Дело № 12-14/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Уват Тюменской области 26 апреля 2017 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Юдиной С.Н.,
с участием председателя правления УРООО «Фауна» ФИО19,
представителя Уватского районного отдела Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области ФИО20, действующего на основании доверенности (Номер обезличен) от 23.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по жалобе председателя правления УРООО «Фауна» ФИО19 на постановление начальника Уватского отдела Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области от 29.03.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 КоАП РФ в отношении ФИО19, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Уватского отдела Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области ФИО20 от 29.03.2017 ФИО19 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере две тысячи пятьсот рублей.
ФИО19 с указанным постановлением не согласен, просит его отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью, мотивируя тем, что он является председателем УРООО «Фауна» на основании охотхозяйственного соглашения от 06.12.2010, согласно которому срок проведения внутрихозяйственного охотустройства до 01.12.2013, он заблаговременно 11.04.2013 обратился с заявкой о выполнении проекта охотустройства, однако в связи с большой площадью охотничьего хозяйства, её труднодоступностью и протяженностью, работа по завершению проекта охотустройства по объективным, не зависящим от него причинам, не была закончена к 01.12.2013. Кроме того срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет один год, правонарушение не является длящимся, следовательно годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Также считает, что необоснованно указано на нарушение им п.6.1.2, 6.1.3, 6.2.7, 2.3.4.8.8 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, что противоречит п.6.3 Проекта внутрихозяйственного охотустройства охотничьего хозяйства, так как охотхозяйство по юго-восточной и юго-западным границам граничит с государственными комплексами экологическим заповедниками регионального значения «Поваровский» и «Стершиный», проектных решений по организации зоны не принято. На прилегающей территории по границе с заказником протяженностью более 6 км и зоной вглубь участка около 1 км обеспечиваются оптимальные условия обитания и размножения диких птиц и зверей, предотвращения гибели животных при проведении сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ. УРООО «Фауна» осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории площадью 65688 га, что подтверждается ежегодными отчетами. Отсутствие журнала производственного охотничьего контроля за 2017 не охватывается приказом Госохотуправления Тюменской области от 11.01.2017, за 2015, 2016 годы журналы велись. Поскольку наказание наложено без учета отсутствия вреда и каких-либо отрицательных последствий от его действий, считает, что постановление вынесено незаконно и не обоснованно.
ФИО19 в судебном заседании на доводах жалобы настаивал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Уватского отдела Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, жалобу – без удовлетворения по мотивам, указанным в своем письменном возражении на жалобу, в котором указал, что УРООО «Фауна» обратилось с заявкой о проведении охотустройства спустя 2 года 4 месяца с момента возложения обязанности, за 7 месяцев до окончания установленного срока, что нельзя признать заблаговременным. Считает, что невыполнение обязанности по проведению внутрихозяйственного охотустройства УРООО «Фауна» длительное время с 06.12.2010 по 15.07.2014 свидетельствует о длящемся правонарушении, в связи с чем срок давности совершения указанного правонарушения будет исчисляться со дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В части нарушения п.п.6.1.2, 6.1.3, 6.2.7 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, довод о незаконности вменения нарушения п.6.3 проведенного внутрихозяйственного устройства, несостоятелен поскольку данное нарушение подробно зафиксировано в акте проверки № 1 от 10.02.2017, а также как в тексте проекта внутрихозяйственного устройства УРОО «Фауна», так и в прилагаемом к нему картографическом материале не разработан проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород, проект планирования создания охотничьей инфраструктуры, не определены мероприятия по созданию охотничьей инфраструктуры.
Несостоятельным находит довод жалобы о том, что нарушение п.п.2,3,4,8,9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов противоречит п.6.3 проведенного внутрихозяйственного устройства, где указано, что проектных решений по организации зоны охраны охотничьих ресурсов не принято, поскольку охотничье хозяйство граничит с государственными комплексными заказниками регионального значения «Поваровский» и Стершинский». Вместе с тем, нормы Порядка установления на местности границ зон охраны носят императивный характер и обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственное соглашение. Кроме того часть указанной в проекте внутрихозяйственного охотустройства границы заказника «Поваровского» проходит по реке Алымка, а речные участки не являются территорией УРООО «Фауна», поскольку ему в аренду переданы только лесные. Довод жалобы о необоснованности вменения нарушения п.2.1.3 заключенного охотхозяйственного соглашения, опровергается ведомостью учетных маршрутов, проектом внутрихозяйственного охотустройства, согласно которому УРООО осуществляет свою деятельность на территории 136422 га, выходя за пределы предоставленного в аренду лесного участка, площадью 65688 га. Довод о том, что УРООО «Фауна» вменяется в вину отсутствие журнала производственного контроля за 2017 год, что не охватывается приказом Госохотуправления № 5-о/д от 11.01.2017, является несостоятельным. В части довода о малозначительности совершенного деяния полагает, что освобождение от административного наказания уместно лишь при условии, что правонарушитель осознает последствия нарушения им законодательства, раскаивается.
Заслушав ФИО19, представителя отдела Госохотуправления Тюменской области, изучив материалы дела, считаю необходимым жалобу удовлетворить частично, постановление начальника Уватского районного отдела Госохоуправления Тюменской области от 29 марта 2017 года изменить по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно акту проверки, проведенной на основании приказа начальника Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области от 11.01.2017 № 5-о/д, 10.02.2017 была проведена плановая документарная выездная проверка в отношении УРООО «Фауна», по итогам которой выявлено, что в нарушение п.8.2.8 охотхозяйственного соглашения; ст.40 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»; п.п.6.1.2., 6.1.3., 6.2.7. Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного приказом Минприроды России от 23.12.2010 N 559; п.2.1.3 охотхозяйственного соглашения; п.2,3,4,8,9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 12.11.2010 №503; п.11, п.33 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2014 № 6; п.4, 5 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379. Проверка проводилась в присутствие председателя ФИО19, с актом он был ознакомлен, его копию со всеми документами получил.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 72АП-5311 от 20.03.2017 УРООО «Фауна» осуществляет свою деятельность на основании Устава УРООО «Фауна», Председатель Правления руководит деятельностью Правления, подписывает решения, принимаемые Правлением, решает вопросы хозяйственной деятельности организации; принимает и увольняет должностных лиц; в период между заседаниями Правления осуществляет руководство по вопросам повседневной деятельности организации. Срок полномочий Председателя Правления УРООО «Фауна» ФИО19 продлен на 3 года, с 01.02.2015 ФИО19 приступил к исполнению обязанностей Председателя Правления УРООО «Фауна». 20.03.2017 в 09 часов 40 минут было выявлено, что председателем Правления УРООО «Фауна» ФИО19, на участке закрепленных охотничьих угодий, расположенном в границах Тугаловского, Демьянского, Першинского сельских поселений Уватского района Тюменской области, допущены нарушения п.8.2.8 охотхозяйственного соглашения; ст.40 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»; п.п.6.1.2., 6.1.3., 6.2.7. Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного приказом Минприроды России от 23.12.2010 N 559; п. 2.1.3 охотхозяйственного соглашения; п. 2, 3, 4, 8, 9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 12.11.2010 №503; п.11, п.33 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2014 №6; п.4, 5 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379. О времени и месте составления протокола ФИО19 был извещен надлежащим образом, на составление протокола не явился.
Согласно выписки из решения и приказа № 1 УРООО «Фауна» от 30 января 2015 года срок полномочий председателя – ФИО19 продлен на три года с 01 февраля 2015.
УРООО «Фауна» осуществляет свою деятельность на основании Устава УРООО «Фауна», утвержденного протоколом № 1 общего собрания учредителей от 01.02.2006, согласно раздела 4 которого для практического текущего руководства деятельностью организации в период между созывами общих собраний избирается председатель Правления организации — постоянно действующий орган организации. В силу п.4.9 Устава Председатель Правления руководит деятельностью Правления, подписывает решения, принимаемые Правлением, решает вопросы хозяйственной деятельности организации; принимает и увольняет должностных лиц; в период между заседаниями Правления осуществляет руководство по вопросам повседневной деятельности организации.
11.04.2013 председатель УРООО «Фауна» обратился в ООО «(Данные изъяты)» с просьбой выполнить проект охотустройства.
Согласно проекту внутрихозяйственного охотустройства УРООО «Фауна», утвержденному ООО «(Данные изъяты) 15.07.2014 выявлены несоответствие в площади участка – 70734 га и общая площадь участка составила 136422 га., причинами корректировки является добавление площади нелесных земель (сельхозугодий, водотоков, дорог), п.6.3 проекта содержит информацию о том, что в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 559 «Об утверждении порядка организации внутрихозяйственного охотустройства» во время проведения внутрихозяйственного охотустройства в охотничьем хозяйстве предусмотрено выделение участка фаунистического покоя. Создание в охотничьих угодьях зоны охраны охотничьих ресурсов относится к биотехническим мероприятиям, проводимым в целях предотвращения гибели охотничьих ресурсов. Так как охотхозяйство по юго-восточной и юго-западной границам граничит с государственными комплексными зоологическими заказниками регионального значения «Проваровский» и «Стершиный» проектных решений по организации зоны не принято. На особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам животного мира, которая противоречит целям и задачам особо охраняемых природных территорий. На прилегающей территории по границе с заказником протяженностью более 6 километров и зоной вглубь участка около 1 километра обеспечиваются оптимальные условия обитания и размножения диких птиц и зверей, предотвращения гибели животных при проведении сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ и т.п. Согласно карте-схеме пространственного расположения зоны охраны охотничьих ресурсов в УРООО «Фауна» общая площадь составляет 136422 гектара.
15.03.2017 УРООО «Фауна» обратилось в Арбитражный суд с исковым заявлением об изменении условий охотхозяйственного соглашения № 4 от 05.12.2010, а именно п.2.1.1. изложить в следующей редакции «Площадь охотничьего угодья 136422 га».
В журнале производственного контроля по УРООО «Фауна» за 2015 и 2016 годы в соответствующих графах указаны мероприятия по охране, фамилия, имя, отчество инспектора, серия и номер удостоверения, результат проведения мероприятий.
В планах производственного охотничьего контроля на 2016 и на 2017 годы указаны цели и предмет проверки, подлежащие проверке требования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, место осуществления проверки, фамилии, имена, отчества инспекторов, серии и номера их удостоверений, сроки проверки.
ФИО19 12.10.2016 обратился с заявлением в УРООО «Фауна» о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, указано место охоты, сроки охоты, вид животного, количество особей, орудия и способ охоты.
В заявлениях на выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11,, ФИО12 не указаны имена и отчества заявителей, вид охоты, который предполагается осуществлять, сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве, предполагаемые сроки охоты, места охоты, в заявлениях ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16ФИО17, ФИО18, ФИО1 не указаны сведения о виде охоты, который предполагается осуществлять, кроме того в заявлениях ФИО16, ФИО15, ФИО14, ФИО13 указан срок начала осуществления охоты, истекший на момент подачи ими заявлений.
Постановлением начальника Уватского районного отдела Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области от 29 марта 2017 года ФИО19 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, при изложенных выше обстоятельствах, и на него наложено наказание в виде административного штрафа в размере 2500 рублей. Копию постановления ФИО19 получил 29 марта 2017 года, указал, что с постановлением не согласен.
Частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи.
Согласно ст.40 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.
В соответствии со ст.34 указанного Федерального закона охота является одним из видов пользования животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (статья 33 Закона о животном мире).
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с деятельностью в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии со ст.3 Закона об охоте правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.39 Закона об охоте в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство (ч.1). Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации (ч.3). В схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации определяются цели планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов (ч.4). К схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий (ч.5). Внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (ч.10). Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств (ч.11). Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья (ч.12). В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры (ч.13). Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.14).
В соответствии с Порядком организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденным приказом Минприроды России от 23 декабря 2010 года № 559, при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства разрабатываются: проект деления территории охотничьего угодья на егерские обходы, выделения зон охраны охотничьих ресурсов, зон нагонки и натаски собак охотничьих пород (п.6.1.2.); проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства) (п.6.1.3); определяются мероприятия по созданию охотничьей инфраструктуры (п.6.2.7).
В соответствии с Порядком установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденным приказом Минприроды России от 12 ноября 2010 года № 503, в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается (п.2). Границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов (п.3). На основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов (п.4). Специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов (п.8). На территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте" (п.9).
В соответствии с п.2.1.5, п.4 Видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды России от 24 декабря 2010 года № 560, в охотничьих угодьях проводятся следующие виды биотехнических мероприятий: предотвращение гибели охотничьих ресурсов путем создания в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов. Проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения
Согласно ст.41 Закона об охоте под производственным охотничьим контролем понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (ч.1). Порядок осуществления производственного охотничьего контроля, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.13).
В соответствии с Порядком осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 09 января 2014 года № 6, производственный охотничий контроль осуществляется в соответствии с планом осуществления производственного охотничьего контроля, составляемым и утверждаемым охотпользователями (п.10). План осуществления производственного охотничьего контроля включает в себя: 1) наименование охотпользователя - юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) охотпользователя - индивидуального предпринимателя; 2) реквизиты охотхозяйственного соглашения, заключенного в отношении охотничьих угодий, в границах которых охотпользователем осуществляется производственный охотничий контроль; 3) фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, осуществляющих производственный охотничий контроль на территории соответствующего охотничьего угодья; 4) фамилии, имена, отчества (при наличии), а также серии и номера удостоверений производственных охотничьих инспекторов, ответственных за осуществление производственного охотничьего контроля на территории соответствующего охотничьего угодья; 5) перечень планируемых мероприятий при осуществлении производственного охотничьего контроля (п.11). Охотпользователи обеспечивают сбор, обработку, обобщение и хранение сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий (п.32). Охотпользователи обеспечивают ведение журнала, в котором отражаются результаты сбора, обработки, обобщения сведений об осуществлении производственного охотничьего контроля на территории закрепленных за ними охотничьих угодий. В таком журнале содержится информация о: реквизитах охотхозяйственных соглашений, заключенных в отношении охотничьих угодий, в границах которых осуществляется производственный охотничий контроль; фамилиях, именах, отчествах (при наличии), сериях и номерах удостоверений производственных охотничьих инспекторов, ответственных за осуществление и осуществляющих производственный охотничий контроль; фамилиях, именах, отчествах (при наличии) лиц, в отношении которых составлены Акты; дате вручения либо об отметке о направлении копий Актов лицам, в отношении которых составлены Акты; выявленных случаях нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления; выявленных случаях причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания лицами при осуществлении ими охоты в границах охотничьих угодий; количестве составленных Актов; количестве Актов, направленных в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации, или органы внутренних дел; количестве иных сообщений и материалов, направленных в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный охотничий надзор, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора на территории субъекта Российской Федерации, или органы внутренних дел, о готовящемся или совершенном правонарушении или преступлении, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п.33).
В соответствии со ст.30 Закона об охоте в разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются: 1) сведения об охотнике и охотничьем билете, предусмотренные подпунктами "а" и "ж" пункта 6 части 2 статьи 37 настоящего Федерального закона; 2) вид охоты, который предполагается осуществлять; 3) сведения о добываемых охотничьих ресурсах; 4) количество добываемых охотничьих ресурсов; 5) сроки охоты и места охоты.
Согласно п.а ч.1 ст.31 Закона об охоте выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В соответствии с ч.4 ст.31 Закона об охоте разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.
В соответствии с ч.5 указанной выше статьи порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, формы бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.3.1 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденному приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года № 379 выдача разрешений осуществляется физическому лицу, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, в случаях осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях – охотпользователем.
В соответствии с п.16 указанного выше Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов в разрешении указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) охотника; вид охоты; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; количество добываемых охотничьих ресурсов; сроки охоты и места охоты; дата выдачи охотничьего билета, его учетные серия и номер.
Согласно п.3 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, утвержденному приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года № 379 физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (далее - заявитель), для получения разрешения представляет заявление соответствующему охотпользователю, в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение, а также документы, предусмотренные настоящим Порядком.
В соответствии с п.3.1 вышеуказанного Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц срок начала подачи заявлений на получение разрешения в общедоступные охотничьи угодья на предстоящий сезон охоты может быть установлен законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона об охоте, и не может составлять менее 10 календарных дней до установленных в субъекте Российской Федерации сроков охоты. В заявлении указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве; предполагаемые сроки охоты; места охоты; дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер (п. 4). В случае, если заявителем является работник юридического лица, индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора, в заявлении дополнительно указываются наименование и организационно-правовая форма юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, работником которого является заявитель, а также контактный номер телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с этим юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем (п. 5).
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО19 к административной ответственности послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 10 февраля 2017 года органом, осуществляющим государственный контроль, выявлены факты нарушения председателем Правления УРООО Фауна» ФИО19 ст.40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», п.8.2.8 охотхозяйственного соглашения, п.6.1.2, п. 6.1.3, п. 6.2.7 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного приказом Минприроды России от 23 декабря 2010 года № 559, п.п. 2, 3, 4, 8, 9 Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 12 ноября 2010 года № 503, п.2.1.3 охотхозяйственного соглашения, п.33 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 09 января 2014 года № 6, п.11 указанного выше Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, п.4, 5 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года № 379, п.16 обозначенного выше Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
ФИО19 являясь председателем Правления УРООО «Фауна», обладая возложенными на него полномочиями по текущему руководству деятельности организации в сфере охотничьего хозяйства, в нарушение указанных выше норм законов, а также установленных правил и нормативов не разработал проект выделения зон охраны охотничьих ресурсов, не разработал проект планирования создания охотничьей инфраструктуры, не определил мероприятия по созданию охотничьей инфраструктуры, не выделил зоны охраны охотничьих ресурсов, не обозначив их специальными информационными знаками, осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства за пределами площади переданных ему в аренду лесных участков, не обеспечил ведение журнала производственного охотничьего контроля за 2017 год, не обеспечил содержание журналов производственного контроля за 2015, 2016 годы в соответствии с установленными требованиями, не разработал план производственного контроля на 2015 год, в планах производственного охотничьего контроля за 2016, 2017 годы не отразил информацию о перечне планируемых мероприятий при осуществлении производственного охотничьего контроля, принял заявления на добычу охотничьих ресурсов, в которых отсутствует часть сведений, обязательных для указания, неполно или неверно заполнил выданные разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Таким образом, должностным лицом полно и подробно были исследованы все представленные по делу доказательства, в достоверности и объективности которых оснований сомневаться нет, были правильно установлены все обстоятельства административного правонарушения, и сделан верный вывод о совершении председателем Правления УРООО «Фауна» ФИО19 административного правонарушеня, предусмотренного ч.3 ст.8.37 КоАП РФ – нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи.
Суд находит необоснованным довод жалобы о том, что в соответствии с п.6.3 Проекта внутрихозяйственного охотустройства УРООО «Фауна» во время проведения внутрихозяйственного охотустройства проектных решений по организации зоны охраны охотничьих ресурсов не принято, так как охотхозяйство по юго-восточной и юго-западной границам граничит с государственными комплексными зоологическими заказниками регионального значения «Проваровский» и «Стершиный» и на прилегающей территории по границе с заказником протяженностью более 6 километров и зоной вглубь участка около 1 километра обеспечиваются оптимальные условия обитания и размножения диких птиц и зверей, предотвращения гибели животных при проведении сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ, поскольку нормы Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Минприроды России от 12 ноября 2010 года № 503, носят императивный характер, обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, и не дают права охотпользователю решать по своему усмотрению вопрос об установлении границ зон охраны охотничьих ресурсов и обозначение их на местности специальными информационными знаками, проект внутрихозяйственного охотустройства не может противоречить федеральному природоохранному законодательству.
Вопреки доказательствам, представленным ФИО19 суду, также необоснованными суд находит довод жалобы о том, что УРООО «Фауна» осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства на территории в границах согласно их описанию и карте-схеме на площади 65688 гектаров, так как опровергается проектом внутрихозяйственного охотустройства, согласно которому общая площадь охотничьего хозяйства указана в размере 136422 гектара.
Несостоятельным суд находит довод жалобы о том, что ведение журнала производственного охотничьего контроля за 2017 год не охватывается приказом Госохотуправления от 11 января 2017 года, поскольку при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора за деятельностью юридических лиц в рамках реализации плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на текущий год должностное лицо уполномоченного органа вправе проверить ведение деятельности в сфере охотничьего хозяйства на текущую дату проверки, кроме того, несмотря на наличие в журналах производственного охотничьего контроля записей о мероприятиях по охране охотничьих ресурсов, их содержание не соответствует п.33 Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 09 января 2014 года № 6.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Объектом противоправного посягательства, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира, а целью статьи – защита этих прав и обеспечение порядка правил пользования объектами животного мира.
Несоблюдение должностным лицом требований законодательства, регулирующего данные правоотношения по характеру деяния имеет высокую степень общественной опасности, поскольку препятствует осуществлению контроля за использованием и сохранением животного мира и среды его обитания.
Таким образом, учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, совершенное председателем Правления УРООО «Фауна» ФИО19, исходя из целей и общих правил назначения наказания, административное правонарушение не может быть признано малозначительным. В связи с чем, довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения суд находит необоснованным.
В связи с указанным выше, суд пришел к выводу о том, что начальником Уватского районного отдела Госохотуправления Тюменской области правомерно действия ФИО19 квалифицированы по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ и его вина в совершении указанного правонарушения установлена верно.
Наказание должностному лицу назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 ст.8.37 КоАП РФ, с учетом отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный ст.29.7 КоАП РФ, должностным лицом нарушен не был.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления, в судебном заседании не установлено. Срок давности привлечения ФИО19 к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ не истек.
Вместе с тем должностным лицом ФИО19 вменено нарушение срока проведения внутрихозяйственного охотустройства, установленного охотхозяйственным соглашением до 01 декабря 2013 года.
Суд не соглашается с данными выводом, так как в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Поскольку сроки проведения внутрихозяйственного охотустройства Законом о животном мире не регламентированы, вышеуказанное охотхозяйственное соглашение представляет по своей сути договор, и на момент составления протокола об административном правонарушении внутрихозяйственное охотустройство было проведено 15 июля 2014 года, суд приходит к выводу о том, что нарушение срока проведения внутрихозяйственного охотустройства излишне вменено в вину ФИО19, поэтому указание на него подлежит исключению, а постановление в данной части - изменению.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1–30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО19 удовлетворить частично, постановление начальника Уватского районного отдела Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области ФИО20 от 29 марта 2017 года изменить, исключить из него указание на нарушение ФИО19 ст.40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», п.8.2.8 охотхозяйственного соглашения в части нарушения срока проведения внутрихозяйственного охотустройства.
В остальной части постановление оставить без изменения жалобу – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путём подачи жалобы или протеста через Уватский районный суд Тюменской области в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Председательствующий судья С.Н.Юдина
Решение не вступило в законную силу