ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2016 от 05.04.2016 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №12-14/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

город Олёкминск 5 апреля 2016 года

Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе председательствующего судьи Карнауховой З.В.

при секретаре Хотько А.А.

с участием лица, привлечённого к административной ответственности ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора ОНД по Олёкминскому району от 16 марта 2016 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л А :

Обжалуемым постановлением главного государственного инспектора ОНД по Олёкминскому району ФИО2 № 23/10 от 16 марта 2016 года гражданка ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 поддержала поданную жалобу и пояснила, что в селе Токко действуют 4 противопожарные емкости - в школе 50м3, в детском саду 50 м3, ДЭС 50 м3, ЖКХ 100 м3, а также в летнее время действует локальный водопровод и емкости для воды с объёмами 25 м3 и 50 м3. Ежегодно с организациями заключаются договоры по использованию противопожарной емкости. В этом году в местном бюджете предусмотрены финансовые средства на установку пожарной емкости объёмом 75 м3 через МБУ Центр досуга села, в отношении которых Администрация является учредителем, уже составлена локальная смета. В апреле-мае запланировано проведение закупки на установку данной емкости.

15 апреля 2013 года Администрацией принято постановление «Об утверждении Положения о социальной защите и гарантии добровольным пожарным на территории муниципального образования». Согласно ст.16.3 ФЗ № 185 от 2 июля 2013 года право органов местного самоуправления закреплено как право - могут осуществлять материальное стимулирование деятельности пожарных. Согласно этой статье администрация МО постоянно ведёт работу с ЕДДС по Олёкминскому району, ежегодно подписывает соглашения на финансовую поддержку общественных объединений пожарной охраны Олёкминского района РС (Я). Вопрос стимулирования участия граждан, организаций в добровольной пожарной охране, в том числе, участия в борьбе с пожарами будет рассмотрен администрацией МО «Жарханский национальный наслег» согласно требованию. Не предусмотрели в бюджете ранее конкретные суммы на указанные цели, пожаров на территории МО не было и при участии добровольцев на пожарах на других объектах, оплата производится черед ГАУ «Лес».

Считает, что привлечена, как гражданка ФИО1, а не как должностное лицо, потому просит отменить постановление госинспектора.

На вопросы суда начальник ОНД по Олекминскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) ФИО2 в ходе судебного заседания пояснил, что в период с 15 марта 2016 года непосредственно в село Токко им проводились 2 проверки плановая и внеплановая. Документов о том, что ранее проводились проверки либо были выписаны предписания главе МО – он не установил.

По результатам проверки привлек к административной ответственности ФИО1 – как должностное лицо и подверг штрафу в размере 6000 рублей. Однако, действительно, в самом вынесенном им постановлении и в других документах, указал ее, как привлеченное лицо – гражданка ФИО1, за которое предусмотрена другая ответственность.

При проверке в с.Токко было установлено, что отсутствует центральный водоем, предназначенный для тушения пожаров жилых домов села и других объектов на территории села. Действительно, имеются противопожарные емкости, указанные ФИО3, но они являются объектовыми емкостями и предназначены непосредственно для указанных социальных объектов. Необходимо создание и оборудование такого центрального объекта для села, необходимо предусмотреть это в бюджете - этого не было сделано. Также в администрации наслега не предусмотрено создание условий для социального и экономического стимулирования при участии граждан по добровольному пожарной охране. Данные условия предусматривают, чтобы администрацией было предусмотрено в бюджете и имелось финансирование для оплаты труда таких лиц, участвующих в пожаре и должны быть для таких лиц предусмотрены льготы. Необходимо издание нормативных актов администрации МО – издание приказов-распоряжений о предоставлении льгот в виде отгулов на работе для лиц, участвующих при тушении пожаров и другое. Этого в администрации наслега не было.

Выслушав ФИО1 и ответы должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление ФИО2, проверив и оценив все представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам :

Как видно из материалов дела, 16 марта 2016 года начальник ОНД по Олёкминскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по РС (Я) ФИО2 в период плановой проверки установил и составил протокол №23/19 об административном правонарушении в отношении - гражданки РФ ФИО1 о том, что она 16 марта 2016 года в 15 часов на территории МО «Жарханский национальный наслег» по адресу <...> нарушила требования «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 и ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно:

1. Не организовано создание в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории населённого пункта с.Токко (п. 80 Правил противопожарного режима в РФ; ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);

2. Не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами ( ст.63 (9) ФЗ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Далее, в данном протоколе указано, что гражданке ФИО1 разъяснены ее права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.25.1, 25.5, 24.4 КОАП РФ.

Протокол подписан ФИО1 и госинспектором ФИО2, копия протокола вручена заявителю.

16 марта 2016 года главный государственный инспектор ОНД по Олёкминскому району ФИО2 по итогам рассмотрения указанного протокола №23/19 вынес обжалуемое постановление №23/10, согласно которому гр.ФИО1 признана виновной по указанным обстоятельствам в совершении административного нарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей. В резолютивной части, как и в установочной части постановления указано : «Признать виновным ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КОАП РФ. Привлечь ФИО1 к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 6000 рублей».

В рассматриваемом судом материале также представлены копии - распоряжения о проведении плановой/выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в отношении - Администрации МО «Жарханский национальный наслег» в Олекминском районе РС(Я), Акта проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя – в отношении Администрации МО «Жарханский национальный наслег», выписаны предписания по устранению нарушений Администрации МО «Жарханский наслег»; копия паспорта ФИО1 и распоряжение о вступлении в должность главы МО.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Эти же требования закреплены в п. 80 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 "О противопожарном режиме".

Согласно п. 9 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности относится социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Как видно из изученных документов, оформляя все указанные документы – в том числе протокол об административном правонарушении и при вынесении постановления гл. госинпектор ФИО2 указал ФИО1 - как гражданку, то есть привлек к административной ответственности физическое лицо и подверг ее наказанию в виде штрафа в размере 6000 рублей.

Тогда как положения части 1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривают ответственность – физических лиц в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей, в отношении должностных лиц – от 6000 до 15000 рублей, в отношении юридических лиц – штраф от 150000 рублей до 200000 рублей.

Потому, привлекая ФИО4, как физическое лицо-гражданку, гл. госиснпектором ФИО2 – превышены полномочия по назначению ей наказания, т.е. за пределами данной статьи, предусматривающей ответственность физического лица в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей.

В указанных основополагающих документах и документах, имеющих юридическую силу – гл. госинспектором ФИО2 нигде не указано, что протокол о правонарушении, постановление о назначении наказания - им составлен в отношении должностного лица – ФИО1, являющейся главой МО «Жарханский национальный наслег».

Данная статья 20.4 КОАП РФ предусматривает различную ответственность, а также в отношении разных субъектов, подлежащих ответственности – в отношении физического лица, юридического лица и должностного лица. Потому суд считает, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и вынесшим обжалуемое постановление – гос.инспектроом ФИО2 должно быть указано, что протокол составлен не в отношении гражданки РФ ФИО1, а в отношении должностного лица ФИО1 и признана виновной не гр.ФИО1, а должностное лицо ФИО1, глава МО «Жарханский национальный наслег».

Потому суд считает, что обжалуемое постановление гос.инспектора ФИО2 является незаконным и необоснованным. Потому подлежащим отмене и подлежащим прекращению производством административное правонарушение в отношении ФИО1 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава данного правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении жалобы и отмене постановления.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП,

Р Е Ш И Л А :

Жалобу ФИО1 – удовлетворить.

Отменить постановление № 23/10 главного государственного инспектора Олёкминского района по пожарному надзору ПР ГУ МЧС России по РС(Я) ФИО2 от 16 марта 2016 года и прекратить производство в отношении ФИО1, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 6000 ( шесть тысяч ) рублей в соответствии с требованиями пункта 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава данного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 ( десяти ) дней в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха ( Якутия ) со дня провозглашения.

Судья Олёкминского районного

суда Республики Саха (Якутия: З.В. Карнаухова