№ 12-14/2020
УИД 32RS0022-01-2020-000189-55
РЕШЕНИЕ
п.г.т. Погар 08 июля 2020 года
Судья Погарского районного суда Брянской области Гузанов Д.Е.,
с участием должностноголица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,начальника СК ОИС станции Витемля Брянского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на МЖД - ФИО1,
представителя Управления Росгвардии по Брянской области – ФИО2,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – старшего инспектора отделения лицензионно – разрешительной работы по Почепскому, Выгоничскому, Жирятинскому, Погарскому и Трубчевскому районам Управления Росгвардии по Брянской областиМяторова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица -начальника СК ОИС станции Витемля Брянского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на МЖД - ФИО1 на постановление начальника отделения лицензионно – разрешительной работы по Почепскому, Выгоничскому, Жирятинскому, Погарскому и Трубчевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области от 02 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, в отношении в отношении начальника стрелковой команды по охране искусственных сооружений станции Витемля Брянского отряда вневедомственной охраны филиала федерального государственного предприятия вневедомственной охраны железнодорожного транспорта РФ на Московской железной дороге ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОЛЛР по Почепскому, Выгоничскому, Жирятинскому, Погарскому и Трубчевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области от 02 марта 2020 года № начальник СК ОИС станции Витемля Брянского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на МЖД ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Как следует из данного постановления, 26 февраля 2020 г. около 14 час. 30 мин. по адресу <адрес>, № в соответствии с графиком проверок наличия оружия и патронов, организации их хранения и учета у юридических лиц на 2020 год, предусмотренного Административным регламентом исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия,боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного, стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании и граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного Приказом МВД России от 29.06.2012 № 646, была проведена плановая проверка комнаты хранения оружия стрелковой команды по охране искусственных сооружений станции Витемля Брянского отряда ВОструктурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на МЖД, в ходе которой установлено, что должностное лицо - начальник стрелковой команды ст. Витемля ФИО1 допустил следующие нарушения:
1) в нарушение п.189 п/п «ж» Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 года № 288, в список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами не включены члены инвентаризационной комиссии и комиссии по ежеквартальным сверкам (ФИО3, ФИО4, ФИО5), приказ о создании комиссии для проведения ежеквартальных сверок соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным №404 от 30.08.2019 года; приказ о проведении инвентаризации оружия, патронов и специальных средств №583 от 10.12.2019 года. Кроме этого, в список лиц, допущенных к производству работ с оружием и патронами не включены работники, за которыми закреплено оружие и патроны (ФИО6, ФИО7), приказ о закреплении оружия и патронов N616 от 24.12.2019 года;
2) в нарушение ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 года 150-ФЗ «Об оружии», п. 54 постановления Правительства РФ от 21.07.1998 года № 814,на момент проверки отсутствует список номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии и номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию Вместе с тем, в соответствии с п.31 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину РФ разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте, утвержденного приказом МВД России от 21.05.2012 № 529, к бланку разрешения на хранение и использование оружия и патронов (РХИ) оформляется список номерного учета оружия, который подписывается одновременно с разрешением. Разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему действительно при наличии указанного списка.
Не согласившись с принятым постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой указал на то, что в нарушение п.24 вышеприведенного Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 21 декабря 2018 г. № 651, он не был за 3 дня уведомлен и ознакомлен с приказом о проведении проверки. Кроме того, согласно доводам жалобы, требования по учету боевого ручного стрелкового оружия и патронов, изложенные в инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия, и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288, нарушение которой инкриминировано заявителю, не являются для ФГП ВО ЖДТ России обязательными к исполнению, поскольку являющимся для ФГП ВО ЖДТ исполнительным органом власти Федеральным агентством железнодорожного транспорта, была разработана, в установленном порядке согласована с МВД РФ и,впоследствии,утверждена приказом № 232 от 25.05.2011 г. «Инструкция о порядке учета, ранения, выдачи, использования, транспортировки ФГП ВО ЖДТ России специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему...» (зарегистрирована в Минюсте России 05.07.2011 г. № 21272), которая и регулирует хранение во вверенном ФИО1 подразделении огнестрельного оружия. По мнению заявителя, ни Инструкцией № 232, ни Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 г. № 288, равно и иными действующими нормами права, разрешение на хранение и пользование оружия и патронов к нему, не определено как учетный документ.
В судебном заседании начальник СК ОИС станции Витемля Брянского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на МЖД ФИО1 доводы жалобы поддержал, указав в их обоснование также на то, что в обжалуемому постановлении на содержится сведений о том, какие пункты должностной инструкции по занимаемой им должности он, ФИО1, нарушил.
Представитель Управления Росгвардии по Брянской области – С.А.АБ., а также должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старшего инспектора отделения лицензионно – разрешительной работы по Почепскому, Выгоничскому, Жирятинскому, Погарскому и Трубчевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области ФИО8, в судебном заседании просили оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Выслушав участвующих в заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно положениям ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктами 4 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в частности: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Часть 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ).
В соответствии частью 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Инструкция, утвержденная приказом МВД России от 12.04.1999 N 288, регулирует вопросы, связанные с выдачей лицензий на коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, а также устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленные на исключение доступа к ним посторонних лиц; разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.
Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
Во исполнение статьи 9 Федерального закона "О ведомственной охране" Правительством Российской Федерации 30.12.1999 принято постановление N 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной", которым утвержден перечень специальных средств, видов, типов и моделей служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание; перечень отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, которые могут быть получены в органах внутренних дел федеральными органами исполнительной власти во временное пользование, и нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны.
Пункте 4 Постановления указано, что Федеральный орган исполнительной власти, имеющий право на создание ведомственной охраны, утверждает по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, служебного огнестрельного и боевого оружия, а также программы подготовки работников ведомственной охраны к действиям в условиях, связанных с применением служебного огнестрельного и боевого оружия, специальных средств и физической силы.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О ведомственной охране" постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 N 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее Положение). Указанное Положение разработано в соответствии с Федеральными законами "О ведомственной охране", "О транспортной безопасности" и "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и определяет структуру органов ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - ведомственная охрана), нормы численности работников ведомственной охраны, а также порядок организации их деятельности.
В соответствии с пунктом 3, 5, 5 (1) Положения ведомственная охрана состоит из органа управления и территориальных подразделений ведомственной охраны.
Территориальные подразделения ведомственной охраны создаются органом управления ведомственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В состав территориальных подразделений ведомственной охраны могут входить отряды, команды, группы и отделения, учебные и иные центры (пункты), а также пожарные команды и поезда.
Подразделения ведомственной охраны, участвующие в обеспечении транспортной безопасности, являются подразделениями транспортной безопасности и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.
Во исполнение пункта 19 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 N 540, Приказом Росжелдора от 24.05.2011 N 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, а также Перечня работников федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", подлежащих обеспечению огнестрельным оружием, патронами к нему и специальными средствами" (далее Инструкция N 232).
Указанная инструкция разработана, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 N 150 "Об оружии" и Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
Пунктом 1.2. Инструкция установлен единый порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему в федеральном государственном предприятии "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России).
Для выполнения поставленных задач подразделения ФГП ВО ЖДТ России обеспечиваются боевым ручным стрелковым оружием, патронами к нему, служебным и гражданским огнестрельным оружием (далее - оружие) и патронами к нему, специальными средствами согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 года N 1436.
В соответствии с пунктом 1.3. Инструкции N 232 организация учета, хранения, выдачи, использования, транспортировки оружия, патронов и специальных средств, контроля за их наличием и качественным состоянием в ФГП ВО ЖДТ России возлагается, в команде – на начальника команды.
Анализ изложенного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки боевого оружия и патронов в ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ", а также его территориальных подразделений, в том числе,стрелковых команд, установлен Инструкцией, утвержденной Приказом Росжелдора от 24.05.2011 N 232. Данный нормативный правовой акт является специальным, устанавливающим правила оборота боевого ручного стрелкового оружия в ведомственной охране железнодорожного транспорта. Следовательно, оснований для распространения действия Инструкции МВД РФ N 288 на ведомственную охрану железнодорожного транспорта РФ, в приведённом в обжалуемом постановлении объеме, не имеется.
Между тем, как следует из текста обжалуемого постановления начальника ОЛЛР по Почепскому, Выгоничскому, Жирятинскому, Погарскому и Трубчевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области от 02 марта 2020 года №ЛРР018280220065, начальнику СК ОИС станции Витемля Брянского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на МЖД ФИО1 инкриминируется нарушение исключительно требований Инструкции МВД РФ N 288, в то время как нарушений требований Инструкции Росжелдора N 232, непосредственно регулирующей сложившиеся правоотношения в рассматриваемой сфере,ФИО1 не вменяется.
При этом, вопреки приведенным требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении должностного лица, в нарушение требований статьи 2.4 КоАП РФ, не указано неисполнение либо ненадлежащее исполнение каких именно служебных обязанностей, возложенных должностной инструкцией либо нормативным актом, составляет объективную сторону состава вмененного ФИО1, как должностному лицу, административного правонарушения.
Допущенное должностным лицом нарушение является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу требований ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену обжалуемого постановления.
В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет 2 месяца со дня его совершения.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из ст. 4.5 и п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии или отсутствии события или состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.
Поскольку срок давности привлечение лица, к административной ответственности начальника СК ОИС станции Витемля Брянского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на МЖД ФИО1 истек, возможность правовой оценки действий начальника СК ОИС станции Витемля Брянского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на МЖД ФИО1 на предмет наличия события либо состава вменяемого правонарушения и соблюдения порядка привлечения его к административной ответственности утрачена.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного оспариваемое постановление должностного лица административного органа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника СК ОИС станции Витемля Брянского отряда ВО филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на МЖД ФИО1, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения лицензионно – разрешительной работы по Почепскому, Выгоничскому, Жирятинскому, Погарскому и Трубчевскому районам Управления Росгвардии по Брянской области от 02 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст. 20.8 КоАП РФ в отношении в отношении в отношении начальника стрелковой команды по охране искусственных сооружений станции Витемля Брянского отряда вневедомственной охраны филиала федерального государственного предприятия вневедомственной охраны железнодорожного транспорта РФ на Московской железной дороге ФИО1 - отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечениемсроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.Е. Гузанов