ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-14/2022 от 09.08.2022 Калманского районного суда (Алтайский край)

Дело № 12-14/2022

РЕШЕНИЕ

с. Калманка 09 августа 2022 года

Судья Калманского районного суда Алтайского края Федорова Н.А. (адрес суда: ул. Ленина, 14, с.Калманка Калманского района Алтайского края), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Закрытого акционерного общества «Алтайкровля» в лице конкурсного управляющего ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № 03-07/03-36/20/2021 от 17.09.2021г. (в жалобе значится от 13.09.2021г.), вынесенного начальником отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, которым ЗАО «Алтайкровля» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. ст. 8.25 КоАП РФ, ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ст.8.27 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания от 17.09.2021г. ЗАО «Алтайкровля» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. ст. 8.25 КоАП РФ, ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ст.8.27 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.

Конкурсный управляющий ЗАО «Алтайкровля», не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит признать постановление незаконным, его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что в установленном должностным лицом деянии отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст.ст. 8.25. 8.27, 8.31, 8.32 КоАП РФ, поскольку отсутствует вина и противоправность деяния. Кроме того указывает, что при привлечении общества к ответственности, были нарушены нормы процессуального права, что, в свою очередь, привело к порочности вынесенного постановления.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2019г. ЗАО «Алтайкровля» признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура конкурсного производства. Определением этого же суда от 17.06.2021г. утвержден конкурсный управляющий ФИО1. О составлении актов, привлечении к административной ответственности и результатах протокола о привлечении к административной ответственности ФИО1 известно не было. Минприроды не направляло в адрес ФИО1 ни уведомления о проведении осмотра лесных участков, ни акты осмотров лесных участков, ни протокол о привлечении к административной ответственности, ни постановление по результатам рассмотрения протокола. Предполагает, что указанные документы были направлены на юридический адрес ЗАО «Алтайкровля», не смотря на то, что сведения об адресе конкурсного управляющего в силу ст.ст. 28, 128 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» находятся в открытом доступе на сайте Росреестра, на сайте СРО Ассоциация Арбитражных управляющих «Арсенал»», членом которой является конкурсный управляющий. Имеется многочисленная переписка между Минприроды Алтайского края и Конкурсным управляющим ФИО1, в которой информация о почтовом адресе имеется на всех фирменных бланках конкурсного управляющего. Полагает, что в силу закона конкурсный управляющий не обязан обеспечивать получение корреспонденции по юридическому адресу, так как не находится по месту регистрации юридического лица, конкурсным управляющим которого утвержден. По этим же основаниям просил восстановить срок обжалования состоявшегося постановления о привлечении ЗАО «Алтайкровля» к административной ответственности.

В заявлении о рассмотрении дела в отсутствие стороны (л.д. 40, 57), заявитель также приводит довод о том, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства надлежащего извещения ЗАО «Алтайкровля» либо конкурсного управляющего общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так установленный 7 дневный срок хранения почтового отправления от 17.06.2021г. в почтовом отделении адресата не соблюден.

Определением судьи Калманского районного суда Алтайского края от 20.07.2022г. восстановлен срок на подачу жалобы ЗАО «Алтайкровля».

В возражениях на жалобу (л.д. 21-22, 31-32)должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, находит доводы жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Так извещение о проведении осмотров мест рубок было направлено и.о. конкурсного управляющего ЗАО «Алтайкровля» ФИО2 16.03.2021г., так как на момент извещения об осмотрах лесосек обязанности конкурсного управляющего исполнял именно ФИО2. Также 16.03.2021г. в адрес ЗАО «Алтайкровля» было направлено заказным письмом извещение о проведении осмотров мест рубок. В связи с тем, что на момент начала проведения осмотров мест рубок (11.05.2021г.) у Отдела имелась информация о надлежащем извещении и.о. конкурсного управляющего ЗАО «Алтайкровля» и ЗАО «Алтайкровля», осмотры лесных участков проводились в одностороннем порядке, в соответствии с п.4 Порядка осмотра лесосек.

Также автор возражений находит несостоятельным довод конкурсного управляющего о том, что данное лицо не знало о результатах проведенных осмотров, поскольку ФИО1 письмом б/н от 26.07.2021г. обратился в Минприроды о предоставлении ему для ознакомления актов осмотра лесосек, мест рубок, проводимых в период с 11.05.2021г. по 30.06.2021г., приложив для их нарочного получения доверенность на имя заместителя директора по лесному хозяйству Барнаульского лесхоза ЗАО «Алтайкровля» ФИО3. 10.08.2021г. копии актов осмотра лесосек были переданы лично ФИО3.

Протокол о привлечении общества к административной ответственности, а также постановление по результатам рассмотрения протокола были направлены по юридическому адресу ЗАО «Алтайкровля», указанному в выписке из ЕГРЮЛ, что согласуется с положениями ст. 25.15 КоАП РФ.

Конкурсный управляющий ЗАО «Алтайкровля», иное лицо, представляющее интересы ЗАО «Алтайкровля» на рассмотрение жалобы не явилось. ЗАО «Алтайкровля» в лице конкурсного управляющего о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ФИО4 на рассмотрение жалобы не явился; о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. В письменных возражениях, поступивших в суд от должностного лица, ФИО4 ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, не заявивших ходатайства об отложении, ходатайствующих о рассмотрении жалобы в их отсутствие, прихожу к выводу о рассмотрении жалобы в отсутствие вышеназванных лиц.

Изучив доводы жалобы, возражений, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ст. 28.2 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

В соответствии со ст.127 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (ч.1). Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве (ч.2).

Согласно ст.128 Закона о банкротстве конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет для опубликования в соответствии со ст.28 данного закона сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в том числе: наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика); наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, и номер дела; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; дату закрытия реестра требований кредиторов, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 142 настоящего Федерального закона; адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику; сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации.

В силу ст.129 Закона о банкротстве, с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего, он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Исходя из совокупности вышеизложенных правовых норм, можно сделать вывод о том, что место нахождения конкурсного управляющего, который в период процедуры банкротства является законным представителем юридического лица, не совпадает с местом нахождения юридического лица, вместе с тем адрес места нахождения конкурсного управляющего подлежит опубликованию в открытых источниках с целью осуществления взаимодействия с ним.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ЗАО «Алтайкровля» на основании договора аренды земельного участка для заготовки древесины от 30.12.2008г. , зарегистрированным 26.01.2009г. за номером 22-22-24/001/2009-132; Проекта освоения лесов по заготовке древесины на лесном участке, арендуемом ЗАО «Алтайкровля», прошедшего государственную экспертизу, Лесной декларации осуществляло использование лесов на территории Барнаульского лесничества управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2019г. ЗАО «Алтайкровля» признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура конкурсного производства; и.о. конкурсного управляющего утвержден ФИО2. Определением этого же суда от 17.06.2021г. утвержден конкурсный управляющий ФИО1 (ИНН .......), являющийся членом Ассоциации «УрСО АУ»

Сведения о конкурсном управляющем ФИО1, как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, внесены в ЕГРЮЛ 24.06.2021г.

16.03.2021г. Министерством Природных ресурсов и экологии Алтайского края в адрес ЗАО «Алтайкровля» направлено уведомление о проведении с 11.05.2021г. по 30.06.2021г. осмотра лесосек с оценкой состояния мест рубок, в которых закончена рубка лесных насаждений в 2020 году. Указанное уведомления направлено по юридическому адресу ЗАО «Алтайкровля», указанному в выписке из ЕГРЮЛ, а также и.о.конкурсного управляющего ФИО2.

При указанных обстоятельствах нахожу доводы конкурсного управляющего о проведении осмотра лесных участков без уведомления ЗАО «Алтайкровля» не нашедшими своего подтверждения. При этом изменение конкурсного управляющего не влияет на обязанность должностного лица производить уведомление иного конкурсного управляющего повторно.

27.07.2021г. в адрес начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений - по Барнаульскому лесничеству ФИО4 от конкурсного управляющего ФИО1 поступил запрос о предоставлении копий актов осмотра лесосек, проведенных в период с 11.05.2021г. по 30.06.2021г., представлена доверенность на получение актов на ФИО3. Запрашиваемые документы были получены представителем по доверенности ФИО3 10.08.2021г..

17.06.2021г. Министерством Природных ресурсов и экологии Алтайского края в адрес ЗАО «Алтайкровля» направлено сообщение о составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ, ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ, ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, ст.8.27 КоАП РФ, которое состоится 05.08.2021г. в 10 часов 00 минут в Отделе обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> по адресу: <адрес>. Указанное уведомления направлено по юридическому адресу ЗАО «Алтайкровля», указанному в выписке из ЕГРЮЛ. В адрес ни одного конкурсного управляющего сообщение не направлялось.

Почтовая корреспонденция возвращена в адрес госоргана с пометкой о выбытии адресата. Как следует из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65690454002872 конверт прибыл в место вручения 21.06.2021г., 24.06.2021г., то есть по истечении двух дней с момента прибытия, возращен отправителю из-за отсутствия адресата, при этом попытки вручения корреспонденции отсутствуют.

Согласно п. 34 Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (ред. от 19.11.2020) "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней. При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "судебное" и разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.

При данных обстоятельствах имеет место быть нарушение порядка извещения лица о составлении протокола об административном правонарушении, составлении протокола об административном правонарушении не в соответствии с требованиями КоАП РФ – в отсутствие законного представителя лица, не извещенного надлежащим образом.

Копия протокола об административном правонарушении 05.08.2021г. направлялась по юридическому адресу ЗАО «Алтайкровля», конкурсному управляющему не направлялась.

Одновременно (05.08.2021г.) на юридический адрес ЗАО «Алтайкровля» было направлено определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. В адрес законного представителя юридического лица копия определения не направлялась. Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица либо защитника.

Сведения о направлении копии постановления по делу об административном правонарушении в адрес законного представителя юридического лица также отсутствуют.

При этом должностному лицу было достоверно известно, что в отношении ЗАО «Алтайкровля» открыта процедура банкротства, назначен конкурсный управляющий.

Невыполнение административным органом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающих создание со стороны уполномоченного органа процессуальных условий для справедливого разбирательства дела в разумный срок, повлекло нарушение прав юридического лица на защиту интересов.

При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, правонарушение было обнаружено в период проведения проверки с 11.05.2021г. по 30.06.2021г., в частности при осмотре участков 19.05.2021г., 24.05.2021г.,25.05.2021г., 02.06.2021г.

Срок давности привлечения к административной ответственности ЗАО «Алтайкровля» истек.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу конкурсного управляющего ЗАО «Алтайкровля» - удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от 17.09.2021г., вынесенное начальником отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, которым ЗАО «Алтайкровля» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. ст. 8.25 КоАП РФ, ч.1 ст. 8.31 КоАП РФ, ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, ст. 8.27 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей, - отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.

Судья Н.А. Федорова