ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2016 от 18.07.2016 Ичалковского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 12-14/2016

РЕШЕНИЕ

с.Кемля 18 июля 2016 г.

Судья Ичалковского районного суда Республики Мордовия Ежова Е.В.,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление и.о.мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 12 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, которым ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей,

установил:

Частью первой статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 12 мая 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

ФИО1, не согласившись с принятым по делу решением, обратился в суд с жалобой на постановление, считая его подлежащим отмене с прекращением производства по делу.

Согласно апелляционной жалобе сообщение №715 налоговой службы о представлении пояснений было получено ФИО1 гораздо позднее 01 марта 2016 года, так как он электронной почты не имеет. Адрес электронной почты, с которой осуществлялась отправка отчетности в налоговый орган, принадлежит организации, осуществляющей предоставление бухгалтерских услуг и услуги оператора. Сообщение №715 было передано ему бухгалтером с пояснением по всем заданным вопросам. Пояснения были направлены в налоговый орган в течении трех дней с момента получения сообщения.

На основании изложенного полагает, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.4 КоАП РФ, отсутствует.

ФИО1 так же указывает, что дело об административном правонарушении было рассмотрено без его участия, в отсутствии его надлежащего извещения, соответственно он был лишен возможности защищать свои права, а также пользоваться помощью защитника.

Специалист 1 разряда отдела камеральных проверок МИФНС №4 РМ ФИО2, ФИО1 не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не предоставили и отложить разбирательство дела не просили.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ полагаю возможным рассмотрение дела в отсутствии указанных лиц.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.

В материалах дела имеется почтовое отправление на имя ФИО1 содержащее судебную повестку на 10.40 часов 12 мая 2016 года, которое было возвращено в судебный участок с отметкой «истек срок хранения». При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», ФИО1 считается извещенным о месте и времени рассмотрения дела.

На основании изложенного довод жалобы о ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрении дела об административном правонарушении, судом не принимается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи КоАП РФ в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 30.6 КоАП РФ, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Данное требование КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 мировым судьей соблюдено не было.

Согласно частям 2, 4 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 26 февраля 2016 года в отношении ООО Торговый дом «Снабженец» вынесено требование №715 о представлении пояснений, либо внесении соответствующих исправлений в течении 5 рабочих дней со дня получения требования в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость.

В отношении руководителя ООО Торговый дом «Снабженец» ФИО1 21 марта 2016 года возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.4 КоАП РФ, поскольку пояснений по требованию №715 от 26 февраля 2016 года или внесение изменений в отчетность в течение пяти рабочих дней не поступало.

При этом материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о дате получения указанного требования ООО Торговый дом «Снабженец» или организацией осуществляющей предоставление бухгалтерских услуг и услуги оператора ООО Торговый дом «Снабженец».

То есть дата совершения административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 19.4 КоАП РФ - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, не установлена.

21 марта 2016 года ФИО1 было направлено уведомление с просьбой явиться для составления протокола об административном правонарушении в срок до 01 апреля 2016 года. При этом точное время и дата составления протокола об административном правонарушении не определены.

Согласно копии почтового уведомления почтовое отправление получено представителем ООО ТД «Снабженец» 30.03.2016 года.

11 апреля 2016 года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №114 по части первой статьи 19.4 КоАП РФ, в котором не содержится данных о месте, времени и событии административного правонарушения.

При этом сведений об извещении ФИО1 о необходимости явки к определенному времени 11 апреля 2016 года для составления протокола об административном правонарушении материалы дела не имеют.

То есть при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом, имеющим полномочия на составление протокола, было нарушено право лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту.

Сведений о получении ФИО1 копии протокола в материалах дела нет.

Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, в связи с чем, он не может быть признан допустимым доказательством по делу.

12 апреля 2016 года дело об административном правонарушении направлено мировому судье судебного участка Ичалковского района по подведомственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о месте, времени совершения правонарушения, состава события административного правонарушения, как и отсутствие сведений об извещении лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении о дате и времени его составления являлось основанием для возврата протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему его для устранения изложенных выше нарушений закона на основании _ пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

Тем не менее, указанные требования мировым судьей выполнены не были.

Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.

Как следует из смысла статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, при наличии процессуальной возможности для устранения сомнений по вопросам, перечисленным в статье 26.1 КоАП РФ, судья обязан выполнить требования статьи 24.1 Кодекса о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований названного Кодекса и является недопустимым доказательством, а иных сведений, достоверно подтверждающих факт извещения ФИО1 о необходимости предоставления пояснений к налоговой декларации и невыполнение этого требования в сроки определенные законом, материалы дела не содержат, выводы о наличии в действиях последнего состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 19.4 КоАП РФ, являлись бы преждевременными.

Рассмотрев жалобу на постановление и.о.мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 12 мая 2016 года, исследовав материалы дела об административном правонарушении прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

В силу пункта 3 части первой статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Поскольку наличие события административного правонарушения, как и вина ФИО1 в совершении административного правонарушения допустимыми доказательствами не подтверждается, постановление мирового судьи подлежит отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным, производство по делу прекращению.

Руководствуясь статьями 30.7 -30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление и.о.мирового судьи судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 12 мая 2016 года в отношении ФИО1 по части первой статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья