Дело № 12-14/2016
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2016 г. с. Павловск
Судья Павловского районного суда Алтайского края Коняева З.А.,
с участием прокурора Гридневой В.А..
ФИО1, ее представителя ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Комитета по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района Алтайского края ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Павловского района Алтайского края от 16.01.2016 года о привлечении к административной ответственности по ст.5.59 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением прокурора Павловского района Алтайского края в отношении председателя комитета по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района ФИО1 было возбуждено дело о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ - нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Павловского района Алтайского края от 16.01.2016 года ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит постановление мирового судьи от 16.01.2016 года отменить, производство по делу прекратить.
Указывает, что в ходе проверки, проведенной 10.12.2015 года прокуратурой Павловского района, в номенклатурном деле, которое ведется должностными лицами органа опеки и попечительства, входящего в структуру комитета по образованию и молодежной политике, было обнаружено письменное обращение П. от 29.09.2015 года. Указанное обращение не прошло регистрацию в установленном порядке, с последующим наложением резолюции руководителем, для дальнейшего исполнения ответственным лицом. Отсутствовал письменный ответ на данное обращение.
Специалист комитета по образованию органа опеки и попечительства В.. приняла заявление от П.., не произвела его регистрацию в приемной комитета, поместила данное обращение в номенклатурное дело. По оставленному П. обращению В.. была проведена работа. Ответ заявителю был дан в устной форме поредством телефонной связи, что предусмотрено административным регламентом, утвержденным приказом ГУ образования и молодежной политики Алтайского края. Ответом заявитель ФИО3 была удовлетворена. До настоящего времени претензий с ее стороны не поступало.
Она, как председатель комитета, не была проинформирована специалистом о поступившем заявлении. К тому же отсутствовала в помещении, где было принято заявление П.., что исключает ее осведомленность о данном факте. В. было вынесено устное замечание и разъяснен порядок регистрации обращений и должностные обязанности.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. С ее стороны нарушения норм Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не было, а имело место своеволие специалиста. Она, как председатель комитета несёт ответственность только за те действия должностных лиц, о которых ей было известно и действия которых оформлены соответствующим образом.
Полагает, что мера ответственности применима не к председателю комитета, а к должностному лицу, допустившему нарушение данного законодательства, проявившееся в сокрытии поступившего заявления от председателя комитета, что подтверждается материалами дела.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала. Пояснила, что с 28.09.2015 года она находилась в очередном отпуске, её обязанности председателя комитета по образованию и молодежной политике исполняла П.., поэтому ей не было известно о письменном обращении П.. о розыске внучки, помещенной в учреждение общественного воспитания. Комитет по образованию розыском лиц не занимается. Специалист комитета В.. сообщила П.. телефон должностного лица органа опеки и попечительства администрации Заринского района, где П. могла получить и получила интересующую её информацию и не стала регистрировать свое заявление в приемной Комитета по образованию, оставила у специалиста В.., которая вложила его в номенклатурное дело, где при проверке было обнаружено прокурором.
Заслушав участвовавших в рассмотрении дела лиц, проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, суд установил следующие обстоятельства.
29.09.2015 года в Комитет по образованию и молодежной политике администрации Павловского района Алтайского края на имя председателя Комитета поступило заявление П., в котором она просила помочь разыскать внучку ****, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая была помещена в детский дом, в какой, ей неизвестно.
Как установлено мировым судьей при рассмотрении дела, на письменное обращение П. специалистом комитета по образованию В. был дан устный ответ по телефону. При этом заявление П. в установленном порядке зарегистрировано не было, письменный ответ на него не дан.
В соответствии со статьей 5.59 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях (бездействии) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки рассмотрения обращений граждан (например, поступившие обращения граждан не регистрируются в установленном порядке; не проводится необходимая проверка сведений, изложенных в обращении; проверка проводится формально и поверхностно, что не позволяет установить фактические обстоятельства дела; обращение перенаправляется в орган или должностному лицу, не имеющему необходимых полномочий для решения вопросов, поставленных в обращении и т.п.). Правонарушение может выражаться также в несоблюдении сроков рассмотрения обращений и направлении ответа заявителю.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон»), настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу ст. 8 Федерального закона, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона, личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
В силу части 4 указанной статьи, письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 6 данной статьи, в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно ст. 14 Федерального закона, государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Как следует из п. 5.1 Положения о комитете по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района Алтайского края, утвержденного Постановлением Администрации Павловского района от 07.07.2014 года, деятельностью Комитета руководит председатель, который принимает на работу работников Комитета и его структурных подразделений, увольняет их в соответствии с Трудовым кодексом.
Согласно п. 5.2 Положения, председатель комитета действует на основе единоначалия и несет персональную ответственность за работу Комитета и системы образования района в соответствии с возложенными на них задачами, к числу которых относиться, в том числе, осуществление приема граждан, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб в области образования.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, ответственность, в том числе административную за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, поступивших в Комитет по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района Алтайского края несет председатель Комитета.
Председателем Комитета по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района с 07 марта 2014 года по настоящее время является ФИО1, которая постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Павловского района Алтайского края от 16.01.2016 года была привлечена к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.
Основанием для вынесения мировым судьей вышеуказанного постановления послужило то обстоятельство, что ФИО1, являясь руководителем Комитета по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района, на которого возложена обязанность по руководству деятельностью данного Комитета, в том числе приему граждан, рассмотрению заявлений в области образования, а также персональная ответственность за работу Комитета, допустила нарушение требований ст. 8,12,13,14 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, выразившееся в несвоевременной регистрации, отправлении ответа на обращение П. а также отсутствие должного контроля за порядком рассмотрения данного обращения.
Суд полагает, что мировой судья при рассмотрении дела не учел конкретные обстоятельства дела, не дал им правильную оценку, что повлекло неверное суждение о виновности ФИО1 во вменяемом ей административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Как установлено в судебном заседании из пояснений ФИО1, показаний свидетелей В.., П.., а также иных материалов дела, председатель Комитета по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района ФИО1 не была поставлена в известность об обращении П.., которая передала свое заявление непосредственно специалисту В., последняя, в свою очередь, разрешив его, не зарегистрировала в журнале регистрации входящей корреспонденции и ФИО1 не показала.
К тому же, в соответствие с представленными распоряжением администрации Павловского района №8 от 22.09.2015 года и приказом комитета по образованию и молодежной политике №118 от 28.09.2015 года ФИО1 с 28.09.2015 г. по 12.10.2015 г. находилась в очередном отпуске.
Поскольку ФИО1 не знала об обращении П.., она, соответственно, не могла осознавать противоправный характер своих действий (бездействий), либо предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий (бездействий). Указанное свидетельствует об отсутствии вины ФИО1 во вменяемом ей правонарушении.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Суд отменяет постановление мирового судьи судебного участка № 1 Павловского района от 16.01.2016 года и прекращает производство по делу в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях председателя Комитета по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Павловского района Алтайского края от 16.01.2016 года в отношении председателя Комитета по образованию и молодежной политике Администрации Павловского района ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
СУДЬЯ З.А. Коняева