ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/20 от 01.06.2020 Чаплыгинского районного суда (Липецкая область)

Дело №12-14/2020г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2020 года г. Чаплыгин

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Примаковой А.С., с участием помощника судьи Камышниковой Е.Н., прокурора Чаплыгинского района Зюзина А.А. лица привлекаемого к административной ответственности по ст.8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях ФИО1, представителя административной комиссии администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области ФИО2 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Чаплыгинского района Липецкой области на Постановление №71-20 от 30.04.2020 года административной комиссии администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о назначении наказания в виде предупреждения по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

30.04.2020 административной комиссией администрации Чаплыгинского муниципального района было вынесено постановление о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 71-20, предусмотренном ст. 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, в связи с тем, что она 23.04.2020 в 10 ч. 10 мин. находилась в магазине «Пятерочка», расположенном на ул. Горького г.Чаплыгина Липецкой области без маски, чем нарушил п. 1.6.3 Постановления администрации Липецкой области от 26.03.2020 № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) в Липецкой области (изм. № 234 от 20.04.2020), т.е. не исполнила требования нормативного правового акта Липецкой области, принятого в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.

Данное постановление вынесено незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ст.8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение требований нормативного правового акта Липецкой области, принятого в целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Постановлением № 1115-пс от 17.04.2020 «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях» принят Закон Липецкой области «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях».

В пояснительной записке к проекту закона Липецкой области «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях», принятого Постановлением Липецкого областного Совета депутатов (внеочередная 37 сессия VI созыва) № 1115-пс от 17.04.2020, указано, что проектом закона предлагается наделить правом составления протоколов за правонарушения должностных лиц органов местного самоуправления.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанной статьей, предлагается возложить на административные комиссии.

Закон Липецкой области от 31.08.2004 №120-03 "Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий, составлению протоколов об административных правонарушениях» и определяет статус, порядок образования и деятельности административных комиссий (ст.1).

Статус административной комиссии определяется ч. 1 ст. 5 Закона - административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, создаваемыми для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона, административная комиссия создается на основании правового акта органа местного самоуправления, который назначает председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, помощника ответственного секретаря и членов административной комиссии, утверждает регламент ее работы.

Согласно ч. 2 ст. 1.1 Закона Липецкой области от 31.08.2004 № 120-03 Органы местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов области наделяются государственными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с пунктами 4 и 10 части 2 статьи 13.2 Кодекса Липецкой области об административныхправонарушениях с момента вступления настоящего Закона в силу нанеопределенный срок.

В статье 12.4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях указано, что административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 4.1, 4.2, 5.1 - 5.15, 6.1, 6.2, 6.6, статьей 7.1 (в части объектов муниципальной собственности), статьями 7.2,8.1-8.5, частью 2 статьи 9.1, статьей 10.1 настоящего Кодекса.

Исходя из ч.1 ст. 13.2 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 12 настоящего Кодекса, в пределах установленной компетенции, за исключением статей 8.2 - 8.4 настоящего Кодекса.

Исходя из п.п. 4, 10 ч. 2 ст. 13.2 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:

- должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные руководителями данных органов, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.3, статьей 3.7 (в части запросов глав муниципальных образований области, а также нарушения установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка и сроков предоставления информации главам муниципальных образований области), статьями 4.1, 4.2, 5.1 - 5.15, 6.1, 6.2, 6.6, статьей 7.1 (в части объектов муниципальной собственности), статьями 8.1, 8.5, частью 2 статьи 9.1, статьей 10.1 настоящего Кодекса;

должностные лица представительного органа муниципального образования - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.1 (в части невыполнения законных требований депутата представительного органа муниципального образования области), статьей 3.7 (в части запросов представительных органов муниципальных образований области, а также нарушения установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка и сроков предоставления информации представительным органам муниципальных образований области) настоящего Кодекса.

Законом Липецкой области «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях» от 17.04.2020 (принят Липецким областным Советом депутатов) глава 8 была дополнена статьей 8.6 — невыполнение требований нормативного правового акта Липецкой области, принятого в целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; в статье 12.4 цифры 8.5 заменены на цифры 8.6; в пункте 4 части 2 статьи 13.2 после цифры 8.5 дополнены цифрами 8.6.

Согласно п. 1 ч. 2 ст.13.2 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять: члены административной комиссии - по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.4, 3.3 настоящего Кодекса.

Таким образом, перечень статей, по которым члены административной комиссии вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях является исчерпывающим, а полномочия по составлению протоколов по ст. 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, возложены на иные должностные лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются среди прочего дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.

23.04.2020 ответственным секретарем административной комиссии Чаплыгинского района ФИО2 был составлен протокол № 71 в отношении ФИО1 по ст. 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.

30.04.2020 административной комиссией Чаплыгинского района было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 71-20 в отношении ФИО1 по ст. 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.

Вместе с тем, ответственный секретарь административной комиссии Чаплыгинского района не является уполномоченным лицом, который может составлять протоколы об административных правонарушениях, таким образом постановление в отношении ФИО1 по ст. 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях вынесено незаконно и подлежит отмене.

В судебном заседании помощник прокурора Чаплыгинского района Липецкой области Зюзин А.А. протест поддержал, сославшись на доводы, указанные в протесте, просил суд протест удовлетворить постановление №71-20 от 30.04.2020 года административной комиссии администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о назначении наказания об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях в отношении ФИО3 в виде предупреждения отменить, производство по делу прекратить п.2 ч.1 ст.ст.24.5 Ко АП РФ.

В судебном заседании представитель административной комиссии администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области ФИО2 возражала против удовлетворения протеста указала, что на административную комиссию возложены обязанности о рассмотрении материалов по ст.8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях. Соответственно административная комиссия приняла решение в соответствии с законом. Просила суд протест прокурора отклонить.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 свою вину в совершении административного правонарушения не отрицала. Просил вынести решение на усмотрение суда.

Выслушав помощника прокурора Чаплыгинского района Зюзина А.А., объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит протест прокурора подлежащим удовлетворению.

К такому выводу судья приходит по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 30.6 Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Статья 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение требований нормативного правового акта Липецкой области, принятого в целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Постановление № 1115-пс от 17.04.2020 О проекте закона Липецкой области «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях»

В пояснительной записке к проекту закона Липецкой области «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях», принятого Постановлением Липецкого областного Совета депутатов (внеочередная 37 сессия VI созыва) № 1115-пс от 17.04.2020, указано, что проектом закона предлагается наделить правом составления протоколов за правонарушения должностных лиц органов местного самоуправления.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанной статьей, предлагается возложить на административные комиссии.

Согласно Постановления Администрации Липецкой области от 26 марта 2020 г. N 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области"

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 22 января 2013 года N 33 "Об утверждении порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", распоряжением администрации Липецкой области от 10 марта 2020 года N 102-р "О введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области", на основании протоколов заседаний рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, от 20 марта 2020 года N 4-28-3/20, от 24 марта 2020 года N 4-28-7/20, администрация Липецкой области постановляет:

1.6.3. Обязать граждан с 22 апреля 2020 года при посещении объектов розничной торговли использовать маски, закрывающие нос и рот.

ФИО1 23.04.2020 в 10 ч. 00 мин. находилась в магазине «Пятерочка», расположенном на ул. Горького г.Чаплыгина Липецкой области без маски.

В отношении ФИО1 ответственным секретарем административной комиссии составлен протокол об административном правонарушении предусмотренным ст.8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.

30.04.2020 года административной комиссией администрации Чаплыгинского муниципального района было вынесено постановление о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 71-20, предусмотренном ст. 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

В статье 12.4 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях указано, что административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 4.1, 4.2, 5.1 - 5.15, 6.1, 6.2, 6.6, статьей 7.1 (в части объектов муниципальной собственности), статьями 7.2,8.1-8.5, частью 2 статьи 9.1, статьей 10.1 настоящего Кодекса.

Исходя из ч.1 ст. 13.2 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 12 настоящего Кодекса, в пределах установленной компетенции, за исключением статей 8.2 - 8.4 настоящего Кодекса.

Законом Липецкой области «О внесении изменений в Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях» от 17.04.2020 (принят Липецким областным Советом депутатов) глава 8 была дополнена статьей 8.6 — невыполнение требований нормативного правового акта Липецкой области, принятого в целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; в статье 12.4 цифры 8.5 заменены на цифры 8.6; в пункте 4 части 2 статьи 13.2 после цифры 8.5 дополнены цифрами 8.6.

Согласно п. 1 ч. 2 ст.13.2 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять: члены административной комиссии - по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.4, 3.3 настоящего Кодекса.

Постановлением администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области №12 от 24.01.2020 года «О внесении изменений в постановление администрации Чаплыгинского муниципального района №443 от 24.08.2016 года» определен состав административной комиссии, где ФИО2 является ответственным секретарем административной комиссии.

Согласно Закона Липецкой области «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий, составлению протоколов об административных правонарушений. Принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 августа 2004 года №545 – пс.

Ст.5 Административные комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами, создаваемые для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях.

Ч.4 ст.12 ответственный секретарь административной комиссии пользуется полномочиями члена административной комиссии.

Из Должностной инструкции ответственного секретаря административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, утвержденной Главой администрации Чаплыгинского муниципального района 10.01.2019 года следует, ч.2 что ответственный секретарь не наделен полномочиями по составлению протокола по ст.8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях.

Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) п.5. Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).

Оценивая представленные доказательства прихожу к выводу о том, что перечень статей, по которым члены административной комиссии вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Липецкой области об административных правонарушениях является исчерпывающим, а полномочия по составлению протоколов по ст. 8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, возложены на иные должностные лица, к числу которых ответственный секретарь административной комиссии Чаплыгинского муниципального района Липецкой области не относится, так как является членом коллегиального органа.

Согласно ст.28.2 КОАП РФ О совершении административного правонарушения составляется протокол, который является одним из доказательств, подтверждающих совершение административного правонарушения.

На основании п.3 ст.30.7 КОАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом судья приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с грубыми нарушениями норм процессуального права, поскольку составлен неуполномоченным законом лицом, что является основанием для отмены постановления административной комиссии, а производство по делу подлежит прекращению в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Протест прокурора Чаплыгинского района удовлетворить.

Постановление по делу №71-20 от 30.04.2020 года административной комиссии администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о назначении наказания в виде предупреждения по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.6 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить п.2 ч.1 ст.ст.24.5 Ко АП РФ.

Решение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в надзорном порядке.

Судья: А.С.Примакова