ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2018 от 31.01.2018 Колпинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-14/2018 31 января 2018 года

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург

Судья Колпинского районного суда Санкт-Петербурга Николаева Юлия Владимировна

рассмотрев в открытом судебном заседании в Колпинском районном суде Санкт-Петербурга жалобу защитника ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Трофимовой Л.В. на постановление № ХХХ от 17.11.2017 г., вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица -

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», юридический адрес: Санкт-Петербург, ул.Кавалергардская д.42, ИНН <***>, КПП 783450001, ОГРН <***> от 26.12.2002 г.,

УСТАНОВИЛ:

Защитник ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Трофимова Л.В. обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с жалобой на постановление № ХХХ от 17.11.2017 г., вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении № ХХХ от 03.11.2017 г., ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» вменяется ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ, а именно: поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования послужила информация о сбросе нефтепродуктов в устье р. Славянка в районе Рыбацкого проспекта г. Санкт-Петербурга, поступившая на телефон оперативного дежурного Департамента 05.10.2017.

Для оценки возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде государственными инспекторами Департамента осуществлён оперативный выезд на место происшествия для осмотра территории и контроля за работами по ликвидации разлива нефтепродуктов и процессом аварийно-спасательных работ. По результатам осмотра составлен Акт обследования территории № б/н от 05.10.2017 г..

На момент осмотра 05.10.2017г. в 10.30 в акватории устья р. Славянка зафиксирован маслянистый шлейф, радужно-переливающейся при дневном свете, шириной от 3-х до 5-ти метров, который тянулся выше по течению р. Славянка. Шлейф нефтепродуктов распространился ниже по течению р. Славянка и достиг р. Нева.

По данным, предоставленным в Департамент Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, нефтяная пленка тянулась от устья р. Славянка до выпуска ОбщМет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», что подтверждается снимками, сделанными в 11.05 квадрокоптером. Как зафиксировано снимками, выше выпуска ОбщМет акватория р. Славянка имеет природный цвет воды, без визуальных признаков загрязнения, ниже по течению р. Славянка после выпуска ОбщМет зафиксирован шлейф маслянистой радужной пленки нефтепродуктов, до устья реки Славянка.

Инспекторами Департамента совместно с представителями ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 12.30 произведен осмотр выпуска ОбщМет. На момент осмотра из выпуска происходил сброс мутных, вспененных сточных вод, обладающих резким химическим запахом. Визуально радужной пленки от поступающих вод не наблюдалось. Выше по течению акватория водного объекта р. Славянка имела природный цвет без пятен и пленки нефтепродуктов на поверхности воды.

Также произведен осмотр колодцев канализационной сети выпуска ОбщМет (контрольные колодцы абонентов выпуска ОбщМет в количестве 4-х штук). Колодцы визуально диаметром 1м, глубиной от 3-х до 6-ти метров, периодически от сточной воды присутствовал резкий химический запах, вода замутненная. Наличие или отсутствие пленки нефтепродуктов на поверхности воды в колодцах визуально установить не удалось в связи с их большой глубиной (до 6 м).

В 16.00 произведен повторный осмотр выпуска ОбщМет совместно с представителями Следственного отдела по Колпинскому району Главного следственного управления Следственного комитета РФ по городу Санкт-Петербургу. В момент осмотра поступающие сточные воды также были мутные и имели черный цвет, без пены, с резким химическим запахом.

В 17.50 проведены одновременные отборы проб сточный и природных вод специалистами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и филиала №1 ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» (аттестат аккредитации №3 РОСС RU.0001.512619. дата bнесения в Реестр аккредитованных лиц 21.09.2015г.).

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляет сброс сточных вод через выпуск ОбщМет в водный объект р. Славянка на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование № ХХХ от 31.07.2008г., зарегистрированного в государственном водном реестре 07.08.2008г. за № ХХХ. Срок водопользования установлен до 01.01.2026г, т.е. предприятие является водопользователем, на которого распространяются обязанности, предусмотренные гл. 5 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Департаментом 05.12.2016 г. выдано ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов па сбросы №ХХХ по выпуску ОбщМет в р. Славянка, сроком действия до 05.12.2017 г.

Согласно протоколу лабораторных исследований филиала №1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге» №ХХХ от 06.10.2017 установлено:

-результат измерений пробы №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта, р. Славянка 50 м выше выпуска ОбщМет) составил 0,030 мг/дм3, что не превышает предельно допустимую концентрацию по нефтепродуктам, установленную для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. - 0,05 мг/дм3);

- в пробе №ХХХ (точка отбора: сточная вода из выпуска ОбщМет) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над установленными нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект в пределах лимитов на сброс - в 7,6 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила - 3,8 мг/дм3, установленный лимит на сброс – 0,5 мг/дм3 );

- в пробе №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта, р. Славянка, в месте выпуска сточных год) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. – 0,05 мг/дм3) - в 31,8 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила - 1,59 мг/дм3);

- в пробе №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта р.Славянка, 100-150 м ниже выпуска ОбщМет) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. - 0,05 мг/дм3) - в 3.8 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила - 0,19 мг/дм3).

Согласно протоколу лабораторных исследований Филиала №1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» №ХХХот 06.10.2017 установлено:

- в пробе №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта р. Славянка, в месте впадения в р. Нева, у Рыбацкого моста) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз.) - в 254 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила - 12,7 мг/дм3 );

-в пробе №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта р. Нева, примерно 50 м oт места впадения р. Славянка) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз.) - в 48 раз (фактическая концентрация нефтепродуктов составила - 2,4 мг/дм3 ).

Исходя из вышеприведенных результатов анализов, загрязненность водного объекта р. Славянка нефтепродуктами ниже выпуска ОбщМет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», по сравнению с точкой в р. Славянка 50м выше выпуска ОбщМет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» свидетельствует об ухудшении качества воды в р. Славянка и негативном влиянии сточных вод общесплавного выпуска ОбщМет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга на водный объект р. Славянка, что может привести к деградации естественных экологических систем данного водного объекта.

Таким образом, действиями ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при сбросе 05.10.2017 года в 17 час 50 мин. сточных вод по выпуску ОбщМет, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Металлострой, садоводство Красноармейское, нарушены правила водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водный объект, а именно: сброс в водный объект р. Славянка загрязняющего вещества нефтепродукты с превышением установленного лимита на сброс, в нарушение ч. 1 ст. 16, ч.1 ст.34, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 44, ч.2 ст.55, ст.56, 60 Водного Кодекса Российской Федерации.

Постановлением № ХХХ от 17.11.2017 г., вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу ФИО1, юридическое лицо - ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 руб.

Защитник ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Трофимова Л.В. в своей жалобе просит отменить названное постановление, считая его незаконным и необоснованным, а производство по делу прекратить. Указала, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужила информация о сбросе 05.10.2017 нефтепродуктов в устье р. Славянка. Согласно информации, размещенной в СМИ (https:// karpovka.com/2017/10/16/346403/), с поверхности р. Славянка аварийная служба ГУП «Пиларн» собрала 250 кг нефтеводяной смеси.

При проведении административного расследования Росприроднадзор не установил вину ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в загрязнении р.Славянка нефтепродуктами.

Таким образом, административное дело в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по факту загрязнения р. Славянка нефтепродуктами подлежало прекращению.

Согласно обжалуемому постановлению в месте впадения р. Славянки в р. Нева концентрация нефтепродуктов составила 12,7 мг/дм, в то время, как ниже выпуска ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» концентрация нефтепродуктов составила 0,19 мг/дм3.

Как следует из оспариваемого постановления, ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» привлечен Росприроднадзором к административной ответственности не за загрязнение р. Славянка нефтепродуктами, а за превышение лимита на сброс загрязняющего вещества.

Следовательно, основанием для привлечения ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» к административной ответственности могло бы послужить обнаружение должностным лицом Росприроднадзора данных, указывающих на наличие события административного правонарушения - превышение лимитов на выпуске сточных вод, находящемся в хозяйственном ведении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Таким образом, поводом для возбуждения административного дела послужило одно событие, а лицо привлечено к ответственности за другое событие, поскольку состав по первоначальному событию отсутствовал.

В данном случае Росприроднадзору следовало прекратить административное дело, возбужденное по факту загрязнения в р. Славянка нефтепродуктами, и возбудить административное дело по сбросу сточных вод из выпуска ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с превышением установленного Росприроднадзором лимита на сброс загрязняющих веществ.

Поскольку Росприроднадзором были допущены вышеуказанные процессуальные нарушения, обжалуемое постановление подлежит отмене как незаконное.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

05.10.2017 на выпуске ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в р. Славянка были отобраны пробы сточных вод одновременно ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и филиалом ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербург».

Отбор проб сточных вод филиалом ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» проводился с нарушением установленного законодательством порядка.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.5 КоАП РФ о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 КоАП РФ.

Между тем, Росприроднадзор не составлял протокол о взятии проб сточных вод 05.10.2017 на выпуске ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Пробы сточных вод не были отобраны в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, поскольку ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не был ознакомлен с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки. Данное требование содержится в п. 4 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, в материалах дела отсутствует процессуальный документ, на основании которого проводился отбор проб сточных вод филиалом ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербург», что не позволяет использовать результаты данного отбора как доказательство в административном деле.

В основу оспариваемого постановления положены недопустимые доказательства.

05.10.2017 г. на выпуске ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» одновременно ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и филиалом ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» были отобраны пробы сточных вод.

Отбор проб сточных вод был произведен ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга» в присутствии сотрудника Росприроднадзора, о чем имеется отметка в акте отбора проб от 05.10.2017.

Анализ указанных проб сточных вод был произведен ЗАО «Центр исследования и контроля воды».

Согласно протоколу № ХХХ от 09.10.2017, имеющемуся в материалах административного дела, содержание нефтепродуктов в сточных водах выпуска не превышает значения, установленные разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы от 05.12.2016 г. №ХХХ.

Следовательно, в материалах административного дела имеются доказательства соблюдения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» требований природоохранного законодательства.

Для выявления причины значительных расхождений в концентрациях нефтепродуктов в пробах сточных вод ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ходатайствовало об отложении рассмотрения административного дела для проведения межлабораторных сличительных испытаний проб сточных вод, однако Росприроднадзор отказал в удовлетворении данного ходатайства.

Таким образом, при рассмотрении данного административного дела был нарушен принцип презумпции невиновности.

Отсутствие состава административного правонарушения в совокупности с использованием недопустимых доказательств (результатов отбора проб филиала ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт- Петербург») свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» к административной ответственности.

В судебное заседание законный представитель юридического лица ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании защитник ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» Трофимова Л.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Представитель заинтересованного лица Росприроднадзора ФИО2 в судебное заседание явился. Считает постановление законным и обоснованным. Представили пояснения по делу в письменном виде.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника и заинтересованных лиц, свидетеля, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

Доводы заявителя, указанные в жалобе и в судебном заседании, не могут служить основанием для изменения обжалуемого постановления, по следующим основаниям.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее водопользование.

Вина юридического лица ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» подтверждается следующими доказательствами:

-протоколом об административном правонарушении № ХХХ г. от 03.11.2017 г. в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ;

-актом Росприроднадзора обследования территории от 05.10.2017 г. по адресу: устье р.Славянка, р.Славянка выпуск ГУП «Водоканал СПб» Общемет; осмотр произведен с участием представителя ГУП «Водоканал СПб» ФИО3; при осмотре одновременно произведен отбор проб сточной и природной воды совместно с ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» и ГУП «Водоканал СПб» на содержание нефтепродуктов в воде;

-письмом заместителя природоохранного прокурора Санкт-Петербурга от 05.10.2017г.;

- протоколом лабораторных исследований ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге» № ХХХ от 06.10.2017 г.

- протоколом лабораторных исследований ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге» № ХХХ от 06.10.2017 г.

-определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № ХХХ от 06.10.12017 г. по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ в отношении ГУП «Водоканал СПб»;

-копией разрешения №ХХХ на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы по выпуску ОбщМет в р. Славянка, сроком действия до 05.12.2017 г.;

-фото и видеоматериалами;

-сведениями из ЕГРЮЛ на ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»;

-а также другими материалами дела.

Показаниями государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу ФИО1, которая пояснила в судебном заседании,чтос целью проверки информации о сбросе нефтепродуктов в устье р. Славянка в районе Рыбацкого проспекта г. Санкт- Петербурга, 05.10.2017 г. был проведен оперативный выезд на место происшествия для осмотра акватории р. Славянка и прилегающей территории для установления источника загрязнения, а также для контроля за работами по ликвидации разлива нефтепродуктов и процессом аварийно-спасательных работ, проводимых ГУП «Пиларн». В осмотре принимали участие сотрудники ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга». Как следует из письма исх. № ХХХ от 05.10.2017 за подписью заместителя природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга Лазаридис Г.Ф., природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга 05.10.2017 проводилась проверка по факту разлива нефтепродуктов 05.10.2017 на реке Славянка. В связи с этим, для участия в проверке были привлечены сотрудники Территориального отдела «Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по городу Санкт-Петербургу» в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах и специалисты аккредитованной лаборатории филиала №1 ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» для отбора проб сточных вод из выпуска ОбщМет (по адресу: пос. Металлострой, садоводство Красноармейское) и природных вод в р. Славянка (выше и ниже выпуска), контрольных колодцев абонентов и их дальнейшего анализа на предмет наличия превышений предельно допустимых концентраций вредных веществ. Со стороны ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» отбор проб и доставку их в лабораторию ЗАО «ЦИКВ» производили сотрудники ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», анализ проб воды в дальнейшем проводила аккредитованная лаборатория ЗАО «ЦИКВ».

По результатам проведенного осмотра территории, акваторий водных объектов (р. Славянка и р. Нева), подвергшихся загрязнению, контрольных колодцев абонентов, а также по результатам отбора проб воды госинспекторами Департамента был составлен Акт осмотра №б/н от 05.10.2017, который был подписан всеми лицами, участвовавшими в осмотре и присутствовавшими при отборе проб воды. Замечаний по процедуре отбора проб у представителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не имелось, что зафиксировано в акте осмотра Департамента от 05.10.2017 №б/н.

По результатам отбора проб сточных и природных вод специалистом аккредитованной лаборатории филиала №1 ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» были составлены два акта отбора проб от 05.10.2017 №б/н, которые подписаны без замечаний всеми присутствовавшими при отборе проб воды лицами.

По данным, предоставленным в Департамент Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, нефтяная пленка тянулась от устья р. Славянка до выпуска ОбщМет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», что подтверждается снимками, сделанными в 11.05 квадрокоптером. Как зафиксировано снимками, выше выпуска ОбщМет акватория р. Славянка имеет природный цвет воды, без визуальных признаков загрязнения, ниже по течению р. Славянка после выпуска ОбщМет зафиксирован шлейф маслянистой радужной пленки нефтепродуктов, до устья реки Славянка.

Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, для сброса сточных вод водные объекты предоставляются хозяйствующим субъектам на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В свою очередь, пункты 2 и 3 части 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации предусматривают, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод дополнительно должно содержать требования к объему допустимых сбросов сточных вод, а также требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", сбросы загрязняющих веществ в водные объекты допускаются только на основании выданного уполномоченным государственным органом разрешения. В соответствии с частью 1 данной статьи, для водопользователей также устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного Кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.2 ст. 55 Водного Кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации, запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии со ст. 60 Водного Кодекса Российской Федерации, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Из материалов дела следует, что ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляет свою деятельность по адресу: Санкт-Петербург, Колпинский район, пос.Петро-Славянка, СНТ «Красноармейское», выпуск ОбщМет.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляет сброс сточных вод через общесплавной выпуск ОбщМет в водный объект р.Славянка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № ХХХ от 31.07.2008. Срок водопользования установлен до 01.01.2026 г. Согласно приложению № ХХХ к решению о предоставлении водного объекта в пользование указано, что в хозяйственном ведении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» находится выпуск ОбщМет, тип выпуска общесплавной и находится по адресу: Колпинский район, п.Металлострой, садоводство Красноармейское.

Департаментом 05.12.2016 выдано ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы №ХХХ по выпуску ОбщМет в р. Славянка, сроком действия до 05.12.2017 г., в котором указано, что допустимая концентрация по загрязняющим веществам – нефтепродуктам- составляет 0,5 мг/дм3

По результатам проведенного осмотра территории, акваторий водных объектов (р. Славянка и р. Нева), подвергшихся загрязнению, контрольных колодцев абонентов, а также по результатам отбора проб воды госинспекторами Росприроднадзора был составлен Акт обследования территории №б/н от 05.10.2017 г. В ходе осмотра был одновременно произведен отбор проб сточной и природной воды совместно с филиалом №1 ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на содержание нефтепродуктов в воде. Отбор проб произведен в период с 17.50 до19.53, в том числе из выпуска ОбщМет в 17.50. Составлены акты отбора проб воды.

По результатам анализа отобранных проб, проведенного ФБУЗ «Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге», составлены протоколы лабораторных исследований № ХХХ и № ХХХ от 06.10.2017 г.

Согласно протоколу лабораторных исследований Филиала №1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербургк» №ХХХ от 06.10.2017 установлено:

-результат измерений пробы №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта, р. Славянка 50 м выше выпуска ОбщМет) составил 0,030 мг/дм3, что не превышает предельно допустимую концентрацию по нефтепродуктам, установленную для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. - 0,05 мг/дм3);

- в пробе №ХХХ (точка отбора: сточная вода из выпуска ОбщМет) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над установленными нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект в пределах лимитов на сброс - в 7,6 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила - 3,8 мг/дм3, установленный лимит на сброс - 0.5 мг/дм );

- в пробе №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта, р. Славянка, в месте выпуска сточных год) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. - 0.05 мг/дм3) - в 31,8 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила -1,59 мг/дм3);

- в пробе №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта р.Славянка, 100-150 м ниже выпуска ОбщМет) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. - 0,05 мг/дм3) - в 3.8 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила - 0,19 мг/дм3).

Согласно протоколу лабораторных исследований Филиала №1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» №ХХХ от 06.10.2017 установлено:

- в пробе №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта р. Славянка, в месте впадения в р. Нева, у Рыбацкого моста) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз.) - в 254 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила -12,7 мг/дм ).

- в пробе №ХХХ (точка отбора: природная вода водного объекта р. Нева, примерно 50 м oт места впадения р. Славянка) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз.) - в 48 раз (фактическая концентрация нефтепродуктов составила - 2,4 мг/дм ).

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Действующее административное законодательство не запрещает использовать доказательства, полученные до возбуждения дела об административном правонарушении для установления обстоятельств, указанных в ст. 26.1 КоАП РФ,

Довод жалобы о том, что взятие проб воды было осуществлено с нарушением действующего законодательства, несостоятелен, поскольку акты об отборе проб и протоколы исследований являются надлежащими доказательствами, поскольку составлены до возбуждения дела об административном правонарушении и подлежали оценке наряду с другими доказательствами.

Кроме того, при отборе проб для лабораторного исследования присутствовал представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» ФИО3, у которой не было замечаний по поводу порядка отбора проб воды.

Исследование проб воды проведено сотрудниками ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге», имеющей полномочия на проведения подобных исследований. Оснований не доверять указным данным у суда не имеется.

Образцы воды были отобраны в рамках государственного экологического надзора (контроля), а не в рамках проводимой в порядке требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверки.

На выпуск ОбщМет осуществляют отведение сточных вод следующие абоненты ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: МАО «Российские железные дороги»; ФКУ Исправительная колония №5 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; ООО «РосТеплоСтрой»; ООО «Санкт-Петербургский Хладокомбинат №7»; ООО «ФИОРД», ООО «Складской комплекс» «Металлострой», ООО «СибЦентр».

05.10.2017 г. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» произвел отбор проб сточных вод абонента ООО «Складской комплекс «Металлострой». Согласно протоколу определения показателей состава и свойств проб сточных вод абонента (код абонента ХХХ) ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» №ХХХ от 13.10.2017 результат измерений концентраций загрязняющего вещества нефтепродукты составил 3,1 мг/дм3.

Загрязненность водного объекта р. Славянка нефтепродуктами ниже выпуска ОбщМет ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга», по сравнению с точкой в р. Славянка 50м выше выпуска ОбщМет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» свидетельствует об ухудшении качества воды в р. Славянка и негативном влиянии сточных вод общесплавного выпуска ОбщМет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга на водный объект р. Славянка.

По результатам отбора ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» проб сточных вод от 05.10.2017 г. на выпуске ОбщМет содержание нефтепродуктов в сточных водах не превышает значения, установленные разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы от 05.12.2016 №ХХХ (Протокол определения показателей состава и свойств проб сточных вод ЗАО «Центр исследования и контроля воды» №ХХХ от 09.10.2017):- на выпуске ОбщМет концентрация нефтепродуктов составила 0,52 мг/дм3;- р. Славянка, выше выпуска ОбщМет концентрация нефтепродуктов составила 0,10мг/дм3; - р. Славянка, ниже выпуска ОбщМет концентрация нефтепродуктов составила 0,49 мг/дм3; - р. Славянка, в месте выпуска ОбщМет концентрация нефтепродуктов составила 0,50 мг/дм3. Однако, по сравнению с точкой в р. Славянка выше выпуска ОбщМет имеет место ухудшение качества воды в р. Славянка ниже выпуска ОбщМет, то есть негативное влияние сточных вод выпуска ОбщМет на водный объект р. Славянка.

Определение о возбуждении дела и проведении административного расследования от 06.10.2017 г. вынесено в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ по факту события имевшего место 05.10.2017 г. – сброс сточных вод, загрязненных нефтепродуктами через выпуск ОбщМет в р.Славянка. По окончании административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ, после чего было вынесено постановление в отношении ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ. Нарушений КоАП РФ при этом суд не усматривает.

Остальные доводы жалобы сводятся к переоценке собранных и оцененных мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, правовых оснований для которой не имеется.

Из материалов дела усматривается, что юридическое лицо – ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» не выполнело требования действующего законодательства об охране окружающей среды при осуществлении водопользования.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» имело возможность соблюсти установленные требования законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установлено, что 05.10.2017 г. ГУП « Водоканал Санкт-Петербурга» допустило выпуск сточных вод по общесплавному выпуску ОбщМет в водный объект - р. Славянка с превышением установленного лимита на сброс по нефтепродуктам в 7,6 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов на выпуске ОбщМет составила - 3,8 мг/дм3, установленный лимит на сброс – 0,5 мг/дм3), что привело к ухудшению качества природной воды в р. Славянка ниже выпуска, по сравнению с точкой выше выпуска, что свидетельствуют о нарушении правил водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водный объект, что образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Вывод должностного лица о виновности юридического лица - ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КоАП РФ при установленных судом обстоятельствах соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на анализе и оценке совокупности исследованных доказательств.

Исследовав и оценив все представленные доказательства, суд считает, что оснований для отмены постановления от 17.11.2017 г., прекращения производства по делу по каким-либо основаниям – не имеется.

Санкцией ст.8.14 ч.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением от 17.11.2017 года юридическому лицу ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» назначено наказание по ст. 8.14 ч.1 КОАП РФ в виде штрафа в размере 90000 рублей.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, судом не установлено. Наказание назначено в пределах санкции статьи.

При таких обстоятельствах, постановление от 17.11.2017 года следует оставить без изменения, а жалобу защитника -без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч.1 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ООО «Водоканал Санкт-Петербурга» Трофимовой Л.В. оставить без удовлетворения.

Постановление № ХХХ от 17.11.2017 г., вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, главным специалистом-экспертом отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 ч.1 КоАП РФ в отношении юридического лица ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья