РЕШЕНИЕ
17 мая 2018 года с. Белый Яр
Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Поповой Г.В.,
при секретаре Скрынник Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего инспектора ОИАЗ Абаканского ЛО МВД России ФИО3 на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4, по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в границах Алтайского района Республики Хакасия ФИО5 вынесено постановление, которым он производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4 о привлечении к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ прекратил на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На данное постановление инспектором ОИАЗ Абаканского ЛО МВД России ФИО3 подана жалоба, которая мотивирована следующим. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено с нарушениями норм материального и процессуального права, дана неправильная оценка представленным доказательствам, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, сотрудником Абаканского ЛО МВД России допущено не было. Действия ФИО4 квалифицированы верно. Указание ФИО4, что линейный орган осуществляет полномочия полиции в области обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, и место совершения административного правонарушения не является территорией, относящейся к юрисдикции Абаканского ЛО МВД России, является несостоятельным, а также способом реализации права на защиту. Статьей 12 Федерального закона «О полиции» установлены обязанности полиции, в том числе: документировать обстоятельства совершения административного правонарушения. Действия инспектора ОИАЗ по составлению протокола об административном правонарушении, совершаются в пределах законных полномочий и соответствуют положению ст. 28.1 КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО4 в розничной продаже несовершеннолетнему лицу, алкогольной продукции подтверждены, вывод суда является неправильным. При принятии решения мировой судья неправильно исходил из того, что объективных, допустимых доказательств вины ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 14.16 КоАП не представлено. Вина доказана собранными по делу доказательствами. Ошибочно, в нарушении норм установленных КоАП РФ, судья указал, что протокол составлен не уполномоченным должностным лицом. Мировой судья не принял во внимание показания свидетелей, которые подтвердили продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему. Кроме того, мировой судья необоснованно пришел к выводу о невиновности ФИО4, указав в постановлении о том, что в материалах дела отсутствует акт контрольной закупки, отсутствует кассовый чек, так как подтверждения имеются в материалах дела, контрольная закупка не осуществлялась, а кассовый аппарат вообще в данном магазине отсутствует. Несогласие ФИО4, с установленными по делу обстоятельствами дела и представленными в материалы дела доказательствами, не свидетельствует о незаконности составленного протокола, нарушений процессуальных норм не допущено. Неправильно установлены обстоятельства, имеющие значения для дела и необоснованно прекращено производство.
Жалоба на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении подана в сроки, установленные ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, уполномоченным лицом.
Старший инспектор ОИАЗ Абаканского ЛО МВД России ФИО3 в зал суда не явился, судом приняты меры для извещения о дате времени и месте рассмотрения жалобы.
Лицо, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 и её защитник Олехов М.В. полагают, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении является законным. Постановление вынесено мировым судьей в соответствии с нормами материального и процессуального права. Жалоба на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении удовлетворению не подлежит.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив представленные материалы, выслуша ФИО4 и ее защитника Олехова М.В., суд приходит к следующему.
В ст. 24.1 КоАП РФ регламентировано, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу требований ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ - розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность
иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОИАЗ Абаканского ЛО МВД России ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении №, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 45 мин. по адресу: <адрес> продавец магазина «Кум» ФИО6 осуществила продажу алкогольной продукции одной бутылки пива «Клинское светлое» емкостью 0,5 литра, с содержанием этилового спирта 4,7%, по цене 62 рубля, несовершеннолетнему ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно протоколу осмотра помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> среди товаров имеющихся в магазине «Кум» имеется пиво «Клинское светлое», емкостью 0,5 литра, что подтверждается имеющимися фотоснимками. Осмотр помещения магазина проведен в присутствии двух понятых.
Из рапорта от ДД.ММ.ГГГГ помощника оперативного дежурного дежурной части Абаканского ЛО МВД России ФИО2 усматривается, что 04.12.2017г. в 17- 40 час. поступило сообщение от ФИО1 о том, что 04.12.2017г. в 17 час. 30 мин. в районе <адрес> в магазине «Кум» осуществляется продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
В рапорте от ДД.ММ.ГГГГ инспектор ОИАЗ Абаканского ЛО МВД России ФИО3 указал, что при проверки материла КУПС № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 45 мин. по адресу: <адрес>А продавец магазина «Кум» ФИО4 осуществила продажу алкогольной продукции - одной бутылки пива «Клинское светлое» емкостью 0,5 литра, с содержанием этилового спирта 4,7%, по цене 62 рубля, несовершеннолетнему ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 9514 №), является несовершеннолетним.
Помещение магазина по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
ФИО, родился ДД.ММ.ГГГГ (паспорт 9514 №), то есть является несовершеннолетним.
В ходе судебного разбирательства мировым судьей судебного участка в границах Алтайского района были опрошены свидетели по делу.
В соответствии с ч. 1 ст.23.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ч.2.1ст.14.16 КоАПРФ.
В п. 11 ч.1 ст.12 Федерального закона N 3-ФЗ «О полиции» указано, что на полицию возложена обязанность пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч.3 ст.28.1 КоАП РФ).
Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 3 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).
Пунктами 3-5 Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, утвержденного Приказом МВД России N 636, установлено, что Линорган (территориальный орган МВД РФ) осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также выполняет иные функции в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами МВД России. Местонахождение и подчиненность линоргана определяются Министром внутренних дел Российской Федерации. Линорган осуществляет свою служебную деятельность на объектах транспорта, перечень которых определяется руководителем территориального органа МВД России на окружном или межрегиональном уровнях.
В разделе 1 Перечня объектов транспорта, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте, утвержденного приказом МВД России № 381 отсутствуют пристанционные населенные пункты.
В п. 3 Положения об Абаканском ЛО МВД России, утвержденного приказом начальника Управления на транспорте МВД РФ по Сибирскому федеральному округу № 466 установлено, что линейный отдел осуществляет полномочия полиции в области обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, охраны общественного порядка на объектах, в том числе железнодорожного транспорта.
Приказом МВД по РХ и Абаканского ЛО МВД России от 31.07.2014 года №516/131 «О разграничении объектов оперативного обслуживания между МВД по РХ и Абаканским ЛО МВД России» утвержден перечень таких объектов, приведенный в приложении №. На объекты не указанные в приказе компетенция Абаканского ЛО МВД России не распространяется.
Составление протоколов об административных правонарушениях на территории Алтайского района Республики Хакасия, согласно вышеуказанных нормативных правовых актов является обязанностью ОМВД России по Алтайскому району.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО4, по ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, составлен неуполномоченным должностным лицом.
В соответствии с ч. 1,2,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Мировой судья, исследовав материала дела об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что объективных, допустимых доказательств вины ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ не предоставлено, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7. и другие материалы дела составлены не уполномоченным должностным лицом, в связи с чем являются недопустимыми доказательствами по делу.
В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выявленные в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, нарушения процессуальных норм, не могут быть восполнены при рассмотрении данного дела, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4, по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу старшего инспектора ОИАЗ Абаканского ЛО МВД России ФИО3 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасии через Алтайский районный суд Республики Хакасия в течение десяти суток с момента получения копии решения.
Судья <данные изъяты>