ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/19ГОДА от 25.06.2019 Великолукского районного суда (Псковская область)

Дело № 12-14/2019 года.

Р Е Ш Е Н И Е

25 июня 2019 года. гор. Великие Луки.

Судья Великолукского районного суда Псковской области Федоров А.И.

при секретаре Корабухиной С.В.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ВСГЦ» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Псковской области А. от 08 мая 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении ООО «ВСГЦ»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Псковской области А. от 08 мая 2019 года ООО «ВСГЦ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 150 000 руб..

В жалобе, поданной в Великолукский районный суд, генеральный директор ООО «ВСГЦ» ФИО1 просит отменить постановление в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В обоснование своей просьбы указала, что рейдовая проверка обследования земельных участков была проведена с нарушением положений Федерального закона № 294-ФЗ, так как не предусмотрено проведение рейдовых осмотров территории деятельности определенного юридического лица. В данном случае могла быть проведена внеплановая проверка. По результатам рейдового осмотра не могло быть принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и назначено административное расследование.

Пробы воды отбирались без указания координат места отбора проб. В результате только одна проба воды (№4) взята из ручья без названия, другие пробы воды ( №1,2,3) не являются природными водами ручья, так как взяты на территории земельного участка с кадастровым номером , в пределы которого ручей без названия не попадает. Рыбохозяйственная категория ручья без названия не определена, промысловый лов рыбы в нем не ведется, любительское рыболовство не развито и, следовательно, при определении концентрации вредных веществ в нем не могли быть использованы нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения.

Не определены источники загрязнения, так как ручей без названия протекает по населенным пунктам (д. Лутово и д. Решетниково), близость которых можно и следует рассматривать как потенциальных источников загрязнения ручья.

Неверно указана и статья, по которой квалифицированы действия ООО «ВСГЦ». Административное производство возбуждено в период действия ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ, которая предусматривала наказание в меньшем размере. Статья 8.13 ч.4 КоАП, по которой ООО «ВСГЦ» назначено наказание, вступила в действие с 29 апреля 2019 года.

По результате проверки в адрес ООО «ВСГЦ» было вынесено представление о принятии мер по устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушением, которое не соответствует требованиям закона, так как рейдовый осмотр и административное расследование проведены с нарушением положений действующего законодательства.

В нарушение принципа объективного рассмотрения дела рейдовый осмотр, составлен акт, вынесено определение о возбуждении административного дела и назначении административного расследования, составлен протокол и вынесено постановление о назначении административного наказания одним и тем же должностным лицом.

Выслушав представителя ООО «ВСГЦ» - В., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Псковской области А., возражавшего против ее удовлетворения, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

В соответствии с ч.6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В соответствии с ч.1 ст. 42 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В связи с поступившей жалобой на сайт губернатора Псковской области от М. руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Псковской области 11 марта 2019 года был издан приказ о проведении рейдового осмотра, обследования водоохранных зон, акватории водных объектов, осмотре земельных участков, в соответствии с которым уполномоченные лица должны были обследовать земельные участки и водные объекты в районе деревень Лутово-Решетниково Великолукского района.

11 марта 2019 года были обследованы водоохранная зона и акватория ручья без названия в районе дер. Лутово и д. Решентниково Великолукского района.

При обследовании были взяты пробы воды:

- точка № 1- ручей (водоток) стекающий с земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ООО «ВСГЦ», и впадающий ручей без названия;

- точка № 2 - ручей без названия в месте слияния с ручьем (водотоком), стекающим с земельного участка с кадастровым номером ;

- точка № 3 - ручей без названия 100 м ниже точки № 2:

- точка № 4 – ручей без названия в дер. Решетниково.

В результате химического анализа установлены превышения нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения:

- проба № 32-011: по содержанию БПК5- в 22 раза, аммоний-иона- в 100 раз,

- проба № 32-012: по содержанию БПК5 – в 18 раз, аммоний-иона – в 84 раза,

- проба № 32-013: по содержанию БПК5 – в 15 раз, аммоний-иона – в 68 раз,

- проба № 32-014: по содержанию БПК5 – в 13 раз, аммоний-иона – в 28 раз.

Определением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Псковской области ФИО2 от 19 марта 2019 года было возбуждено дело об административной правонарушении и проведении административного расследования.

29 апреля 2019 года старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Псковской области А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.13 ч. 4 КоАП РФ, в отношении ООО «ВСГЦ»

08 мая 2019 года старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Псковской области А. вынесено постановление о назначении административного наказания.

Таким образом, привлечение ООО «ВСГЦ» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ является законным и обоснованным, но назначенное наказание не соответствует требованиям ст. 1.7 ч.1 КоАП РФ, предусматривающей, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Административное правонарушение было выявлено 11-19 марта 2019 года, санкция ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, действующая на время его совершения, предусматривала административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц от 30 000 до 40 000 руб..

Часть 4 ст. 8.13 КоАП РФ, по которой ООО «ВСКЦ» назначено наказание, начала действовать с 18 июня 2019 года.

Поэтому, постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Псковской области А. от 08 мая 2019 года подлежит изменению в части размера назначенного административного штрафа.

Так как административный штраф был назначен в минимальном размере, то он подлежит снижению до минимального размера, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ.

Довод жалобы о том, что старший государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Псковской области А. не имел права после проведения рейдового осмотра принимать решение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования является несостоятельным.

В соответствии с п. 79.7 приказа Минприроды России от 29 июня 2012 года №191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица Росприроднадзора:

- принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориального органа информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя при наличии оснований, предусмотренных п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждают дела об административных правонарушениях;

- направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Довод жалобы о том, что пробы воды брались с земельного участка, принадлежащего ООО «ВСГЦ», подлежит отклонению, так как они брались с ручья, вытекающего с земельного участка, принадлежащего ООО «ВСГЦ», и впадающего в ручей без названия, а также с ручья без названия.

Согласно справки Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», ручей без названия, в котором брались пробы воды, впадает в озеро «Пореченское», состав рыбного населения ручья сформирован под влиянием озера «Пореченское», представлен в основном туводными видами: карась, уклейка, встречается щука, служит местом нагула молоди и взрослых особей и имеет значение для сохранения и воспроизводства водных биоресурсов бассейна Балтийского моря.

В связи с этим подлежит отклонению и довод жалобы о том, что не определена рыбохозяйственная категория ручья.

Довод жалобы о незаконности представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, также является необоснованным, так как нарушений в проведении рейдового осмотра, в составлении акта отбора проб воды, в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования допущено не было.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации не запрещено, чтобы должностное лицо, выявившее административное правонарушение, выносило определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования, проводило административное расследование, составляло протокол об административном правонарушении и принимало решение о назначении административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Псковской области А. от 08 мая 2019 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «ВСГЦ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 года № 116-Ф, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, а в остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «ВСГЦ» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский райсуд в течение 10 дней.

Судья подпись А.И. Федоров.

Копия верна:

Судья А.И. Федоров.