Дело № 12-14/2021 (УИД: 48RS0004-01-2021-000475-58) <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
12 мая 2021 года г.Усмань Липецкой области
Судья Усманского районного суда Липецкой области Ламонов А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотова К.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. № 29 от 26 февраля 2021 года, которым постановлено:
начальника очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотова К.В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. № 29 от 26 февраля 2021 года начальник очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотов К.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей по факту того, что 27 января 2021 года в 16 часов 30 минут внеплановой выездной проверкой выявлено, что ОГУП «Липецкоблводоканал» (ИНН 4823052555), расположенное по адресу: <адрес>, осуществлялась деятельность по использованию водного объекта река Усмань с нарушением условий разрешительной документации, на основании которой возникает право пользования водным объектом.
Начальник очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотов К.В. подал в суд жалобу на указанное выше постановление с просьбой его отменить.
Из жалобы следует, что 16 февраля 2021 года Центрально - Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Далее - Росприроднадзор) в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.6 КоАП РФ, выразившееся в самовольном занятии водного объекта или его части, либо использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. К данному протоколу от 16 февраля 2021 года им были приобщены письменные возражения от 26 февраля 2021 года, которые он просил приобщить к материалам дела об административном правонарушении, возбужденном по ст. 7.6 КоАП РФ, а также учесть изложенные в возражениях доводы при вынесении постановления о назначении административного наказания. Однако, постановлением Росприроднадзора № 29 от 26 февраля 2021 года он признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, а письменные возражения от 26 февраля 2021 года не были приняты во внимание и оценены должным образом при вынесении постановления. Кроме того, при отборе проб Росприроднадзором были нарушены нормы действующего законодательства, а именно отбор проб производился в присутствии неуполномоченного ОГУП «Липецкоблводоканал» лица, составленный по результатам отбора проб акт не был направлен в адрес ОГУП «Липецкоблводоканал», отбирая пробы в присутствии не уполномоченного на то лица, ОГУП «Липецкоблводоканал» фактически был лишен права произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств, результаты отбора проб не были направлены в адрес ОГУП «Липецкоблводоканал», резервная проба также не отбиралась, результаты анализа резервной пробы ни в материалы дела, ни в адрес ОГУП «Липецкоблводоканал» не предоставлены.
Росприроднадзором не установлено имели ли место загрязнение и последствия, вызванные загрязнением, повлекшие за собой деградацию естественных экологических систем и истощение ресурсов, причинившие устойчивый негативный результат водному объекту в результате сброса сточных вод в реку Усмань. Для дезинфекции сточных вод используется гипохлорит натрия. По результатам микробиологического анализа за последние два года не выявлено нарушений и превышений по микробиологическим и паразитическим показателям. Установка ультрафиолета при санации стоков не может гарантировать стабильность результатов. Причина работы одной воздуходувки из трех установленных заключается в том, что для правильной работы активного ила при восстановительных процессах загрязнений в стоках необходимо определенное количество кислорода. При увеличении кислорода уменьшается средний возраст ила, происходит незапланированное увеличение объема биомассы. Большой объем ила не способен нормально и в установленные технологическим расчетом время обработать все стоки, происходит процесс вспухания, угнетенный ил отмирает, начинает развиваться процесс гниения. Мертвый ил выносится на выход очистных и вызывает залповое превышение по взвешенным веществам, в связи с чем работа только одной воздуходувки объясняется переизбытком кислорода. Имеющаяся сливная станция используется по назначению - прием ЖБО, слив на иловую карту производится только при засорении перекачивающего трубопровода. На момент проведения проверки трубопровод от сливной камеры на КНС был засорен, по согласованию с главным технологом временно был разрешен слив ЖБО на неиспользуемую иловую карту. Дальше по техническому трубопроводу слитые отходы поступают в ту же точку, что и при использовании сливной станции, на КНС.
В судебном заседании начальник очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотов К.В. и его представитель по устному ходатайству Перминова М.А. жалобу поддержали, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дуганова Е.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судья посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанного лица.
Заслушав лиц, участвовавших в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частью 1 ст. 9 Водного Кодекса РФ предусматривается, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 11 Водного Кодекса РФ водные объекты, основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
Из материалов дела следует, что 27 января 2021 года в 16 часов 30 минут внеплановой выездной проверкой выявлено, что ОГУП «Липецкоблводоканал» (ИНН 4823052555), расположенное по адресу: <адрес>, осуществлялась деятельность по использованию водного объекта река Усмань с нарушением условий разрешительной документации, на основании которой возникает право пользования водным объектом.
ОГУП «Липецкоблводоканал» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, на объекте: № получено решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № № (далее - решение) и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № № от 15 сентября 2016 года (далее - разрешение).
Водным объектом, предоставленным в пользование, является река Усмань на 118,8 км от устья (№ км от устья), код водохозяйственного участка №, наименование - «Воронеж от г. Липецк до Воронежского г/у», координаты: № с.ш., № в.д.
Согласно разрешению объем сброса сточных вод не должен превышать - 715,27 тыс.м3/год.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 24 декабря 2020 года в 11 часов 00 минут установлено, что ОГУП «Липецкоблводоканал» осуществлялась деятельность по использованию водного объекта реки Усмань для целей сброса сточных вод с нарушением разрешительных документов - решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № №.
Согласно п.п. 10 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № № использование водного объекта может осуществляться при непревышении объема сброса сточных вод равных 0,10572 тыс. м3 в час (0,03 м3 сек; 2,53718 тыс. м3 в сутки 914,92 тыс. м3 в год).
Учёт объема сброса должен определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений прибором марки ВЗЛЕТ ЭМ под №№.
Кроме того, установлено, что прибор учёта сброса стоков не работает с 15 ноября 2020 года, что подтверждается фотоматериалами, объяснительной начальника очистных сооружений ОГУП «Липецкоблводоканал» в г. Усмань Федотова К.В..
Согласно п.п. 12 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № № утилизация (захоронение) осадков сточных вод из очистных сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области с отходами.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 27 января 2021 года в 16 часов 30 минут было установлено, что у юридического лица отсутствовали документы, подтверждающие утилизацию (захоронение) осадков сточных вод из очистных сооружений.
При проведении проверки с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ «ЦЛАТИ» по ЦФО 24 декабря 2020 года, 13 января 2021 года, 15 января 2021 года производились отборы проб на выходе с локальных очистных сооружений предприятия ОГУП «Липецкоблводоканал» в реку Усмань, было установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, а именно: Аммония-ион, АПАВ, БПК5, БПКполн, Железо общ., Марганец, Медь, Нефтепродукты, Нитрит-ион, Фенолы, Фосфат-ион, Фторид-ион, Хлорид-ион, ХПК, Цинк, было установлено наличие превышения концентраций взвешенных веществ и было установлено, что сточные воды, имеют выраженный резкий, неприятный запах.
Согласно п.п. 14 п. 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № № при использовании водного объекта эксплуатируемые водопользователем очистные сооружения должны содержаться в исправном состоянии.
При проведении вышеуказанной внеплановой выездной проверки были установлены несоответствия эксплуатации (работы) очистных сооружений Технологическому регламенту очистных сооружений канализации г. Усмань Липецкой области, а именно установка ультрафиолетовой дезинфекции не использовалась и на момент проверки использовалась одна воздуходувка, а при работе очистных сооружений должны использоваться три воздуходувки.
Вина начальника очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотова К.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, полностью подтверждается собранными по делу и исследованными в суде доказательствами:
- копией распоряжения органа государственного контроля (надзора) внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № № от 22 декабря 2020 года;
- копией требования о проведении внеплановой выездной проверки Липецкой межрайонной природоохранной прокуратуры № № от 16 декабря 2020 года;
- копией акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя № № от 27 января 2021 года согласно которого выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами в области окружающей среды;
- копией карточки сведений о контрагенте;
- копией устава ОГУП «Липецкий областной водоканал»;
- копией выписки из ЕГРЮЛ;
- копией акта отбора проб сточных вод № № от 24 декабря 2020 года;
- копией протокола результатов количественного химического анализа (КХА) проб сточных вод № № от 29 декабря 2020 года;
- копией приложения к результатам количественного химического анализа (КХА) проб сточных вод к протоколу № № от 29 декабря 2020 года;
- копией заключения № № по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 29 декабря 2020 года, согласно которому установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, а именно: Аммония-ион, АПАВ, БПК5, БПКполн, Железо общ., Марганец, Медь, Нефтепродукты, Нитрит-ион, Фенолы, Фосфат-ион, Фторид-ион, Хлорид-ион, ХПК, Цинк;
- копией акта отбора природных вод № № от 24 декабря 2020 года;
- копией протокола результатов количественного химического анализа (КХА) проб природных вод № № от 29 декабря 2020 года;
- копией приложения к результатам количественного химического анализа (КХА) проб природных вод к протоколу № № от 29 декабря 2020 года;
- копией заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № № от 29 декабря 2020 года, которым установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ;
- копией протокола результатов количественного химического анализа (КХА) проб сточных вод № № от 19 января 2021 года;
- копией приложения к результатам количественного химического анализа (КХА) проб сточных вод к протоколу № № от 19 января 2021 года;
- копией заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № № от 19 января 2021 года, которым установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ;
- копией акта отбора природных вод № № от 13 января 2021 года;
- копией протокола результатов количественного химического анализа (КХА) проб природных вод № № от 19 января 2021 года;
- копией приложения к результатам количественного химического анализа (КХА) проб природных вод к протоколу № № от 19 января 2021 года;
- копией заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № № от 19 января 2021 года, которым установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ;
- копией акта отбора сточных вод № № от 15 января 2021 года;
- копией протокола результатов количественного химического анализа (КХА) проб сточных вод № № от 21 января 2021 года;
- копией приложения к результатам количественного химического анализа (КХА) проб сточных вод к протоколу № № от 21 января 2021 года;
- копией заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № № от 21 января 2021 года, которым установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ;
- копией акта отбора природных вод № № от 15 января 2021 года;
- копией протокола результатов количественного химического анализа (КХА) проб природных вод № № от 21 января 2021 года;
- копией приложения к результатам количественного химического анализа (КХА) проб природных вод к протоколу № № от 21 января 2021 года;
- копией заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № № от 21 января 2021 года, которым установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ;
- копией решения о предоставлении водного объекта в пользование для сбора сточных вод № № от 31 декабря 2019 года;
- копией схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте и обеспечивающих возможность его использования для нужд;
- копией схемы размещения зон с особыми условиями;
- фототаблицей;
- копией объяснений Федотова К.В. от 24 декабря 2020 года, из которых следует, что прибор учета сброса стоков не работает с 15 декабря 2020 года, поэтому учет сброса стоков не осуществляется. Работа одной воздуходувки обусловлено поломкой двух других, ремонт своими силами не возможен, поскольку отсутствуют специалисты. Обеззараживание стоков производится с использованием пенохлоридом натрия, который добавляется в стояк из дозатора;
- копией книги реконструкции очистных сооружений канализации производительностью 5000м3/сут. (пояснительная записка (технологическая часть));
- копией технологического регламента очистных сооружений канализации г. Усмань Липецкой области;
- копией приказа о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию очистных сооружений № 10 от 27 февраля 2020 года, которым назначен ответственным за эксплуатацию очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» Федотов К.В..
Достоверность и допустимость собранных по делу доказательств проверены, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Таким образом, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу начальника очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотова К.В., не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности также не нарушены.
Вместе с тем, считаю, что наказание в виде административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей начальнику очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотову К.В. было назначено без учета наличия у него обстоятельств, смягчающих административную ответственность, таких как признание вины, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей, и его материального положения, в связи с чем размер назначенного начальнику очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотову К.В. административного наказания в виде административного штрафа подлежит снижению до 10 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.3-30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. № 29 от 26 февраля 2021 года изменить, снизить начальнику очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотову К.В. наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, в виде административного штрафа до 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Усманский районный суд Липецкой области в течении 10 дней со дня получения копии настоящего решения.
Судья <данные изъяты> А.В. Ламонов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>