Дело №12-14/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
10 февраля 2021 года г. Амурск
Судья Амурского городского суда Хабаровского края Лошманова СН., рассмотрев по адресу: <...>. каб. 12, жалобу акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» на постановление и.о. начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Амурскому району ФИО1 № 402 от 07.09.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ,
установил:
Постановлением и.о. начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Амурскому району ФИО1 № 395 от 17.08.2020 акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее АО «ДГК») привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Названным постановлением АО «ДГК» также предложено добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам в размере 48841,76 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, АО «ДГК» в лице представителя ФИО2, действующего по доверенности, обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое постановление и прекратить производство по делу по следующим основаниям. 01.04.2019 АО «ДГК» Министерством природных ресурсов Хабаровского края выдано Решение о предоставлении водного объекта в пользование № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02090/00, с целью использования водного объекта - сброс сточных вод (выпуск № 2 в протоку Галбон (ФИО3). Производственная площадка СП «Амурская ТЭЦ-1» филиала «Хабаровская генерация» АО «ДГК» расположена в западной части города Амурска, где и осуществляется сброс сточных вод в протоку Галбон (ФИО3). Нормативно-чистые сточные воды СП «Амурская ТЭЦ-1»- теплообменные воды, используемые в охлаждающих системах основного и вспомогательного оборудования для охлаждения технологического продукта без соприкосновения с ним. Охлаждение происходит с помощью охлаждающих трубок, расположенных внутри корпуса основного и вспомогательного оборудования. Система охлаждения закрытая, что исключает потерю жидкости от испарения. После охлаждения оборудования нормативно-чистые сточные воды СП «Амурская ТЭЦ-1» по двум стальным водоводам диаметром 1220 мм поступают на станцию перекачки сточных вод, принадлежащую на праве собственности администрации городского поселения «Город Амурск», где, смешиваясь с загрязненными сточными водами других организаций, сбрасываются по двум самотечным водоводам с железобетонным оголовком в канал древесины бывшего Амурского целлюлозно-картонного комбината.Далее по каналу древесины сточные воды СП «Амурская ТЭЦ-1» и сторонних организацийпоступают в железобетонную трубу, проложенную в теле дамбы и затем водный объект - протоку Галбон (ФИО3)». Сооружения - станция перекачки сточных вод, два самотечных водовода с железобетонным оголовком, канал подачи древесины и железобетонная выпускная труба, по которым осуществляется сброс сточных вод СП «Амурская ТЭЦ-1» и сторонних организаций,не являются объектами СП «Амурская ТЭЦ-1», право собственности на данные сооружения за АО «ДГК» не зарегистрировано. В рамках производственного экологического контроля выпуска сточных вод СП «Амурская ТЭЦ-1» были зафиксированы высокие концентрации нефтепродуктов в стоках. В целях выявления источника загрязнения сточных вод были произведены дополнительные отборы проб на наличие нефтепродуктов, в том числе в колодце городской канализации перед СП «Амурская ТЭЦ-1» (колодец в р-не Автодрома). Анализ сточных вод городской канализации показал превышение допустимых концентраций содержания нефтепродуктов в 142 раза (7,1 мг/дм3, при норме 0,5мг/дм3). В связи с этим, на имя главы городского поселения «Город Амурск» было направлено письмо «О попадании сточных вод в промливневую канализацию СП «Амурская ТЭЦ-1» от 25.06.2020г. № 530/01.6 для принятия мер по недопущению попадания загрязненных сточных вод в промливневую канализацию СП «Амурская ТЭЦ-1». Согласно письму Администрации городского поселения «Город Амурск» «О попадании сточных вод в промливневую канализацию СП «Амурская ТЭЦ-1» от 23.07.2020г. № 01-17-4969, вероятной причиной попадания загрязненных сточных вод в промливневую канализацию СП «Амурская ТЭЦ-1» возможно из сетей промышленных предприятий, прекративших свою работу. В связи с этим, источник поступления нефтепродуктов установить не представляется возможным. В данном случае вина АО «ДГК исключена, так как источник попадания нефтепродуктов в затон протоки Галбон надзорным органом не установлен, пробы в месте сброса сточных вод СП «Амурская ТЭЦ-1» не отбирались.
Осмотр места нарушения произведён 14.06.2020 без уведомления и участия представителей СП «Амурская ТЭЦ-1», что полностью исключило возможность АО «ДГК» отстаивать свою точку зрения, приводить доводы и представлять доказательства. Согласно Акту осмотра, факт гибели рыбы не зафиксирован. Согласно Акту отбора проб № 444 от 18.06.2020, госинспектором Отдела ФИО4 для проведения анализа взята проба речной воды, номер пробы 1389X1, цель исследования не указана, метод отбора не указан, стерильность тары не указана. У СП «Амурская ТЭЦ-1» нет объекта - затон, за АО «ДГК» право собственности на данный объект не зарегистрировано. В связи с этим, ссылка в Акте отбора проб № 444 от 18.06.2020 на затон Амурская ТЭЦ-1, как место отбора, является ошибочной. В акте отбора проб № 444 от 18.06.2020 указано, что для испытаний отобрана речная вода из затона Амурской ТЭЦ-1. Для установления виновных действий со стороны АО «ДГК», требовалось произвести отбор сточных вод из выпуска № 2до станции перекачки (до смешивания нормативно-чистых стоков СП «Амурская ТЭЦ-1» с загрязненными сточными водами других организаций).
Затон протоки Галбон является водным объектом, ограждение по периметру затона отсутствует, в связи с чем, водный объект является доступным для неопределенного круга лиц. Нарушение обязательных требований к отбору проб, перечисленных в жалобе, свидетельствует о недостоверности (недопустимости) доказательств (акта отбора проб № 44 18.09.2020г., протокола исследования качества воды № 35 от 19.06.2020г.), в связи с чем, не могут быть приняты надлежащими доказательствами по делу. В СП «Амурская ТЭЦ-1» имеется Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной по выпуску № 2, согласованная с заместителем руководителя- начальником отдела водных ресурсов Амурского БВУ по Хабаровскому краю от 11.11.2020. Согласно п. 3.1. Программы «Краткое описание расположения мест наблюдений и точек отбора проб воды» отбор проб нормативно-чистых сточных вод СП «Амурская ТЭЦ-1» осуществляет в точке 17 на нулевой отметке в турбинном цехе главного корпуса, для исключения влияния сброса сточных вод других предприятий, находящихся на территории бывшего ЦКК. Для определения влияния АТЭЦ-1 выше места сброса сточных вод, отбор осуществляется на насосной станции ООО «Водоканал» (1200 метров выше места сброса) точке 20. Определение гидрометеорологических показателей водного объекта производится ФГБУ «Дальневосточное УГМС» по расчетному створу на протоке Галбон (ФИО3) в районе расположения предприятия на договорной основе с АО «ДГК». Контроль за качеством сбрасываемых нормативно-чистых стоков в СП «Амурская ТЭЦ» осуществляет Центральная химическая лаборатория химического цеха СП «Амурская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» АО «ДГК», аттестованная для выполнения измерений. По факту получения от отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Амурскому району определения № 22 от 17.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в СП «Амурская ТЭЦ-1» проведены дополнительные мероприятия по отбору проб по выпуску № 2 16.06.2020, 17.06.2020, 02.07.2020 нормативно-чистых стоков после охлаждения конденсаторов турбоагрегатов, и дополнительных точках на нефтепродукты. Результаты анализов, указанные в Протоколе № 2 от 02.07.2020 свидетельствуют о соответствии нормативно-чистых стоков от СП «Амурская ТЭЦ-1» установленным нормативам. Помимо этого, в СП «Амурская ТЭЦ-1» утвержден График производственно - экологического контроля за природными и сточными водами СП «Амурская ТЭЦ-1» от 16.01.2020, в соответствии с которым ежеквартально проводится мониторинг в точках контроля. Согласно протоколам № 1 от 01.04.2020 и № 3 от 02.07.2020 за 1 и 2 квартал 2020г. и результатам анализов проб, превышений установленных нормативов по нефтепродуктам не зафиксированы. На основании вышеизложенного, причастность АО «ДГК» к совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, не установлена, что полностью исключает вину АО «ДГК» во вменяемом правонарушении.
При рассмотрении жалобы в суде представитель АО «ДГК» ФИО5 вину в совершении административного правонарушения не признал; поддержав доводы, изложенные в жалобе, просил постановление о назначении наказания отменить, производство по делу прекратить.
Должностное лицо ФИО4 не согласился с доводами жалобы, считает постановление законным и обоснованным.
Заслушав представителя административного органа, представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ административным правонарушением признается использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 2 указанной статьи установлено, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 2 ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» запрещен сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.
Согласно п. п. «а» п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 года № 1045, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды.
Согласно абзацу 1 статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй пункта 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пунктом 21 Постановления Правительства РФ № 997 от 13 августа 1996 года «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» установлено, что при сбросе производственных и иных сточных вод с промышленных площадок должны предусматриваться меры, исключающие загрязнение водной среды. Запрещается сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.
Из материалов дела следует, что 14 июня 2020г. в 14 час. 30 мин., при выполнении планового (рейдового) задания от 01.06.2020 № 39, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий должностным лицом отдела государственного контроля, надзора, рыбоохраны по Амурскому району ФИО4 установлено, что АО «ДГК» допустило при осуществлении хозяйственной деятельности сброс по выпуску № 2 промышленных сточных вод с содержанием нефтепродуктов в канал древесины, примыкающий к затону протоки Галбон, в прибрежную защитную полосу водоохранной зоны водоёма, возле уреза воды. Объём сброшенных за 14.06.2020 сточных вод в затон Амурской ТЭЦ - 1 составил 179 627 м3; общая площадь загрязненной поверхности бывшего канала древесины и затона Амурской ТЭЦ-1 составила 68770 м3; площадь заливаемых участков поймы, в том числе прибрежной защитной полосы водоохранной зоны, канала древесины и затона, находящихся в зоне загрязнения, составил 1115 м3. Сброс загрязнённых нефтепродуктами промышленных сточных вод в водоохранную зону и далее в водный объект, имеющий рыбохозяйственное значение - затон протоки Галбон, негативно влияет на среду обитания объектов животного мира, ухудшает условия размножения, нагула, отдыха и путей миграции водных биологических ресурсов, обитающих в водоёме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «ДГК» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
Решением Министерства природных ресурсов Хабаровского края о предоставлении водного объекта в пользование от 01.04.2019 № 27-20.03.09.001-Р-РСБХ-С-2019-02090100 (далее - Решение о предоставлении водного объекта в пользование) в пользование АО «ДГК» предоставлен водный объект-протока Галбон (ФИО3) с целью сброса сточных вод. Протока Галбон (ФИО3) впадает в реку Амур, Хабаровский край, г. Амурск (п. 3.1), имеется зоны с особыми условиями их водопользования – ширина охранной зоны 200 м; ширина прибрежной защитной полосы 50м, ширина береговой полосы 20 м (п. 3.6 ).
14.06.2020 должностное лицо Росрыболовства ФИО4, действуя в рамках планового (рейдового) задания от 01.06.2020 № 39 ( л.д.24), при осмотре объекта водопользования СП «Амурская ТЭЦ-1» и береговой полосы обнаружил в затоне протоки Галбон на дне и поверхности воды следы нефтепродуктов, которые поступали в затон через технический канал, что зафиксировано с помощью фото- и видеосъемки, в присутствии понятых и свидетелей (л.д.14,44-45,110-111).
18.06.2020 должностное лицо Росрыболовства ФИО4 в присутствии понятых произвел отбор проб, что следует из акта отбора проб № 444 от 18.06.2020 (л.д. 46).
Протоколом исследования качества воды от 19.06.2020 № 35 установлено, что в пробе № 1389ХI обнаружены нефтепродукты 7,0 мг/дм3 (л.д.47)
Факт совершения АО «ДГК» указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле достоверных и допустимых доказательств, в том числе, рапортами о происшествии (л.д.115,120,122), объяснением ФИО6, обнаружившего сброс нефтепродуктов в водоем (л.д.116), актами осмотра места нарушения от 14.06.2020 (л.д.44-45,110-111,117); картой и фототаблицей с фиксацией места происшествия (л.д.112,118), скриншотом с географическими координатами места совершения правонарушения ( л.д.119), протоколом об административном правонарушении (л.д. 10-11); фото и видеоматериалом; плановым (рейдовым) заданием от 01.06.2020 № 39 и отчетом о выполнении планового рейдового задания (л.д. 24-25); актом отбора проб № 444 от 18.06.2020 (л.д.46); протоколом исследования качества воды № 35 от 19.06.2020 (л.д. 47); рыбоохранной характеристикой затона Амурской ТЭЦ-1 от 22.06.2020 (л.д. 38-39) и другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и доказанности вины АО «ДГК» в его совершении.
Ссылка заявителя о том, что загрязнение сточных вод произошло в результате действий сторонних организаций, не может служить основанием для отмены вынесенного постановления, исходя из следующего.
В соответствии с нормами п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы установлен запрет на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно Программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной - часть протоки Галбон (ФИО3) реки Амур, утвержденной АО «ДГК» и согласованной Амурским БВУ по Хабаровскому краю (далее – Программа) местом водопользования СП «Амурская ТЭЦ-1» является выпуск № 2 (п.1.1), находящийся на участке в пределах водоохранной зоны, расположенной на левом берегу реки (п.2.1).
Решением о предоставлении водного объекта в пользование определено использование водного объекта - протока Галбон (ФИО3) водопользователем СП «Амурская ТЭЦ-1» при выполнении ряда условий, а именно водопользователь не должен допускать причинения вреда окружающей среде (п. 1), степень очистки сточных вод при их сбросе с использованием водоотводящих сооружений, в том числе канала древесины бывшего Амурского целлюлозно-картонного комбината, должна достигать нормативного уровня (п. 8); вода в протоке Галбон (ФИО3)(водоток высшей категории рыбохозяйственного значения) в месте сброса сточных вод в результате воздействия на водный объект должна соответствовать требованиям нормативных правовых актов (п. 12).
Помимо точки 17 для отбора проб на нулевой отметке в турбинном цехе СП «Амурская ТЭЦ-1», описанной в Программе, ввиду того, что сброс сточных вод производится в затон протоки Галбон (ФИО3) по выпуску № 2 через канал древесины, куда кроме Амурской ТЭЦ-1 осуществляют сброс сторонние организации и попадают ливневые стоки с территории бывшего ЦКК, определена точка отбора проб 19, которая является одновременно выпуском нормативно-сточных вод СП «Амурская ТЭЦ-1» в затон и точкой контроля ниже места сброса.
Из анализа вышеперечисленных документов следует, что АО «ДГК», как водопользователь, обязан следить за степенью очистки сточных вод при их сбросе с использованием водоотводящих сооружений выпуска № 2, в том числе канала древесины бывшего Амурского целлюлозно-картонного комбината, а также за качеством воды в протоке Галбон (ФИО3) (водоток высшей категории рыбохозяйственного значения) в месте сброса сточных вод.
Об этой обязанности также свидетельствует и представленный АО «ДГК» протокол № 2 от 02.07.2020, в котором указаны объем анализа и места отбора пробы КХА на нефтепродукты на выпуске № 2, в том числе на точке 19.
Более того, согласно результатам измерений, проведенных АО «ДГК», и зафиксированных в протоколе № 2 от 02.07.2020, в точке отбора проб 19 ( выпуск № 2, смешанные стоки в канал в 10,00 часов), 16.06.2020 зафиксировано превышение содержания нефтепродуктов в более чем 10 раз ( 0,53 мг/ куб.дм. при норме 0,05).
Доводы представителя АО «ДГК», что отбор проб ФИО4 производился в отсутствие представителя АО «ДГК», не опровергают факта нарушения, допущенного названным юридическим лицом, не влияют на законность обжалуемого постановления должностного лица. Должностное лицо Росрыболовства действовало в рамках планового (рейдового) задания, с целью контроля за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения. С учетом выявленного факта попадания нефтепродуктов в водоем, возможного негативного воздействия нефтепродуктов на водные биологические ресурсы, должностное лицо должно было принимать быстрые меры реагирования.
Согласно п. 51 Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного Приказом Росрыболовства от 11.02.2020 N 64 (далее Административный регламент), при поступлении информации об угрозе причинения вреда либо о причинении вреда водным биологическим ресурсам, среде их обитания, плановое (рейдовое) задание вручается должностному лицу, которому поручено провести мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения, в течение 1 рабочего дня.
В случае выявления административного правонарушения при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения должностные лица осуществляют действия по его оформлению и, при необходимости, принимаются соответствующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП (ст. 54 Административного регламента).
В случае выявления нарушений обязательных требований юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения должностные лица принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) территориального управления Росрыболовства информацию о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 32 настоящего Административного регламента ( ст. 55 Административного регламента).
Процессуальные действия должностного лица Росрыболовства, связанные с отбором проб воды, их фиксации, соответствовали Административному регламенту.
Доводы жалобы о нарушениях при составлении акта отбора проб от 18.06.2020 (неуказание метода отбора, цели исследования и др.), не опровергают результатов проб, согласно которым в воде обнаружено значительное превышение нефтепродуктов. О наличии нефтепродуктов в водном объекте свидетельствует и видеозапись, на которой зафиксировано наличие маслянистой пленки на водной глади.
Доводы представителя АО «ДГК» о том, что результаты проведенных АО «ДГК» исследований проб воды, взятых на различных точках отбора, отражают допустимое содержание нефтепродуктов в воде; не опровергают факта правонарушения, поскольку отбор проб проводился не ежедневно. Кроме того, как следует из протокола № 2 от 02.07.2020, в точке отбора проб 19 ( выпуск № 2, смешанные стоки в канал в 10,00 часов), 16.06.2020 зафиксировано превышение содержания нефтепродуктов в более чем 10 раз ( 0,53 мг/ куб.дм. при норме 0,05). Учитывая наличия течения, движение воды на протоке Галбон, маслянистое пятно может перемещаться течением воды, при этом пробы воды, взятые в разные дни, будут иметь разные показатели, однако данное обстоятельство не опровергает факта сброса нефтепродуктов в водном объекте 14.06.2020.
Имеющиеся в деле доказательства нахожу допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания АО «ДГК» виновным в совершении выявленного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ. Следовательно, у и.о. начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Амурскому району имелись законные основания для привлечения АО ДГК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к ответственности административным органом соблюден.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Между тем, прихожу к выводу, что должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, необоснованно в рамках дела об административном правонарушении указано на предложение возместить ущерб причиненный водным биологическим ресурсам в размере 48841,76 рублей. Состав данного правонарушения формальный, требование о взыскании материального ущерба могло быть заявлено в рамках гражданского судопроизводства. Кроме того, данная формулировка с предложением возместить ущерб некорректна, поскольку не возлагает на юридическое лицо какой-либо обязанности. Считаю необходимым исключить данную формулировку из оспариваемого постановления.
АО «ДГК» заявлено ходатайство о снижении размера штрафа до 100000 рублей, в связи с тяжелым финансовым положением на предприятии, в подтверждение чего АО «ДГК» представлены справка о текущем финансовом состоянии, отчет о финансовых результатах за 2017-2019 годы, бухгалтерский баланс АО «ДГК» за 2017-2019 годы (л.д. 71- 82).
Административным органом наказание за совершенное правонарушение назначено в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В оспариваемом постановлении наличие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств не отражено, применение административным органом размера штрафа 200000 рублей не мотивировано.
При избрании меры ответственности в каждом конкретном случае нужно исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Вместе с тем, принимая во внимание положения частей 1, 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, санкцию части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, учитывая имущественное и финансовое состояние юридического лица, исходя из приобщенных к жалобе документов, подтверждающих финансовое положение АО «ДГК», прихожу к выводу о том, что имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер назначенного АО «ДГК» административного штрафа до 100000 рублей, который будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление подлежат изменению в части снижения размера назначенного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.8, ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ,
решил:
Постановление и.о. начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Амурскому району от 17.08.2020 № 395 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» изменить: назначенное акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» административное наказание снизить с 200000 рублей до 100000 рублей.
Исключить из резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении пункт 2 «предложить акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» добровольно возместить ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, в размере 48841,76 рублей».
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Жалобу акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» считать частично удовлетворенной.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 10 суток со дня его вручения (получения).
Судья С.Н.Лошманова