Дело №12-14/2021
УИД 32RS0012-01-2021-000083-46
Р Е Ш Е Н И Е
14 мая 2021 года г.Карачев, Брянской области
Судья Карачевского районного суда Брянской области Милица Н.В.,
с участием лица, привлеченного к административной ответственности ФИО1, рассмотрев жалобу инженера МУП «Карачевский городской водоканал» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО2 № 372 от 30.12.2020, которым ФИО1, <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановлению старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды отдела природопользования управления природопользования и охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО2 № 372 от 30.12.2020, в ходе проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверки в период с 29.09.2020 по 02.11.2020 установлено, что в нарушение ч.7 ст., ч.1,3 ст.11, ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» МУП «Карачевский городской водоканал»: в нарушение пп.2.4, 2.5 условий лицензий в установленном порядке не утверждены проекты зон санитарной охраны скважин, не получены санитарно-эпидемиологические заключения.
В этой связи должностное лицо – инженер МУП «Карачевский городской водоканал» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
На данное постановление ФИО1 подал жалобу, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Полагая, что необоснованно не приняты во внимание в отношении отдельных объектов документы, подтверждающие наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии добываемых вод СанПин 2.1.4.1074 на участке недр, используемых в целях добычи пресных подземных вод. Также не приняты документы, подтверждающие утверждение зон санитарной охраны скважин. Полагает, что отсутствует состав правонарушения. Кроме того, у старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды согласно ст.23.23 КоАП РФ отсутствует право на рассмотрение дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В возражениях на жалобу представитель департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО3 просит отказать в удовлетворении жалобы инженера МУП «Карачевский городской водоканал» ФИО1, а постановление № 372 от 30.12.2020 оставить без изменения. При этом ходатайствует о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - ФИО1 поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, пояснил, что в настоящее время 02.04.2021 в Управление Роспотребнадзора по Брянской области подано заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам артскважин, имеются документы, подтверждающие утверждение зон санитарной охраны скважин, по мере финансирования проводятся работы по подготовке соответствующих документов.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности) пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» определено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Статьей 22 вышеуказанного Закона пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне; исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, в ходе проведенной Брянской природоохранной прокуратурой проверки в период с 29.09.2020 по 02.11.2020 установлено следующее:
МУП «Карачевский городской водоканал» 11.04.2018 департаментом предоставлено право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на участке недр «ФИО4» для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80439 ВЭ. Участок недр расположен вблизи н.п. Мальтина, ФИО4 Карачевского района Брянской области.
На основании пп.2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 11.04.2019 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин. Утвержденные зоны санитарной охраны скважин не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал» 26.12.2016 предоставлено право недропользования в целях добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80315 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Бошино, Зеленино Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано в срок до 01.02.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2019 получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПи 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал 26.12.2016 предоставлено право недропользования в целях добычи пресных подземных вод на участках Брянского месторождения и в н.п. Верхополье для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80319 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Верхополье, Новгородский, Песочня Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.07.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2019 получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПиН 2.1.4.1 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал 26.12.2016 предоставлен право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на участке недр Брянского месторождения для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80321 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Вельяминово Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано в срок до 01.07.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2019 получить санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал 26.12.2016 предоставлено право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на участке недр Брянского месторождения для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80322 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Вельяминово, н.п. Дубрава Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано в срок до 01.07.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2019 получить санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал 15.06.2017 предоставлено право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80353 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Осиновка Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2018 получить санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал 26.12.2016 предоставлено право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на участке недр Брянского месторождения в н.п. Большие Подосинки, Крутое, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Ружное для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80320 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Большие Подосинки, Крутое, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Ружное Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.07.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2019 получить санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал 26.12.2016 предоставлено право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на участке недр Брянского месторождения в н.п. Дроново для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80317 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Дроново Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.07.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2019 получить санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал 26.12.2016 предоставлено право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на участке недр Брянского месторождения в н.п. Фроловка для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80316 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Березовка, Газеновка, Мылинка, Фроловка Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.07.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2019 получить санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
МУП «Карачевский городской водоканал 26.12.2016 предоставлено право пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на участке недр Брянского месторождения в н.п. Алексеевка для хозяйственно-питьевого и технологического водоснабжения населения и предприятий Карачевского района на основании лицензии № БРН 80318 ВЭ. Участок недр расположен в н.п. Алексеевка, Юрасово Карачевского района Брянской области.
На основании пп. 2.4 условий вышеуказанной лицензии МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.07.2018 в установленном порядке утвердить проект зон санитарной охраны скважин.
Согласно пп. 2.5 условий МУП «Карачевский городской водоканал» обязано было в срок до 01.01.2019 получить санитарно- эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора о соответствии добываемых вод СанПиН 2.1.4.1074 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения». Утвержденные зоны санитарной охраны скважин и заключение Роспотребнадзора не представлены.
В соответствии с должностной инструкцией. Утвержденной 10.01.2017 директором МУП «Карачевский городской водоканал» ответственным должностным лицом, участвующим в подготовке материалов для лицензирования деятельности предприятия и выполнения условий лицензии является инженер МУП «Карачевский городской водоканал» ФИО1
Факт совершения должностным лицом – инженером МУП «Карачевский городской водоканал» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, представленных в материалы дела и проверенных в ходе рассмотрения жалобы, относимость и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе: постановлением Брянского природоохранного прокурора от 02.11.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ в отношении ФИО1, в котором изложено существо выявленного в ходе прокурорской проверки административного правонарушения, с содержанием которого ФИО1 был согласен; выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, принадлежащий МУП «Карачевский городской водоканал»; приказом от 01.04.2004 о приеме на работу ФИО1 в должности мастера водопроводной сети МУП «Карачевский городской водоканал», приказом от 30.10.2012 о переводе на должность инженера МУП «Карачевский городской водоканал»; копией Устава МУП «Карачевский городской водоканал», утвержденного постановлением Карачевской городской администрации от 25.09.2014 № 394.
В судебном заседании установлено, что действия должностного лица – инженера МУП «Карачевский городской водоканал» ФИО1 правильно квалифицированы по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам о нарушении срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности.
Обязанности пользователя недр, в том числе выполнение условий лицензии установлены Законом о недрах.
МУП «Карачевский городской водоканал» после истечения указанных сроков продолжило пользование недрами, не выполнив условия лицензии, за что предусмотрена ответственность по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензии, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
На момент проведения проверки деятельность по добыче пресных подземных вод прекращена не была, условия пользования недрами не выполнены.
Следовательно, со дня обнаружения административного правонарушения начал течь срок давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Из п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае необходимо учитывать, что совершенное правонарушение посягало на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
Отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения не имеет значения для наступления ответственности за указанное правонарушение, поскольку, по своему правовому характеру состав правонарушения является формальным. Угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае связана с пренебрежением правонарушителя в течение определенного периода времени к требованиям публичного права. Пользование недрами без лицензии не может быть отнесено к действиям в состоянии крайней необходимости и не является малозначительным правонарушением.
Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и с учетом конкретных обстоятельств и характера совершенного правонарушения, в том числе, и с учетом степени опасности совершенного административного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм и требований КоАП РФ при производстве по делу административным органом допущено не было.
Оценивая установленные по делу обстоятельства и характер общественных отношений, прихожу к выводу об отсутствии оснований для снижения назначенного административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Брянской области ФИО2 № 372 от 30.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - инженера МУП «Карачевский городской водоканал» ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14. КоАП РФ.
Судья Н.В. Милица
. |