ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2021 от 26.10.2021 Беляевского районного суда (Оренбургская область)

56RS0006-01-2021-001028-33

Дело №12-14/2021

Р Е Ш Е Н И Е

26 октября 2021 года с.Беляевка

Судья Беляевского районного суда Оренбургской области Занездрова К.В. при секретаре Лотоцкой Т.В.,

с участием: старшего помощника прокурора Беляевского района Ткаченко А.А.,

представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, муниципального унитарного предприятия Коммунальный сервис Буртинский сельсовет Швырченкова С.Г.,

государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Гамма А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест Орского межрайонного природоохранного прокурора

на не вступившее в законную силу постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Гамма А.А. от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении производства по делу об административном правонарушении,

вынесенное в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия Коммунальный сервис Буртинский сельсовет по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее-КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Гамма А.А. от ДД.ММ.ГГГГ. (далее—Постановление), прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении муниципального унитарного предприятия Коммунальный сервис Буртинский сельсовет (далее- предприятие) в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и объявлением устного замечания.

Не согласившись с вышеуказанным Постановлением, Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Беляевский районный суд с протестом, в котором, указывает, что основанием для вынесения обжалуемого постановления явились выводы государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Гамма А.А., о том, что согласование программы мониторинга подземных вод, указанное в лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, выданной Предприятию, не предусмотрено Законом РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», а также Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016г. №94; а выявленные в результате прокурорской проверки нарушения в части контроля качества воды устранены Предприятием путем заключения договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ., по условиям которого контроль качества воды стал производиться по всем показателям качества, установленным санитарными правилами, в т.ч. нефтепродуктам, фенольному индексу, радиологический анализ. Однако, данные основания для прекращения производства по делу Прокурор считает не основанными на законе; считает, что они указаны без установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку материалы дела не содержат доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению Предприятием установленных законодательством обязанностей; а также наличия каких-либо исключительных обстоятельств для квалификации правонарушения юридического лица, как малозначительного.

Прокурор просил суд: отменить постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Гамма А.А. от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении производства по делу по ст.2.9 КоАП РФ в отношении муниципального унитарного предприятия Коммунальный сервис Буртинский сельсовет (далее- предприятие) по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании прокурор требования протеста поддержал по изложенным в нем основаниям.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Гамма А.А. в удовлетворении протеста прокурора возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Предприятия по Уставу Швырченков С.Г. в удовлетворении протеста прокурора возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве госинспектора.

Заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административных правонарушениях, прихожу к следующему.

В силу п.3 ст.1 "Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 N74-ФЗ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности, далее- Водный кодекс) водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.

Согласно ч.3 ст.9 Водного кодекса физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Из ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1"О недрах" (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности, далее- Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей …приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий…

В соответствии со ст.9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр...

Согласно п.10 ч.2 ст.22 вышеуказанного Закона пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией....

Из ст.30 Водного кодекса следует, что государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

В силу ст.25 Водного кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

Согласно ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

Пункты 2, 3 и 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94, определяют, что охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя, в т.ч., наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод,…определение объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией… Охрана подземных водных объектов осуществляется, в т.ч., при следующих видах деятельности осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая связана с эксплуатацией, зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и (или) истощению их запасов.

К профилактическим мероприятиям относятся, в том числе, наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уровневым режимом (далее - наблюдение за состоянием подземных вод) путем анализов проб воды и измерений уровней подземных вод в эксплуатационных водозаборных и наблюдательных скважинах.

Согласно ст. 43 Водного кодекса для целей питьевого и хозяйственно¬бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно- эпидемиологических заключений.

Частями 4 и 5 статьи 56 Водного кодекса установлено, что содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Статья 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определяет, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Пункты 2.2, 2.4, 3.4 действовавших до 01.03.2021 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы)» определял, что качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил. На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.

Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2), по содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2), которые включали в себя такие показатели как нефтепродукты суммарно, а также фенольный индекс.

Документ утратил силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2. Документ повторно признан утратившим силу с 1 марта 2021 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N3.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утверждены новые нормативы и требования (разделы № 3 и 4).

Пункты 4.1 и 5.2 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.07.2001 года, определяют, что гигиеническими критериями качества подземных вод являются предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ, уровни допустимого содержания санитарно-показательных микроорганизмов.

Производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на подземные воды обеспечивают юридические лица или индивидуальные предприниматели, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод. Измерения выполняются в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.

Согласно ч.2 ст.7.3 КоАП РФ (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности) нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения Орской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении Предприятия данного дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ послужили выявленные в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о недрах и условий выданной на пользование недрами лицензии нарушения, выразившиеся в отсутствии согласования программы мониторинга подземных вод, указанное в лицензии № на право пользования недрами для добычи подземных вод, выданной Предприятию, не предусмотрено Законом РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», а также Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016г. №94; и в отсутствии контроля качества воды по всем показателям качества, установленным санитарными правилами, в т.ч. по нефтепродуктам, фенольному индексу, радиологический анализ.

При проведении проверки прокурором установлено, ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Муниципальному унитарному предприятию Коммунальный сервис Буртинского сельсовета (далее- Предприятие) выдана лицензия № на право пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес>, участок недр расположен в <адрес> Оренбургской области, со сроком действия лицензии - ДД.ММ.ГГГГ (далее- лицензия), с Условиями пользования недрами, являющимися приложением к вышеуказанной лицензии (далее- Условия пользования недрами).

Согласно формы государственной статистической отчетности 2-ТП (водхоз) в ДД.ММ.ГГГГ году Предприятие осуществляло деятельность по добыче подземных вод, объем добытой питьевой воды на водозаборах <адрес> составил <данные изъяты>. м3/год.

По информации Предприятия объем добытой питьевой воды за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на водозаборах <адрес> составил <данные изъяты>. м3/год.

Согласно п.п. 4.1, 4.2, 6.1, 7.1 Условий пользования недрами предприятие, как лицензиат, обязано, в том числе, осуществлять мониторинг подземных вод в соответствии с программой, согласованной в установленном порядке.

Пункты 14.2.3 и 14.2.6 Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденном Указом Губернатора Оренбургской области от 10.01.2020 года N 5-ук, определяют, что в полномочия Министерства входит осуществление проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также осуществление создания и ведения фондов геологической информации Оренбургской области, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Оренбургская область.

В рамках проверки Предприятием была предоставлена программа мониторинга подземных вод, разработанная только в ДД.ММ.ГГГГ году, тогда как, по условиям Лицензии должна быть разработана еще в ДД.ММ.ГГГГ., и не согласованная с распорядителем недр - Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в установленном порядке.

Факт отсутствия согласования программы мониторинга подземных вод Предприятием подтверждается информацией Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Орской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, а также информацией Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Орской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ.

Корме того, в ходе проверки прокурором установлено, что согласно п.п.4.1, 4.2, 6.1, 7.1 Условий пользования недрами, Предприятие, как лицензиат обязано, в том числе, обеспечить соответствие качества подземных вод требованиям СанПин 2.1.4.1074-01, вести производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности за качеством подземных вод в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.51059-01.

В соответствии с производственной программой качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения МУП Коммунальный сервис Буртинского сельсовета, утверждённой ДД.ММ.ГГГГ Южным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, кратность отбора обобщенных показателей - нефтепродуктов, а также фенольного индекса составляет - 4 раза (по сезонам года), радиологический анализ - 1 проба в год, - раздел № 3 программы.

В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Предприятием не полном объёме осуществлялся производственный контроль за качеством подземных вод в части химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека - нефтепродуктов, а также фенольного индекса в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.51059-01, в 2020 году не проведен радиологический анализ питьевой воды.

Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении, в постановлении государственный инспектор Оренбургской области в области охраны окружающей среды Гамм А.А. от ДД.ММ.ГГГГ. (далее—Постановление), исходил из того, что совершенное Предприятием административное правонарушение является малозначительным, в связи с чем, названное лицо подлежит освобождению от административной ответственности.

В постановлении должностного лица отмечено, что существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Действующим законодательством согласование программы мониторинга подземных вод не предусмотрено, а на момент рассмотрения дела предприятие заключило договор, на основании которого производится анализ качества воды по всем предусмотренным санитарными правилами показателям.

Вместе с тем, административным органом при вынесении постановления не дана оценка тому факту, почему Предприятие в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не выполнило требования лицензионного соглашения об условиях пользования недрами, - программа мониторинга подземных вод, разработанная спустя три года со дня выдачи Лицензии, в 2019 году, не была согласована с распорядителем недр - Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в установленном Лицензией порядке, являлись ли причины невыполнения указанных требований лицензионного соглашения уважительными.

Также, административным органом на основании заключенного Предприятием договора от ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после проведения проверки и возбуждения ДД.ММ.ГГГГ Орской межрайонной природоохранной прокуратурой дела об административном правонарушении, предусмотренного по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и за 5 дней до дня рассмотрения дела в МПР по Оренбургской области, делается вывод о том, что представленный МУП Коммунальный сервис Буртинского сельсовета договор возмездного оказания услуг от 04.08.2021 указывает на принятые юридическим лицом меры по устранению нарушения, выявленного в рамках проверки. Однако, административный орган не выяснил причины невыполнения указанных требований лицензионного соглашения и заключение договора на определение всех вредных веществ в питьевой воде, установленных требованиями СанПин, только спустя 5 лет со дня выдачи Лицензии, и уважительность этих причин, препятствующих соблюдению требований Лицензии и СанПин.

Устранение последствий допущенных нарушений в виде заключения договора от 04.08.2021 обстоятельством, характеризующим малозначительность совершенного административного правонарушения, не является, а вывод должностного лица о наличии в рассматриваемом случае оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Постановлении надлежащим образом не мотивирован.

В силу части 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 указанного Кодекса учитываются при назначении административного наказания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.10.2013 N 1696-О проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что должностным лицом Министерства природных ресурсов Оренбургской области при рассмотрении дела допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть настоящее административное дело, в связи с чем, Постановление подлежит отмене, а дело- направлению дела в административный орган на новое рассмотрение.

При этом, судья обращает внимание, что на момент вынесеняи настоящего решения срок давности привлечения предприятия к административной ответственности не истек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

протест Орского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить

Постановление госинспектора Оренбургской бласти в облсти храны окружающей среды Гаммаа А.А, от ДД.ММ.ГГГГ. о прекращении производства по административному делу по ст.2.9 КоАП РФ в отношении юридического лица МУП КС Буртинский за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП, отмененить, дело направить на новое рассмотрение в государственный орган.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со ст.ст. 30.12.-30.19 КоАП РФ.

Судья К.В. Занездрова