ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2016 от 24.05.2016 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

судья Цыкалова Н.А. № 7-42/2016

РЕШЕНИЕ

24 мая 2016 года г. Элиста

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Литовкин В.В., при секретаре Дединовой З.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу старшего оперуполномоченного Центра по противодействию экстремизму МВД по Республике Калмыкия ФИО1 на постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2016 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО2,

установил:

постановлением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, старший оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму (далее - ЦПЭ) МВД по Республике Калмыкия ФИО1 просит постановление судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что аудиофайлы «***» и «**» были размещены ФИО2 в социальной сети «***», они находились в свободном доступе, любой пользователь сети Интернет мог прослушать и скачать их, что свидетельствует о наличии в действиях ФИО2 состава инкриминируемого административного правонарушения.

В судебном заседании старший оперуполномоченный ЦПЭ МВД по Республике Калмыкия ФИО1 доводы жалобы поддержал.

ФИО2 просил жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ наступает за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами являются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национала или религиозной группы.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Согласно решению Кстовского городского суда Нижегородской области от
12 февраля 2014 г., вступившим в законную силу 22 марта 2014 г., аудиофайл под
названием «***», начинающийся со слов «***....» признан экстремистским и подлежащим конфискации. Указанный аудиоматериал внесен в Федеральный список экстремистских материалов под № ***.

Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда Курганской области от 27 июня 2013 г. аудиоматериал, размещенный на Интернет-ресурсе

http://***, в частности «****» признан экстремистским материалом. Указанный аудиоматериал внесен в опубликованный федеральный список
экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации под № ****.

Как следует из материалов дела, в ЦПЭ МВД по Республике Калмыкия из Управления ФСБ по Республике Калмыкия поступила информация о том, пользователь социальной сети Интернет «***» «***» http://***, разместил на своей странице аудиофайлы под следующими названиями: «***», и «***», признанные судебными решениями экстремистскими и внесенные в Федеральный список экстремистских материалов. В ходе ОРМ установлено, что указанная страница принадлежит ФИО2, *** года рождения, уроженцу ****.

Указанные действия ФИО2 должностным лицом МВД по Республике Калмыкия квалифицированы по ст. 20.29 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, суд указал, что в материалах дела не имеется доказательств того, что ФИО2 массово распространял аудиофайлы «***», и «***», производил или хранил эти аудиофайлы в целях их распространения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 26.2 КоАП РФ).

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 26.11 КоАП РФ).

Процесс оценки собранных по делу доказательств предполагает, что субъект административной юрисдикции должен исследовать их относимость, допустимость, достоверность, достаточность, взаимную связь. Объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях, способствует справедливому разрешению дела.

Как в письменных объяснениях, так и в судебном заседании ФИО2 указывал, что на свою страницу в социальной сети «***» им лично добавлены аудиофайлы «***» и «***».

Из протокола исследования предметов (документов) от 25 марта 2016 г. следует, что на личной странице пользователя «Адам Алиев» в открытом доступе без ограничений для прослушивания и копирования обнаружены аудиофайлы под названием «***», и «***».

Согласно протоколам опросов А.Б.З. и М.С.А. от 25 марта 2016 г. в их присутствии был осуществлен вход на личную страницу интернет пользователя «***» http://*** в социальной сети «***», где размещены без ограничений для просмотра, прослушивания и копирования, в том числе, аудиофайлы «***» и «***», признанные экстремистскими.

Указанное свидетельствует о том, что на личной странице в сети «***» ФИО2 в разделе «Аудиозаписи» размещены и хранились экстремистские материалы, которые были предоставлены для просмотра и ознакомления неограниченному кругу пользователей указанной социальной сети

Вместе с тем, данные обстоятельства не приняты во внимание судьей Элистинского городского суда, что свидетельствует о неполноте и односторонности рассмотрения дела.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьей 4.5 КоАП РФ, по настоящему делу не истек, решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2016 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 апреля 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.29 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Судья В.В. Литовкин