ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2021 от 18.03.2021 Эхирит-булагатского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

п.Усть-Ордынский 18 марта 2021 г.

Судья Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области Альхеев Г.Д., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды Службы государственного экологического надзора Иркутской области П.А.М. на постановление мирового судьи судебного участка №134 Эхирит-Булагатского района от 03.02.2021 г. по делу об административном правонарушении в отношении муниципального учреждения Усть-Ордынская детско-юношеская спортивная школа (МОУ «Усть-Ордынская ДЮСШ»),

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 134 Эхирит-Булагатского района Иркутской области от 19.02.2021 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении муниципального учреждения Усть-Ордынская детско-юношеская спортивная школа (МОУ «Усть-Ордынская ДЮСШ») за отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – старший государственный инспектор Иркутской области в области охраны окружающей среды Службы государственного экологического надзора Иркутской области П.А.М., будучи не согласная с указанным постановлением, подала жалобу, в которой просит постановление отменить, направить материалы дела на новое рассмотрение.

В судебное заседание старший государственный инспектор Иркутской области в области охраны окружающей среды Службы государственного экологического надзора Иркутской области П.А.М. не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО1 просил в удовлетворении жалобы отказать по доводам письменных возражений, суть которых сводится к следующему.

В заключительной части предписания от 27.12.2019 г. № 363 УО-е предписано представить информацию за 7 дней по истечении срока. В жалобе же ссылаются на то, что учреждение было обязано представить информацию о результатах исполнения предписания в течение 7 дней с даты истечения срока исполнения. Информация об исполнении предписания была направлена 05.11.2020 г, тогда как срок истекал 08.11.2020 г. Кроме того, в тот период МОУ Усть-Ордынская ДЮСШ в связи с пандемией не действовала, сам директор ДЮСШ находился на изоляции, в помещении школы были произведены дезинфекционные работы, и не имелось доступа к документам.

Судья, выслушав законного представителя юридического лица ФИО1, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Эти требования закона мировым судьей не соблюдены.

Из материалов дела усматривается, что Усть-Ордынскому ДЮСШ вменялось не исполнение предписания в срок до 01.11.2020 г. по устранению выявленных нарушений. А именно, п. 1 и 2 предписания не исполнены, п. 3 и 4 исполнены частично, с нарушением срока. Время совершения административного правонарушения 02.11.2020 г. в 8:00 часов.

Постановлением мирового судьи судебного участка №134 Эхирит-Булагатского района Иркутской области от 03.02.2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении муниципального учреждения Усть-Ордынская детско-юношеская спортивная школа (МОУ «Усть-Ордынская ДЮСШ») прекращено. Мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях муниципального учреждения Усть-Ордынская детско-юношеская спортивная школа (МОУ «Усть-Ордынская ДЮСШ») состава вмененного административного правонарушения. В обоснование данного вывода мировым судьей указано, что распоряжение о проведении внеплановой проверки ДЮСШ по истечении срока ранее выданного предписания не выносилось, акт по результатам проверки неисполнения ранее выданного предписания не составлялся.

Установленные нарушения организации и проведение проверки в отношении юридического лица нарушили законные права ДЮСШ, лишив возможности представлять свои документы и пояснения, которые были представлены суду по факту исполнения ими пунктов предписания.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, оспаривая данные выводы мирового судьи, указало, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) муниципального контроля и внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», оснований для проведения внеплановой проверки исполнения ранее выданного предписания не имелось.

Обязанность Усть-Ордынского ДЮСШ исполнить предписание, которое оно не оспорило, вытекает из ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Следовательно, несмотря на закрепленные в п.1 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ такого основания для проведения внеплановой проверки, как истечение срока исполнения предписания, лицо, которому адресовано предписание, обязано представить информацию о результатах исполнения соответствующих пунктов предписания с даты истечения срока их исполнения.

Из информации ДЮСШ от 05.11.2020 г. следует, что организован экологический контроль, в т.ч. за охраной атмосферного воздуха; взят под контроль учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов: заключен договор с МУП «Каскад» на вывоз отходов на полигон, ведение журнала учета отходов; подтверждено образование в процессе осуществления деятельности школы отходов 4 класса опасности, а также сообщено о разработке в отношении названных отходов паспортов опасных отходов; в части обустройства контейнерных площадок школой сообщено о направлении писем в администрацию МО «Эхирит-Булагатский район» о включении в бюджет средств на указанные нужды.

Однако ДЮСШ к письму от 05.11.2020 г. не приложило каких-либо документов, подтверждающих данную информацию. Письмом от 06.11.2020 г. в адрес директора ФИО1, предложено представить необходимые документы.

Представленные ДЮСШ в соответствии с письмом от 25.11.2020 г. документы подтверждают неисполнение пунктов предписания в части отсутствия сведений о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля, и непредставления сведений о них (п.1 предписания); отсутствия журнала учета образовавшихся отходов по форме, утв. приказом Минприроды РФ от 01.01.2011 г. № 721 (п. 2 предписания); в представленных паспортах опасных отходов отсутствуют код и наименование отходов по ФККО ( п.3 предписания); по п. 4 предписания представлены сведения о намерениях строительства в 2021 году двух контейнерных площадок и навеса под уголь и шлак.

Указанные доводы жалобы заслуживают внимания в силу следующего.

В соответствии с п.2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ состав административного правонарушения образует невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат установлению следующие обстоятельства: законность выданного предписания, невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, наличие/отсутствие объективных обстоятельств, препятствовавших исполнению предписания, т.е. виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В нарушение указанных норм мировой судья, прекращая производство по делу об административном правонарушении, не дал оценки законности вынесенного предписания, не установил факт исполнения/либо неисполнения предписания, виновность/невиновность юридического лица.

В качестве основания для выводов об отсутствии состава административного правонарушения мировой судья положил лишь доводы о том, что Госэкононадзором Иркутской области не была проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания, сославшись на ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.

Вместе с тем, мировым судьей не принято во внимание, что Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (ред. от 14.09.2020) "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен ограниченный перечень оснований для проведения внеплановых проверок, под который рассматриваемый случай не подпадает.

Выводы мирового судьи о том, что Усть-Ордынское ДЮСШ было лишено возможности представить свои документы и пояснения, которые были представлены суда, также не основан на материалах дела. ДЮСШ было своевременно извещено о составлении протокола об административном правонарушении 25.11.2020 г., о чем свидетельствует отчет о почтовых отправлениях, согласно которому уведомление о составлении протокола было вручено ДЮСШ 23.11.2020 г.

Ссылаясь на документы, которые были представлены мировому судье, мировой судья какой-либо оценки им не дал. Не оценил свидетельствуют ли представленные доказательства об исполнении предписания, либо нет.

При таких обстоятельствах постановление по делу подлежит отмене.

Поскольку в настоящее время истек срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, составляющий 3 месяца (с 02.11.2020 г. – даты совершения административного правонарушения, указанной в протоколе об административном правонарушении), производство по делу подлежит прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 134 Эхирит-Булагатского района Иркутской области от 03.02.2021 г. по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении муниципального учреждения Усть-Ордынская детско-юношеская спортивная школа (МОУ «Усть-Ордынская ДЮСШ») отменить. Производство по делу об административном правонарушении прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Г.Д.Альхеев