не подтвержден довод административного органа о бездействии органов местного самоуправления в части введения на территории муниципального образования в ДД.ММ.ГГГГ особого противопожарного режима, а также необходимость установления дополнительных требований пожарной безопасности (п. 5 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г № 123-ФЗ) (Пункт 7 Постановления №).
Порядок введения особого противопожарного режима на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» определялся постановлением мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ (отменено ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием постановления №) (т.<данные изъяты>,л.д.<данные изъяты>).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Положения о порядке введения особого противопожарного режима (Постановление №) на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский», действовавшего на момент проверки, особый противопожарный режим на территории муниципального образования вводится в случае возникновения повышенной пожарной опасности, затяжных и массовых пожаров, создающих угрозу населенным пунктам и населению, по решению Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской области, по рекомендации Главного Управления МЧС по Сахалинской области и Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области устанавливается решением мэра или КЧС и ОПБ муниципального образования при установлении особого противопожарного режима на территории муниципального образования или отдельного населенного пункта (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
В целях обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий на территории населенных пунктов муниципального образования «Городской округ «Ногликский» мэром муниципального образования принято постановление ДД.ММ.ГГГГ№, которым определены первичные меры пожарной безопасности на территории района (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Постановлением мэра муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ№ принято постановление «Об определении форм участия граждан в пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
В целях охраны и защиты лесов от пожаров в ДД.ММ.ГГГГ принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по охране и защите лесов от пожаров, их тушению, снижению последствий от них в границах населенных пунктов на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» в ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен пожароопасный сезон в лесах, утверждены места дислокации контрольно- пропускных пунктов на территории лесного фонда на период пожарной опасности в ДД.ММ.ГГГГ, зоны массового отдыха населения (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Для обеспечения, в том числе, первичных мер пожарной безопасности в период новогодних праздников ДД.ММ.ГГГГ мэром муниципального образования городской округ «Ногликский» ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «О подготовке и проведении в ДД.ММ.ГГГГ новогодних и рождественских праздников» (т.<данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>).
Письмо начальника территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по Сахалинской области ФИО3, на которое имеется ссылка в акте проверки, как на основание для введения на территории района особого противопожарного режима, в адрес исполняющего обязанности мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» о необходимости установления на территории муниципального образования особого противопожарного режима и утверждения плана мероприятий, направленных на стабилизацию обстановки с пожарами, направлено только ДД.ММ.ГГГГ (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>), а потому отсутствие решения по данному письму на момент окончания проверки -ДД.ММ.ГГГГ, с учетом времени его направления в уполномоченный орган, не является безусловным основанием для принятия решения о привлечении юридического лица к административной ответственности в части не введения особого противопожарного режима.
Является необоснованным вывод административного органа об отсутствии на территории муниципального образования Плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования (п. 4 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) (Пункт 5 Постановления 28).
План привлечения сил и средств на тушение пожаров, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в границах населенных пунктов муниципального образования «Городской округ «Ногликский» утвержден постановлением мэра муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
Данным постановлением определен перечень организаций района, техника, привлекаемая для тушения пожаров, дополнительные силы.
Не нашло своего подтверждения и нарушение МКУ «Служба гражданской ГО и ЧС» требований законодательства в области пожарной безопасности, изложенных в пункте 9 Постановления №: в пояснительной записке к материалам по обоснованию проекта планировки городского округа (Генерального плана) отсутствует обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории городского округа (ст. 65 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-ФЗ) (т. <данные изъяты>, л.д.<данные изъяты>).
Разработка и утверждение генерального плана территории муниципального образования «<адрес> «Ногликский» не входит в полномочия МКУ «ГО и ЧС».
Решением Собрания муниципального образования «Городской округ «Ногликский» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Городской округ «Ногликский» в части территорий <адрес>, <адрес>, в котором учтены и требования Пожарной безопасности (т.<данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>), на основании муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Град-Информ» проведена корректировка генерального плана пгт. Ноглики, в котором определен перечень мероприятий по пожарной безопасности (т.<данные изъяты>, л.<данные изъяты>).
Таким образом, директор Муниципального казенного учреждения «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкин К.М. привлечен к административной ответственности за нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности (пункты 1-4, 8-9 Постановления №), субъектом которых он не является.
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении директора МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкина К.М. по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что Учреждением принимаются все зависящие от него меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский»: проводится обучения населения мерам пожарной безопасности, определен порядок привлечения сил и средств к тушению пожаров, приняты меры по обеспечению пожарной безопасности жилых и общественных зданий, защите лесов от пожаров.
Нахожу также обоснованным доводы Мошкина К.М. о том, что надзорным органом при проведении проверки нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Перечень грубых нарушений при проведении проверки предусмотрен частью 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ.
Такие нарушения были допущены при проведении проверки.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 9 указанного закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Таким образом, плановая проверка МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» могла быть включена в план проверок по истечении трех лет со дня государственной регистрации Учреждения в качестве юридического лица.
Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» на территории муниципального образования «Городской округ «Ногликский» создана ДД.ММ.ГГГГ, а проверка в отношении него проводилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения трех лет со дня государственной регистрации в качестве юридического лица.
Административным органом в план проведения проверок была включена администрация муниципального образования «Городской округ «Ногликский», именно в отношении данного органа местного самоуправления было принято решение о проведении проверки (Распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Уставу МКУ «Служба ГО и ЧС» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности (п.1,6, п.1.17 Устава).
Таким образом, МКУ «Служба ГО и ЧС» не является структурным подразделением администрации муниципального образования, и, соответственно, для проведения проверки Учреждения в части исполнения им полномочий органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования надзорному органу следовало было руководствоваться положениями Федерального закона № 294- ФЗ.
Наделение МКУ «Служба ГО и ЧС» полномочиями по обеспечению гражданской обороны на территории муниципального образования не является основанием для принятия решения о привлечении данного лица к административной ответственности по результатам проверки, проведенное надзорным органом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации муниципального образования «Городской округ «Ногликский».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В акте должны быть указаны сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица указанного журнала (пункт 8 части 2 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2. 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки) (пункт 1); частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки) (пункт 6).
Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ руководителю МКУ «Служба гражданской обороны» или уполномоченному лицу не вручался.
При этом вышеуказанный акт проверки послужил основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкина К.М. протокола № об административном правонарушении по ч. 1 ст. 204 КоАП РФ.
Согласно ч. 1, 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К выводу о виновности директора МКУ «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкина К.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган пришел на основании протокола об административном правонарушении; копии распоряжения о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; копии акта от ДД.ММ.ГГГГ и других материалов дела.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Учитывая, что проверка в отношении юридического лица МКУ «Служба ГО и ЧС» проведена с грубым нарушением процессуальных норм, решение административного органа о возбуждении в отношении должностного лица дела об административном правонарушении не может быть признано судом законным.
В силу требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, вывод о виновности директора МКУ «Служба ГО И ЧС» Мошкина К.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенный в обжалуемом акте, является незаконным, основанным на не правильном применении норм материального права и доказательствах, полученных с грубым нарушением процессуальных норм.
При таких обстоятельствах, исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенное в отношении директора Муниципального казенного учреждения «Служба гражданской обороны и защиты» Мошкина К.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Жалобу директора Муниципального казенного учреждения «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкина К.М. удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Сахалинской области по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенные в отношении директора Муниципального казенного учреждения «Служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» Мошкина К.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба на решение суда может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд.
Судья
Ногликского районного суда А.О. Поваляева
Копия верна: Судья А.О. Поваляева