Дело № 12-14/2021
26RS0012-01-2020-004514-79
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2021 года город Ессентуки
Судья Ессентукского городского суда Ставропольского края Жукова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя УЖКХ администрации г. Ессентуки ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 № от 18 декабря 2020 года по делу в отношении юридического лица – УЖКХ администрации городского округа город-курорт Ессентуки об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 № от 18 декабря 2020 года Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.13 КРФ об АП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки по доверенности ФИО1 не соглашаясь с указанным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой указала, что как отмечено в протоколе об административном правонарушении от 11.12.2020 года, при визуальном осмотре водоохранной зоны реки Подкумок в границах г. Ессентуки вдоль береговой полосы реки Подкумок, на земельном участке с кадастровым номером №, обнаружены навалы отходов (куски пластика, бой стекла, полиэтилен, ветошь, обломки древесины, металлические банки, пластиковая посуда, мешки с мусором от ремонта жилищ). Отходы расположены в границах водоохранной зоны реки Подкумок на расстоянии 105 метров от уреза воды.
Статья 8.13 КРФ об АП, предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны водных объектов. Частью 2 этой статьи установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования. Следовательно, объективную сторону данного административного правонарушения образует невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон или прибрежных полос в состояние, пригодное для использования.
Исходя из объекта и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП следует, что степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, определяется действиями либо бездействиями, выразившимися в невыполнении или несвоевременном (то есть в определённые установленные сроки) выполнении обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КРФ об АП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 26.1 КРФ об АП также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КРФ об АП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что юридическое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 28.5 КРФ об АП, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течении 2-х суток с момента выявления административного правонарушения.
Правонарушение было обнаружено 06.07.2020 года в 9:30, дело об административном правонарушении было возбуждено 11.12.2020 года согласно статье 28.1 КРФ об АП, с момента составления протокола об административном правонарушении №. Протокол был составлен за пределами установленных сроков.
В соответствии со статьей 28.9 КРФ об АП, при наличии хотя бы одного из обстоятельств перечисленных в статье 24.5 должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. К обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении относятся:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения;
3) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
4) в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
20.08.2020 года по тем же материалам государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО4 было вынесено постановление № в отношении юридического лица - Администрации городского округа города-курорта Ессентуки за административное правонарушение в области охраны окружающей среды по ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП. Решением Ессентукского городского суда по делу № от 10.11.2020 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со статьей 34 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 51 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края, утвержденного решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 29 июня 2016 г. № 48, к полномочиям администрации города относятся:
- осуществление полномочий в области недропользования и охраны окружающей среды, отнесенных федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края к ведению органов местного самоуправления за исключением полномочий, являющихся компетенцией представительного органа местного самоуправления - Думы города на основании вышеуказанного законодательства и настоящего Устава;
- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- составление проекта бюджета городского округа, исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета городского округа;
- разработка проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, организация его исполнения;
Согласно п. 2.1 Положения об администрации городского округа город-курорт Ессентуки, утвержденного решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 23 ноября 2016 г. № 93 к полномочиям администрации города Ессентуки относится:
- осуществление полномочий в области недропользования и охраны окружающей среды, отнесенных федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края к ведению органов местного самоуправления за исключением полномочий, являющихся компетенцией представительного органа местного самоуправления - Думы города на основании вышеуказанного законодательства и Устава города Ессентуки;
- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4.2 Положения об администрации городского округа город-курорт Ессентуки установлено, что структура администрации города Ессентуки утверждается Думой города Ессентуки по представлению Главы города Ессентуки. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) органы администрации города, являющиеся юридическими лицами. Отраслевыми (функциональными) органами администрации города являются комитеты, управления, службы, отделы и т.п., создаваемые в целях решения определенных вопросов местного значения в наиболее важных областях жизнедеятельности городского округа (управление собственностью, культура, медицина, образование, охрана общественного порядка и др.). Полномочия и порядок организации работы отраслевых (функциональных) органов определяются положениями об этих органах, утверждаемыми в установленном порядке.
Управление ЖКХ администрации города Ессентуки хотя и зарегистрировано как юридическое лицо, однако, согласно Положению о нем, утвержденным решением Совета города Ессентуки от 29.06.2016 г. № 62, является муниципальным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций, входящим в структуру администрации города Ессентуки. В соответствии с полномочиями управления, закрепленными в Положении и распоряжениях администрации города Ессентуки, оно не может осуществлять самостоятельной хозяйственной деятельности, а только реализует полномочия местного самоуправления. Таким образом, Управление является отраслевым органом местного самоуправления (публичной власти), а не самостоятельным хозяйствующим субъектом. Управление ЖКХ не является самостоятельным органом местного самоуправления, соответственно не может обладать теми правами и обязанностями, которыми обладает орган местного самоуправления, в структуру которого он входит.
Поскольку дело № в отношении юридического лица - Администрации городского округа города-курорта Ессентуки (органа местного самоуправления) за административное правонарушение в области охраны окружающей среды по ч. 2 с. 8.13 КРФ об АП было прекращено, то возбуждение административного дела об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью КРФ об АП в отношении функционального органа того же юридического лица, недопустимо, уже возбужденное дело подлежит прекращению.
В оспариваемом Постановлении свидетельством неисполнения Управлением возложенных на него обязанностей по приведению водных объектов в состояние, пригодное для их использования, являются возложенные обязанности по организации работы по обеспечению надлежащего санитарного состояния и благоустройства территории города; реализации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами; организация мероприятия по охране окружающей среды в границах города Ессентуки; осуществление контроля в области охраны окружающей среды использования природных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления (экологический контроль).
Письмом от 14.12.2020 года за №, во исполнение определения № государственному инспектору было сообщено, что в функции Управления были внесены изменения согласно распоряжению администрации города Ессентуки № 114-р от 10.10.2019 года, такие функции как - контроль в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, обращение с отходами производства и потребления (экологический контроль) не входят, в связи с реорганизацией отдела экологии и охраны окружающей среды и передаче вышеуказанных функций отделу муниципального контроля администрации города Ессентуки.
Работа по обеспечению надлежащего санитарного состояния и благоустройства территории города Ессентуки Управлением проводится в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки, утвержденными решением Совета города от 25.05.2012 года № 45, текущее санитарное содержание города Ессентуки заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих:
- уборку, содержание и обустройство магистралей, дорог, площадок для временного хранения автотранспорта, площадей, инженерных сооружений (мостов, подпорных стенок), отмостков, тротуаров, пешеходных дорожек, объектов уличного освещения, зеленых насаждений, малых архитектурных форм;
- подметание дорожных покрытий, осевых и резервных полос, прибордюрной части магистралей, улиц и проездов с предварительным увлажнением дорожных покрытий согласно графика;
- уборку газонной части разделительных полос, содержание ограждений на проезжей части, тротуаров, газонных и других элементов благоустройства дороги. Действующая схема уборки территории городской инфраструктуры не включает в себя обязанности по уборке земельного участка с кадастровым номером №. Все работы проводятся не в рамках заключенных муниципальных контрактов, а в соответствии с муниципальным заданием и в пределах доведенных бюджетных средств.
Однако, государственным инспектором не была дана соответствующая оценка представленным доказательствам.
В рамках административного производства по делу № от 20.08.2020 в отношении юридического лица - администрации города Ессентуки, государственным инспектором было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое было Главой города передано на совместное рассмотрение, в том числе и Управлению ЖКХ.
Управление ЖКХ осуществило расчет стоимости утилизации строительного мусора в водоохраной зоне реки Подкумок, и с сопроводительным письмом от 30.09.2020 года № было адресовано Главе города Ессентуки для выделения дополнительного финансирования. Письмо Управления принято в работу Финансовым управлением, денежные средства доведены до Управления не были. Данные документы также были предоставлены в распоряжение государственного инспектора, однако оценка им также не была дана.
Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом не были выполнены требования статьи 24.1 КРФ об АП, в соответствии с которой задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При таких обстоятельствах имеются сомнения по вопросам, перечисленным в ст. 26.1 КРФ об АП, в частности, о виновности Управления ЖКХ администрации города Ессентуки в совершении административного правонарушения, об исключающих производство по делу об административном правонарушении обстоятельствах, о причинах и условиях совершения административного правонарушения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не выяснены все фактические обстоятельства дела, не исследованы представленные доказательства и не дано им надлежащей правовой оценки, что не позволило в полной мере установить состав административного правонарушения, наличие исключающих производство по делу обстоятельств и дать правильную юридическую оценку содеянному.
В соответствие со ст. 28.9 КРФ об АП, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем учреждения направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В соответствии со ст. 30.7 КРФ об АП, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Просит суд:
Постановление должностного лица - государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 № 20-№5 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП, - отменить, дело об административном правонарушении в отношении УЖКХ администрации города Ессентуки - прекратить.
В судебном заседании представители лица, в отношении которого вынесено постановление, УЖКХ администрации г. Ессентуки по доверенностям ФИО1 и ФИО5 поддержали жалобу по основаниям, в ней изложенным. Просили ее удовлетворить.
Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО6 в судебном заседании полагала вынесенное постановление законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы административного дела №, истребованного по запросу суда, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КРФ об АП, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Из ст.1.6 КРФ об АП, следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В противном случае исключается возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных КРФ об АП мер.
Согласно ст. 24.1 КРФ об АП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствие со ст. 26.1 КРФ об АП, предусмотрен перечень обстоятельств по делу об административном правонарушении, которые подлежат выяснению, а именно:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КРФ об АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КРФ об АП, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Часть 2 ст. 8.13 КРФ об АП предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.72 Конституции РФ, вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1 и 65 Водного кодекса РФ, водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу положений Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды, в частности, земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды. Названным законом (ч.2 ст.7) к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ администрации <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно статье 28.5 КРФ об АП, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса.
Как следует из доводов жалобы УЖКХ и подтверждается материалами дела, правонарушение было обнаружено 06.07.2020 года в 09 часов 30 минут, тогда как, протокол об административном правонарушении составлен только 11.12.2020 года.
На основании ч.2 ст. 28.7 КРФ об АП, решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
Согласно ч.5 ст. 28.7 КРФ об АП, срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
Материалы дела об административном правонарушении не содержат определений о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, как и о продлении срока административного расследования, следовательно, протокол об административном правонарушении №, составлен за пределами установленных сроков.
Согласно части 1 статьи 51 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки Ставропольского края, утвержденного решение Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 29 июня 2016 г. №, к полномочиям администрации города относятся:
- осуществление полномочий в области недропользования и охраны окружающей среды, отнесенных федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края к ведению органов местного самоуправления за исключением полномочий, являющихся компетенцией представительного органа местного самоуправления - Думы города на основании вышеуказанного законодательства и настоящего Устава;
- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- составление проекта бюджета городского округа, исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении бюджета городского округа;
- разработка проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, организация его исполнения;
Согласно п. 2.1 Положения об администрации городского округа город-курорт Ессентуки, утвержденного решением Думы городского округа города-курорта Ессентуки Ставропольского края от 23 ноября 2016 г. № 93 к полномочиям администрации города Ессентуки относится:
- осуществление полномочий в области недропользования и охраны окружающей среды, отнесенных федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края к ведению органов местного самоуправления за исключением полномочий, являющихся компетенцией представительного органа местного самоуправления - Думы города на основании вышеуказанного законодательства и Устава города Ессентуки;
- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 4.2 Положения об администрации городского округа город-курорт Ессентуки установлено, что структура администрации города Ессентуки утверждается Думой города Ессентуки по представлению Главы города Ессентуки. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) органы администрации города, являющиеся юридическими лицами. Отраслевыми (функциональными) органами администрации города являются комитеты, управления, службы, отделы и т.п., создаваемые в целях решения определенных вопросов местного значения в наиболее важных областях жизнедеятельности городского округа (управление собственностью, культура, медицина, образование, охрана общественного порядка и др.). Полномочия и порядок организации работы отраслевых (функциональных) органов определяются положениями об этих органах, утверждаемыми в установленном порядке.
Управление ЖКХ администрации города Ессентуки хотя и зарегистрировано как юридическое лицо, однако, согласно Положению о нем, утвержденным решением Совета города Ессентуки от 29.06.2016 г. № 62, является муниципальным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций, входящим в структуру администрации города Ессентуки. В соответствии с полномочиями управления, закрепленными в Положении и распоряжениях администрации города Ессентуки, оно не может осуществлять самостоятельной хозяйственной деятельности, а только реализует полномочия местного самоуправления. Таким образом, Управление является отраслевым органом местного самоуправления (публичной власти), а не самостоятельным хозяйствующим субъектом. Управление ЖКХ не является самостоятельным органом местного самоуправления, соответственно не может обладать теми правами и обязанностями, которыми не обладает орган местного самоуправления, в структуру которого он входит.
В оспариваемом Постановлении свидетельством неисполнения Управлением возложенных на него обязанностей по приведению водных объектов в состояние, пригодное для их использования, являются возложенные обязанности по организации работы по обеспечению надлежащего санитарного состояния и благоустройства территории города; реализации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами; организация мероприятия по охране окружающей среды в границах города Ессентуки; осуществление контроля в области охраны окружающей среды использования природных ресурсов, обращения с отходами производства и потребления (экологический контроль).
Письмом от 14.12.2020 года за №, во исполнение определения № государственному инспектору было сообщено, что в функции Управления были внесены изменения согласно распоряжению администрации города Ессентуки № 114-р от ДД.ММ.ГГГГ, такие функции как - контроль в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов, обращение с отходами производства и потребления (экологический контроль) не входят, в связи с реорганизацией отдела экологии и охраны окружающей среды и передаче вышеуказанных функций отделу муниципального контроля администрации города Ессентуки.
Работа по обеспечению надлежащего санитарного состояния и благоустройства территории города Ессентуки Управлением проводится в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Ессентуки, утвержденными решением Совета города от 25.05.2012 года № 45, текущее санитарное содержание города Ессентуки заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих:
- уборку, содержание и обустройство магистралей, дорог, площадок для временного хранения автотранспорта, площадей, инженерных сооружений (мостов, подпорных стенок), отмостков, тротуаров, пешеходных дорожек, объектов уличного освещения, зеленых насаждений, малых архитектурных форм;
- подметание дорожных покрытий, осевых и резервных полос, прибордюрной части магистралей, улиц и проездов с предварительным увлажнением дорожных покрытий согласно графика;
- уборку газонной части разделительных полос, содержание ограждений на проезжей части, тротуаров, газонных и других элементов благоустройства дороги. Действующая схема уборки территории городской инфраструктуры не включает в себя обязанности по уборке земельного участка с кадастровым номером 26:30:040402:1001. Все работы проводятся не в рамках заключенных муниципальных контрактов, а в соответствии с муниципальным заданием и в пределах доведенных бюджетных средств.
Однако, суд соглашается с доводами жалобы о том, что государственным инспектором не была дана соответствующая оценка представленным доказательствам.
Судом принимается во внимание тот факт, что 20.08.2020 года по тем же материалам (протокол об административном правонарушении № от 07.08.2020 года, время совершения административного правонарушения 09 часов 30 минут 06.07.2020 года) государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО4 было вынесено постановление № в отношении юридического лица - Администрации городского округа города-курорта Ессентуки за административное правонарушение в области охраны окружающей среды по ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП. Решением Ессентукского городского суда по делу № от 10.11.2020 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КРФ об АП.
Кроме того, суд соглашается с доводами жалобы, что государственным инспектором не была дана соответствующая оценка представленным доказательствам.
Так, в рамках административного производства по делу № от 20.08.2020 в отношении юридического лица - администрации города Ессентуки, государственным инспектором было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое было Главой города передано на совместное рассмотрение, в том числе и Управлению ЖКХ.
Управление ЖКХ осуществило расчет стоимости утилизации строительного мусора в водоохраной зоне реки Подкумок, и с сопроводительным письмом от 30.09.2020 года № 21-3745 было адресовано Главе города Ессентуки для выделения дополнительного финансирования. Письмо Управления принято в работу Финансовым управлением, денежные средства доведены до Управления не были. Данные документы были предоставлены в распоряжение государственного инспектора, однако оценка им также не была дана.
Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом не были выполнены требования статьи 24.1 КРФ об АП, в соответствии с которой задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из объекта и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП следует, что степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, определяется действиями либо бездействиями, выразившимися в невыполнении или несвоевременном (то есть в определённые установленные сроки) выполнении обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КРФ об АП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что юридическое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах у судьи возникли сомнения по вопросам, перечисленным в ст. 26.1 КРФ об АП, в частности, о виновности Управления ЖКХ администрации города Ессентуки в совершении административного правонарушения, что является исключающими производство по делу об административном правонарушении обстоятельством, о причинах и условиях совершения административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не выяснены все фактические обстоятельства дела, не исследованы представленные доказательства и не дано им надлежащей правовой оценки, что не позволило в полной мере установить состав административного правонарушения, наличие исключающих производство по делу обстоятельств и дать правильную юридическую оценку содеянному.
В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем учреждения направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных муниципальных учреждений подлежит прекращению.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФ об АП, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
В силу п.3 ч.1 ст. 30.7 КРФ об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе и решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с вышеизложенным, судья приходит к выводу, что постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 № от 18 декабря 2020 года по делу в отношении юридического лица – УЖКХ администрации городского округа город-курорт Ессентуки об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП, подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 30.4- 30.8 КРФ об АП, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3№/Ф/1-148/5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении юридического лица – УЖКХ администрации городского округа город-курорт Ессентуки об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП, - отменить.
Прекратить производство по делу в отношении УЖКХ администрации городского округа город-курорт Ессентуки об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.13 КРФ об АП, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КРФ об АП, в связи с отсутствием в действиях УЖКХ администрации городского округа город-курорт Ессентуки состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение десяти дней.
Судья В.В. Жукова